Предложенные игры помогут детям в интересной, игровой форме не только развлечься во время зимних каникул, но и с пользой для речевого развития провести досуг в общении с родителями, родными и друзьями.
1. Развитие динамической стороны речи (дыхание, темп, ритм, выразительность).
- игры *Надуй шарик*, *Подуй на цветок*, *Понюхай цветочек*, *Буря в стакане* ( подуть через соломинку в стакан с водой, соком, молоком ),*Задуй свечу*. Старайтесь обращать внимание ребенка на разницу носового и ротового дыхания.
- игры на развитие темпа и ритма. *Хлопни со мной*, *Хлопни (постучи) как я*. Повторение заданного темп и ритма с чередованием (быстро-медленно, тихо-громко).
- чтение коротких стихотворений, поговорок, скороговорок, потешек.
***
Мышь в углу прогрызла норку
Тащит в норку хлеба корку.
***
Ежик-ежик, чудачек,
Сшил колючий пиджачок,
Встал в кружок и ну считать
Нам водилку выбирать!
***
Зайчишка-трусишка,
По полю бежал,
В огород забежал,
Капусту нашёл
Сидит, грызет,
Хозяин идет!
***
У барана рога скручены-перекручены,
Сверчены-переверчены.
***
Жук жужжит под абажуром,
Жужжит жужелится,
Жужжит, кружится.
***
Встретил в чаще еж ежа:
-Как погода Еж!
- Ох, свежа!
И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
***
Зенит звонок,
Звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет!
***
Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу!
***
Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат: Га-р-р.
Вороны кричат: Ка-р-р.
Кони храпят: Хр-р-р.
Ставни скрипят: Ск-р-р.
Не скажу я никому,
Почему
Кенар поет: Кью-и-р-р,
Летит вертолет: Др-р-р,
Трактор ревет: Тр-р-р,
Катер плывет: Шр-р-р,
И не догадается никто
Что
Тигры рычат,
Вороны кричат,
Ставни скрипят,
Кони храпят
Чтобы научить всех ребят
Трудное Р-Р-Р
Выговаривать!!
2. Игры на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики.
-Ни для кого не секрет, что различные игры, направленные на развитие этих трех видов моторики в тесной связи друг с другом благотворно сказываются на речевом развитии наших детей.
Огромное количество самых разных, интересных пособий и игр представляет нам производство детских развивающих игр: мозаики, конструкторы, разрезные картинки, PUSSLE, бусы от самых крупных деревянных до мелких (бисер), карандаши, раскраски, краски (кисточками, пальчиками, ладошкой, брызгами-кляксами…). Все виды застёжек, шнуровок (на собственной одежде).
-Много радости детям приносят театрализованные «маскарадные игры»: *К нам в гости пришли…, приехали, прилетели* зверюшки, герои сказок, мультфильмов, комиксов. Изображая перед зеркалом чувства и эмоции таких гостей, дети замечательно развивают мимические и артикуляционные возможности.
3. Звукопроизношение.
- Предложите детям поиграть в игры-звукоимитации: *Как звучит мир вокруг нас*, *Чей раздался голосок*, *Чья мама зовёт детеныша*, *Как говорит лес*, *Что поёт ручеёк*…
-Если ребёнок научился с логопедом правильно произносить тот или иной звук, обратите его внимание на звучание этого звука в слове, в речи. Подскажите ему правильную артикуляцию (ты это можешь), это поможет формированию у ребёнка самоконтроля за правильным произношением.
4. Развитие фонематических процессов, анализа и синтеза.
Существует огромное количество игр и развлечений, способствующих развитию у детей восприятия звуков речи, структуры слов и предложений.
- *Волшебный поезд*- на заданную букву (звук) формируется поезд из слов, его длина зависит от фантазии и эрудиции. *Волшебная дудочка*- повторение, распевание слоговых цепочек.
- *Слоговое лото*- составь как можно больше слов из заданных слогов.
- Ребусы, загадки, кроссворды.
- *Волшебный журналист*- в правильной последовательности расставить слова, чтобы получилось предложение. Распределить в правильной последовательности предложения, части текста, чтобы получился рассказ.
5. Много игр и развлечений помогут детям расширить свой лексический (словарный запас), закрепить в памяти грамматические знания.
-*Словечки-сестрички и слова-братцы*- однокоренные слова.
- *Слова-друзья*- синонимы.
- *Слова-соперники*- антонимы.
- *Измени словечко*- уменьшительно-ласкательные формы слов, словоизменение при помощи приставок, суффиксов, путём словосложения (везде ходит - вездеход).
- *Подбери к слову (сущ.) характеристику (прил.): Солнце – золотое, яркое, красное, доброе, весёлое…
6. Можно придумать много семейных развлечений во время прогулки, поездки, отдыха.
- Чтение сказок народов России, сказок зарубежных авторов, коротких, занимательных рассказов о природе, животных, путешествиях, приключениях помогут скоротать вечера и расширить кругозор ребёнка, сблизить интересы детей и родителей.
Разговаривайте со своими детьми, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы, спорьте, вместе фантазируйте, сочиняйте истории, сказки про любимых героев. Весело, занимательно проводите зимние каникулы.
Желаю успехов!
Весёлых каникул!
Счастливого Нового года и Рождества!
Рекомендации
учителя-логопеда родителям
на период новогодних каникул
Подготовила:
учитель-логопед Шевченко Н.Е.
МБДОУ – д/с № 2 «Родничок»