Рекомендации логопеда
по закреплению речевых навыков у детей на период летних каникул
Впереди – каникулы. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и в этот период нельзя забывать о своих проблемах. Помните, что сформированные в течение учебных занятий навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за период каникул могут, как укрепиться, так и «потеряться».
Перед каникулами мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Работайте по домашней тетради — в ней есть весь речевой материал, который нужно использовать для закрепления звуков в речи. Также для автоматизации звука в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку.
Читайте вместе с ребёнком книги. Пусть это занятие войдёт у него в привычку. Просите ребёнка не только слушать рассказы, но и пересказывать их. Интересуйтесь у ребёнка, что он думает о героях, об их поступках. Какой он бы хотел, чтобы был конец у рассказа. Так у ребёнка будет постоянно развиваться связная речь, и обогащаться словарный запас.
Чаще говорите с ребёнком, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Также для полезных занятий можно найти интересные задания в интернете, например:
*Поиск предмета на картинке
*Лабиринты (развитие внимания и мышления)
*Развитие звукового анализа слов и восприятия
*Дорисовывание
*Поиск отличий на рисунках
*Решение детских кроссвордов
картинки по пунктиру или по цифрам
(развитие внимания и мышления)
*Вместе вспомните, сколько месяцев в году, сколько времен года, поиграйте в игру «Что сначала, а что потом? »;
*Составьте рассказ (из личного опыта) "Как я отдыхал на природе", «Как я помогал маме», «Почему я люблю лето» и т.д.
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
Игра «Хлопни на один раз больше, чем я»
Главный плюс данной игры в том, что она не требует дополнительной подготовки, и родители могу т играть в эту игру дома, в гостях, во время пробки в машине и т.д.
Цель игры: автоматизация поставленного звука (на любом из этапов), развитие слухового внимания.
Правила: взрослый должен несколько раз хлопнуть в ладоши, задача ребенка произнести нужный звук, слог или слово на один раз больше услышанных хлопков.
«Опиши»
Данная игра также как и предыдущая проста и не требует дополнительной подготовки, что является неоспоримым ее преимуществом.
Цель: обогащение словаря прилагательных, формирование умения составлять описательный рассказ.
Задача ребенка как можно подробнее рассказать маме об одной из картинок словами, отвечающими на вопрос: какой?, какая? или какие?. Задача родителя отгадать нужное слово.
Дома можно играть в эту игру без использования картинок, ребенок просто описывает предмет, родитель отгадывает слово.
Например:
Ребенок: - «Она синяя, она большая, она глубокая, она фарфоровая».
Родитель: - «Тарелка» и т. д.
Можно описывать не только определенный предмет, но и блюдо, которое ребенок хотел бы сегодня на обед или ужин. («Она мясная, она маленькая, она овальная, она горячая» - «Котлета»).
Игра на ориентировку в пространстве, закрепление понимания предлогов.
Еще одна простая игра, не требующая специального оборудования, в которую легко и весело могут поиграть родители вместе со своими детьми.
Цель: развитие ориентировки в пространстве, закрепление понимания предлогов, автоматизация поставленного звука (на любом этапе)
Правила игры: по инструкции взрослого ребенок должен прикоснуться к тому, что находится под ним, над ним, перед ним, за ним, к тому, что находится между двумя (любыми) предметами, к тому, что находится за каким либо предметом, около предмета и т.д. Важно отметить, что задача ребенка не только правильно определить местонахождение предмета, но и в момент касания произнести заданный взрослым звук, слог или слово.
Желаю успехов!
Весёлых каникул!
Рекомендации
учителя-логопеда родителям
на период летних каникул
Подготовила:
учитель-логопед Шевченко Н.Е.
МБДОУ – д/с № 2 «Родничок»
2018 – 2019гг.