Рекомендации родителям по развитию связной монологической речи детей 5 – 7 лет

Данная статья служит практическим помощником родителям в процессе развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Содержимое разработки

Рекомендации родителям по развитию

связной монологической речи детей 5 – 7 лет


Одной из важнейших задач при подготовке к обучению в школе является развитие связной монологической речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли лежит в основе всестороннего развития ребёнка, помогает ему быть общительным, развивает уверенность в своих силах. По тому, как дошкольник может строить свое высказывание, можно судить о степени его общего развития и сформированности речевых навыков.



Дети подготовительной группы должны уметь:

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.

  • Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.

  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

  • Использовать монологическую и диалогическую формы речи.

  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.

  • Высказывать и конструктивно доказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с мнением другого человека.


Ребёнок дошкольного возраста не может самостоятельно, без помощи взрослого овладеть всеми нюансами построения связного монологического высказывания.

В помощь родителям для развития речи детей могут быть следующие игры и задания:


  1. Составление рассказов о единичных предметах по образцу взрослого, а затем самостоятельно.

  2. Составление рассказа по сюжетным картинам. Используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Три богатыря», «Алёнушка», «Утро в сосновом бору»).

  3. Составление рассказа по пейзажным картинам («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.). При описании работы художника используется такой план составления рассказа: название картины, место действия, время действия, композиция картины (передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

  4. Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, пересказ (по частям и по ролям). Обязательно надо использовать наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, что помогает лучше запомнить содержание прочитанное.

  5. Рассказы из личного опыта (с элементами творчества). Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Темы для детских рассказов: прогулки, экскурсии, трудовая деятельность, праздники. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения красочно рассказывать о случаях из своей жизни. В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть».

  6. Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания:

  • Придумывание продолжения и завершения рассказа.

  • Придумывание рассказа или сказки по плану взрослого.

  • Придумывание рассказа по теме (без плана).

  • Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.



Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение «Сделай предложение большим»

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Ребёнку показывается красивая коробочка, в которой спрятаны изображения каких-то предметов, взрослый достаёт себе карточку и даёт ребёнку, так, чтоб изображение не было видно. После примера взрослого, ребёнку предлагается словесно описать полученный предмет так, чтоб можно было догадаться, изображение какого предмета ему досталось. Проводится несколько раз.

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает ребёнку пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение – анализ ответов ребёнка помогает выявить его страхи, неуверенность, проблемы в общении и т.д.

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель – развитие воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Игровая ситуация «Придумай диалог к сюжету мультфильма»

Цель – развитие диалоговой речи, умение вести беседу.

Начать со знакомого мультфильма, например, после просмотра «Теремка» предложить ребёнку озвучить в финальной сцене зверей так, чтоб мирно убедить Мишку заново построить терем, договориться между собой, кто и что будет делать. Так развивается умение конструктивно взаимодействовать и вести диалог. Затем подобрать незнакомый или малознакомый мультфильм для озвучивания (желательно советский с понятным для ребёнка поучительным сюжетом, например «Кот Леопольд») и предложить так же придумать фразы главных героев, чтоб они помирились, договорились или нашли вместе решение возникшей проблемы.



Очень важным показателем развития связной монологической речи ребёнка в подготовительной группе является овладение интонационной выразительностью, включающей такие компоненты: сила голоса, пауза, темп, ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация человека помогает передать его эмоции, настроение, значительно усиливает значение слова, помогает быть убедительнее в общении с окружающими людьми.

Задания для развития интонационной выразительности речи дошкольника:

1.Произнести предложение с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

2. Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (весело, грустно, испуганно, торжественно, ласково, сердечно).

3. Рассказать стихотворение, используя эмоциональную окраску речи, исходя из содержания текста, делая смысловые ударения в нужных местах.

4. Сказать фразу торопясь, а потом очень медленно, нараспев.

5. Рассказать стихотворение громко, тихо, шепотом. Начать говорить тихо, а закончить – громко и наоборот.

6. Тренировать речевое дыхание – учить детей вдыхать перед произношением фразы и распределять выдох на всё предложение, без прерывания. Начинать надо с коротких фраз, постепенно их увеличивая.



В значительной степени на развитие речи ребёнка влияет языковая среда, в которой он воспитывается. Так богатая на словесные обороты, содержательная, эмоциональная речь взрослого, регулярное чтение художественной литературы по возрасту малыша, мультфильмы с продуманным нравственным содержанием и богатыми диалогами (хороший пример – советские мультфильмы), постоянное разучивание новых стихотворений и выразительное их рассказывание – помогут развить связную монологическую речь дошкольника. А отсутствие этих факторов, переизбыток бедных, примитивных по содержанию и диалогам мультфильмов, которых в последнее время очень много появилось в сети Интернет и по телевидению, агрессивные компьютерные игры вместо общения с родными, нежелание уделять время вышеназванным играм и упражнениям – задержит развитие речи ребёнка.

Выбирайте те приёмы, которые понравятся Вам и Вашему ребёнку больше всего. И помните – занимаясь развитием связной речи своего ребёнка, Вы тем самым заботитесь об его успешности в школе.


Желаю успехов в развитии Вашего малыша!

Сохранить у себя:
Рекомендации родителям по развитию связной монологической речи детей 5 – 7 лет

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки