Рекомендации по исправлению нарушений звуков.

В рекомендациях указаны некоторые приемы по исправлению нарушения произношения звуков.

Содержимое разработки

Гимназия №6 3

МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ

Можно выделить 7 основных методов: 1) метод "чистой" имитации; 2) метод показа правильных артикуляций и воспроизведения их по подражанию; 3) метод опоры на сохранные звуки; 4) метод артикуляторных упражнений; 5) метод механического воздействия; 6) метод фонематического анализа; 7) метод связи звука и буквы.

Целесообразно совмещать названные методы. Рассмотрим их.

1. Метод "чистой" имитации

Суть метода: учитель дает образец произношения, ученик, подражая учителю, повторяет. Звуки предпочтительно подавать не "изолированно", а в составе слов и более крупных языковых единиц, где звуки приобретут свои подлинные характеристики. Желательно (особенно на ранних этапах работы) подчеркивать нужные для сравнения характеристики звука (звуков), до известной меры утрируя их. Например, при смешении [р] и [л] подчеркивать "дрожащий" компонент, часто характерный для [р], и плавный — для [л].

2. Метод показа правильных артикуляций
и
воспроизведения их по подражанию

Существует несколько форм показа (которые желательно совмещать): а) зрительный; б) слуховой; в) кинестетический;
г) осязательный.
а) Зрительный показ

Он многообразен. Так, учитель демонстрирует артикуляцию смешиваемых звуков на себе, обращая внимание на сходство и различие (особенно!) положений и движений артикуляторных органов. Демонстрируются видимые и скрытые части артикуляции (в последнем случае артикуляция вынужденно и намеренно утрируется: учитель открывает рот и обращает внимание ученика на скрытые ранее части артикуляции). Например, при смешении звуков [с] и [т] демонстрируется, в частности, "статичность" языка и нахождение его за нижними резцами (равно и другие особенности), что характерно для [с] и, наоборот, подвижность языка и нахождение его за верхними резцами (равно и другие особенности), что характерно для [т]. После показа ученик по подражанию воспроизводит звук (звуки).

Показ руками учителя частей сравниваемых артикуляций.

Например, рука ладонью вниз с согнутыми пальцами ] — "горка" ("мостик") символизирует артикуляцию [с]. Ладони, сложенные

ковшиком [ V-V], — ("ковшик", "чашечка") символизируют верхнюю артикуляцию звука [ш]. Задания: по акустическим характеристикам звуков, которые произносит учитель, ученик воспроизводит соответствующие движения руками (т.е. воспроизводит символ) или по показу учителем символа воспроизводит (беззвучно или со звучанием) соответствующую артикуляцию.

Показ артикуляционных муляжей, сопровождаемый сравнением артикуляций смешиваемых звуков.





Показ разнообразных артикуляционных схем. Так, к ним, в частности, относятся "полные" профили артикуляций. Например, сравниваются профили артикуляций [с] и [ш]:



б) Слуховой б)слуховой показ


В данном случае сопоставляются те или иные акустические особенности
сравниваемых звуков. Например, разная длительность звучания: [т] — [ш] при их "изолированном" произнесении, или твердых и мягких взрывных на конце слов ([т] — [ть
разная высота: [с] — [ш] (свист — шипение); вибрация (частые варианты [р]), — плавность звучания ([л]);
ы-образный либо и-образный компоненты при произнесении твердых и
мягких согласных на конце слов; и т.п.

Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Например, при дифференциации [ш] и [с] звук [ш] сравнивается с шипением змеи, а [с] — со свистом пара. (Дополнительные примеры: [ж] — жужжание жука;

в
) Кинестетический показ


Суть данного варианта состоит в формировании у учеников осознаваемых их кинестетических опор. Ему «показывают» характерные для сравниваемых звуков положения и движения артикуляционных органов, которые ученик может ощутить в момент артикуляции. Например, при произнесении звуков (г) – (д) касание разных частей языка в разных частях ротовой полости; или разное положение и движение кончика языка при производстве звуков (с) (т).

г)Осязательный показ
Здесь учитываются разнообразные тактильно – вибрационные и температурные ощущения. Например, различение толчка воздуха и плавной его струи: (д)-(ж); (к) – (х) и др.Или наличие/отсутствие вибрации в разных органах при производстве звонких и глухих звуков.

3. Метод опоры на сохранные звуки

Идея метода заключается в использовании определенных характеристик правильно произносимых учеником звуков для формирования звуков отсутствующих.Метод имеет два варианта:
1. От одного звука к другому.
2.Правильный звук формируется звуковым контекстом. Например, произнесение глухих согласных в интервокальном положении может привести к появлению их звонких пар.

4.Метод артикуляторных упражнений.

Акцент в работе падает на формирование у учеников кинестетических противопоставлений, типичных для смешиваемых звуков с учетом их места, способа образования и кинетической структуры.

Например, движений кончика языка вверх – вниз (т) – (с), широкого –узкого языка (д) – (л).

5. Метод механического воздействия

В данном случае органы артикуляции приводятся в нужное положение рукою (учителя, ученика), специальным инструментом и иным образом.

6. Метод фонематического анализа.

Существует множество форм этих операций:
а) Выделение звука на фоне слова;
б) вычленение звука;
в) Определение места звука в слове;
г) Определение положения звука по отношению к другим звукам;
д) определение последовательности звуков в слове;
е) определение порядка следования звуков в слове;
ж) определение количества звуков в слове;
з) Составление слов из последовательности звуков / фонематический синтез/;
и) операции фонематических представлений.

7. Метод связи звука и буквы.

Необходимо чаще связывать дифференцированные звуки с соответствующими буквами. Обращать внимание не только на звуки, но и буквы их обозначающие.

/по материалам В.А. Ковшикова «Исправление нарушений различения звуков»/

Исправление нарушений различения звуков

Сохранить у себя:
Рекомендации по исправлению нарушений звуков.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки