![Рефлексия на уроке истории и культуры города Торопца как совместная деятельность учителя и учащихся Кузнецова Вера Васильевна Учитель истории и обществознания МБОУ ТР СОШ № 1 2018 год](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_0.jpg)
Рефлексия на уроке истории и культуры города Торопца как совместная деятельность учителя и учащихся
Кузнецова Вера Васильевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ ТР СОШ № 1
2018 год
![Технология развития критического мышления ТРКМ - это прежде всего образовательная технология - система учебных стратегий методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у ученика. Сама технология проста, универсальна, конструктивна, современна, а главное её основная стратегическая идея и поэтапные тактические задачи удивительно перекликаются с новыми образовательными стандартами.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_1.jpg)
Технология развития критического мышления
ТРКМ - это прежде всего образовательная технология - система учебных стратегий методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у ученика.
Сама технология проста, универсальна, конструктивна, современна, а главное её основная стратегическая идея и поэтапные тактические задачи удивительно перекликаются с новыми образовательными стандартами.
![Любая форма работы, любой метод, стратегия используемые в этой образовательной технологии основывается на следовании трём фазам : Фаза вызова Фаза осмысления . ( целеполагание, актуализация проблемы, пробуждение познавательной активности, интереса к теме) Учебно –познавательная деятельность (работа с информацией, самостоятельное изучение, сопоставление материала, переживание эффекта приобретения ) Фаза рефлексии . (осмысление, некое «проживание», встраивание нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов, т.е. материал для обучающегося должен стать «своим».](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_2.jpg)
Любая форма работы, любой метод, стратегия используемые в этой образовательной технологии основывается на следовании трём фазам :
Фаза вызова
Фаза осмысления .
( целеполагание, актуализация проблемы, пробуждение познавательной активности, интереса к теме)
Учебно –познавательная деятельность (работа с информацией, самостоятельное изучение, сопоставление материала, переживание эффекта приобретения )
Фаза рефлексии . (осмысление, некое «проживание», встраивание нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов, т.е. материал для обучающегося должен стать «своим».
![А что же такое рефлексия? от лат. reflexio – обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов ) самоанализ ( Толковый словарь русского языка ) в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_3.jpg)
А что же такое рефлексия?
от лат. reflexio – обращение назад
- размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов )
- самоанализ ( Толковый словарь русского языка )
- в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
![Виды учебной рефлексии: • физическая (успел – не успел); • сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); • духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_4.jpg)
Виды учебной рефлексии:
• физическая (успел – не успел);
• сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
• интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
• духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
![Что же может происходить в процессе рефлексии на уроке ? Соотношение цели с планируемыми результатами. Диагностика планируемых результатов. Самооценка деятельности на уроке. Решение проблемы. Практическое применение знаний и умений. Оценивание своей готовности. Творческая реализация. Обнаруживать затруднения, незнания и т.д.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_5.jpg)
Что же может происходить в процессе рефлексии на уроке ?
- Соотношение цели с планируемыми результатами.
- Диагностика планируемых результатов.
- Самооценка деятельности на уроке.
- Решение проблемы.
- Практическое применение знаний и умений.
- Оценивание своей готовности.
- Творческая реализация.
- Обнаруживать затруднения, незнания и т.д.
![Классификация рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния;](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_6.jpg)
Классификация рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
![Классификация рефлексии: рефлексия деятельности;](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_7.jpg)
Классификация рефлексии:
- рефлексия деятельности;
![Классификация рефлексии: Рефлексия содержания учебного материала](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_8.jpg)
Классификация рефлексии:
- Рефлексия содержания учебного материала
![Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_9.jpg)
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.
![Техника вопросов](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_10.jpg)
Техника вопросов
![Технология « Чтение с остановками »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_11.jpg)
Технология « Чтение с остановками »
![Синквейн](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_12.jpg)
Синквейн
![РАФТ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_13.jpg)
РАФТ
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_14.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_15.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_16.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_17.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_18.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_19.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_20.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_21.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![« Шесть шляп мышления »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_22.jpg)
« Шесть шляп мышления »
![Стратегия «Благодарю»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/30/i_5f74a46470224/img_phprMFal6_23.jpg)
Стратегия «Благодарю»