Рефлексия на уроке истории и культуры города Торопца как совместная деятельность учителя и учащихся
Кузнецова Вера Васильевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ ТР СОШ № 1
2018 год
Технология развития критического мышления
ТРКМ - это прежде всего образовательная технология - система учебных стратегий методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у ученика.
Сама технология проста, универсальна, конструктивна, современна, а главное её основная стратегическая идея и поэтапные тактические задачи удивительно перекликаются с новыми образовательными стандартами.
Любая форма работы, любой метод, стратегия используемые в этой образовательной технологии основывается на следовании трём фазам :
Фаза вызова
Фаза осмысления .
( целеполагание, актуализация проблемы, пробуждение познавательной активности, интереса к теме)
Учебно –познавательная деятельность (работа с информацией, самостоятельное изучение, сопоставление материала, переживание эффекта приобретения )
Фаза рефлексии . (осмысление, некое «проживание», встраивание нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов, т.е. материал для обучающегося должен стать «своим».
А что же такое рефлексия?
от лат. reflexio – обращение назад
- размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов )
- самоанализ ( Толковый словарь русского языка )
- в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Виды учебной рефлексии:
• физическая (успел – не успел);
• сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
• интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
• духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Что же может происходить в процессе рефлексии на уроке ?
- Соотношение цели с планируемыми результатами.
- Диагностика планируемых результатов.
- Самооценка деятельности на уроке.
- Решение проблемы.
- Практическое применение знаний и умений.
- Оценивание своей готовности.
- Творческая реализация.
- Обнаруживать затруднения, незнания и т.д.
Классификация рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Классификация рефлексии:
- рефлексия деятельности;
Классификация рефлексии:
- Рефлексия содержания учебного материала
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.
Техника вопросов
Технология « Чтение с остановками »
Синквейн
РАФТ
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
« Шесть шляп мышления »
Стратегия «Благодарю»