Речевая ситуация и ее компоненты

План конспект факультативного занятия в 11 классе.Содержит тексты, таблицы.

Содержимое разработки

План-конспект фак-го занятия по русскому языку по теме "Речевая ситуация и ее компоненты". 11-й класс

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, возможность работы с программой для создания компьютерных пазлов.

1. Организационный момент.

Цели ученика: определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.

Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку.

Учитель обращается к ученикам со вступительным словом. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, помогают формулировать цели урока.

Учитель произносит приветственное слов и завершает его вопросами: “А как вы считаете, что же необходимо, чтобы быть счастливым и успешным? А что помогает нам обеспечивать понимание?

Тема нашего сегодняшнего урока – “Речевая ситуация и ее компоненты”.

Давайте определим цели вашей работы через использование глаголов знать, уметь. А вот какие требования на конец урока к вашим знаниям выдвигаю я: знать компоненты речевой ситуации, уметь объяснять смысл лингвистических понятий речевая ситуация и ее компоненты, уметь учитывать речевую ситуацию в общении. Я рада, что моя цель - научить всему этому - совпадает с вашей целью – научиться.

2. Опрос учащихся по заданному материалу.

Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают разрезанную таблицу.

Учитель: Что вы помните о стилях речи. Это должно помочь нам в изучении темы. Какие стили речи вам известны. На столах у каждой группы разрезанная таблица (Приложение 1). Соберите эту таблицу, выстроив в одну строку признаки одного функционального стиля речи. По одному человеку от каждой группы идут выполнять подобную работу на доске.На выполнение работы две минуты.

Проверка выполнения работы: сначала проверяются учащиеся у доски, они получают оценки (правильно составленная таблица оценивается на “отлично”, если есть недочеты в одной-двух строках – “хорошо”). Группы сообщают учителю о правильности или неправильности выполнения работы, вносят коррективы. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы.

3. Изучение нового материала.

Цели для ученика: иметь представление о сути понятия речевая ситуация, ее компонентах.

Цели для учителя: дать учащимся конкретное представление об изучаемом понятии, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Метод: эвристическая беседа, составление и дополнение кластера.

Учитель: Посмотрите еще раз на нашу таблицу. Три колонки из нашей таблицы и определяют содержание речевой ситуации. Как вы думаете, какие? Да, наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем мы говорим и зачем мы это делаем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, потому что меняется наша цель. В терминах лингвистики речевую ситуацию определяют как сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании. (слайд) Запишите это определение в тетрадь.

А теперь работая в группах, попробуйте определить признаки речевой ситуации. Для этого составьте кластер на тех листах, которые у вас в группах имеются. Каждая группа работает своим фломастером. На выполнение работы 3 минуты. Передайте свой лист другой группе. Внесите в него, если это необходимо, дополнения. Работаем по часовой стрелке, пока листы командам не вернутся. Вы видите все дополнения, которые внесли ваши товарищи. А теперь сравним с тем, что предлагают лингвисты.

Существуют следующие признаки (компоненты) речевой ситуации:

  • участники: адресант, адресат, аудитория;

  • предмет речи;

  • обстоятельства: место, время, другие значимые условия;

  • канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее;

  • код: язык, диалект, стиль;

  • речевой жанр, например, научный доклад, беседа;

  • событие;

  • цель - то, что могло бы быть, по мнению участников , результатом речи в данной ситуации;

  • оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей. (слайд)

Дополните свои кластеры.

Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека нечто сказать – участвовать в речевой деятельности, при этом действовать посредством речи в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками. Весь сложный комплекс ситуативных признаков можно свести к следующим компонентам: кто – кому - о чём – где – когда – почему - зачем. Это можно представить в таблице. (слайд) Таблицу прошу перенести в тетрадь и запомнить.

4. Закрепление учебного материала.

Цели для учащихся: применить полученные знания при анализе текстов, создании своих высказываний.

Цели для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Учитель предлагает учащимся проанализировать тексты, создать свое высказывание. Учащиеся анализируют тексты, создают свое высказывание.

А теперь поработаем с текстами. Каждая группа работает с двумя текстами. Отвечает кто-то один от группы.

Задание 1. Прочитайте тексты (Приложение 2). Определите компоненты речевой ситуации. Насколько эффективно реализуются в них коммуникативные задачи (задачи общения): заинтересовал ли текст, осуществилось ли сообщение, общение или воздействие (в зависимости от ситуации)?

Задание 2. А теперь попробуем сами поучаствовать в речевой ситуации. Две группы готовят рассказ с целью убедить нас прочитать какую-то книгу, аргументировав для этого свою оценку. Еще две группы готовят рассказ о прочитанном программном произведении с целью доказать, что они это произведение прочитали. На выполнение 5 минут.

Задание 3. Работа с ассоциативным орфографическим словарем. Слово “эмоция”. Запишем слова-опоры: эмоция, эмоциональный, этика, экспрессивный. Как вы думаете, имеют ли эти слова какое-либо отношение к нашей теме? (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:

Принцип гармонии речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);

Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем). (слайд)

Задание 4. Просмотр видеоролика. Соблюдаются ли здесь принципы эффективного общения? (ответы учащихся).

Задание 5. Вам тоже приходится на уроках часто выступать в роли выступающего. Составьте в группах свои советы выступающему (3-4 совета). На выполнение задания- 4 минуты. Заслушиваются выступления групп.

5. Рефлексия

Цели для учащихся: создать письменное высказывание с учетом речевой ситуации – сочинение-рассуждение .

Цели учителя: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося/.Прочитайте текст. Вот над этим вопросом: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?” и подумаем дальше. Ваши размышления должны быть оформлены как сочинение-рассуждение . Попробуйте поработать в такой речевой ситуации.

Подведение итога урока.

- Вспомните цели, которые вы перед собой ставили. Вы их достигли?

- Проверим, готовы ли вы выполнить мои требования:1.Что же такое речевая ситуация? Назовите ее компоненты.

- Оцените нашу совместную деятельность на рефлексивной мишени. Поставьте точку в каждом их четырех секторов, оценивая содержание урока (интересно, полезно), формы работы на уроке (интересные, эффективные), свою деятельность и деятельность учителя. Чем ближе к десяточке, тем выше ваша оценка происходящего на сегодняшнем уроке.

- Как вы считаете, кто в вашей группе работал наиболее эффективно и заслуживает оценки? Что вы ожидали от урока и что получилось? Какие действия, упражнения вызвали наиболее яркие ощущения? В чём вы видите собственное приращение: не знал - теперь знаю, не умел- теперь умею? Что на уроке было неинтересно, нерационально?

Я тоже оценила наш урок с помощью рефлексивной схемы. Я говорю наш урок, потому что невозможно научить того, кто не хочет учиться. Сегодня я видела ваше желание учиться. Спасибо вам за урок.




Сохранить у себя:
Речевая ситуация и ее компоненты

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки