Реализация казачьего компонента в образовательном процессе

В статье представлен опыт работы по реализации регионального компонента на уроках информатики и внеурочной деятельности.

Содержимое разработки

Реализация казачьего компонента в образовательном процессе Агеева Светлана Юрьевна (ageevasvetlana@bk.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тацинская средняя общеобразовательная школа №3 (МБОУ ТСОШ №3)

Аннотация

В статье представлен опыт работы по реализации регионального компонента на уроках информатики и внеурочной деятельности.

«Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.

Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен

к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»

Академик Лихачев


Меняются времена, эпохи, люди…

Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

Задачи духовно-нравственного воспитания стоят перед учителем на каждом уроке вне зависимости от предмета или направления обучения. Но именно учитель информатики способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Именно он препятствует превращению ученика в потребителя информационно-телекоммуникационных услуг, а также воспитывает у него новую коммуникативную культуру.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. На основе знакомства учащихся с историей казачества происходит непосредственное прикосновение детей к историческому и культурному наследию, героическим и трагическим страницам казачества.

Использование регионального компонента способствует развитию чувств любви к родному краю, стремление к познавательной деятельности, связанной с прошлым и настоящим своей малой Родины. Представление учеников об истории своего края, истории своей семьи, формирует потребность в саморазвитии, способствует осознанию народной мудрости.

Педагоги нашей школы уделяют большое внимание обучению и воспитанию школьников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края, так как преж­де чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, района, знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами.

В процессе школьного обучения, обретая знания, уча­щийся накапливает свой интел­лектуальный потенциал, что служит основой для реализа­ции личностью своих граждан­ских свобод, прав и обязаннос­тей. Знания о родном крае - существенная часть интеллек­туального потенциала челове­ка, гражданина.

На всех ступенях обучения учащиеся получают возможность знакомиться с историей, культурой, традициями донских казаков во время внеурочных занятий, факультативов, предпрофильных и элективных курсов («Донские мотивы», «Донской фольклор», «Казачка-рукодельница», «Подвижные казачьи игры», «География Дона», «История Дона» и т.п.).

На занятиях кружка «Компьютерное творчество по истории казачества» учащиеся получают практические навыки работы на компьютере, расширяют кругозор и учатся применять компьютер в дальнейшем в своей учебной деятельности, готовить наглядный материал для изучения истории Дона, творчества донских писателей. Программой предусмотрены темы «Программа MS PowerPoint. Выполнение творческих заданий – оформление презентаций «История казачества в лицах» или «Творчество писателей Дона»; Microsoft Publisher. Создание буклета « Донские атаманы». Создание плаката (афиши) « Донской земли частица»

Одним из результативных современных методов обучения, формирующих опыт творческой деятельности учащихся на уроке, а так же позволяющий успешно реализовать казачий и религиоведческий компоненты на уроках информатики стало использование метода проектов и таких фронтальных видов работы учащихся как индивидуальные, парные, групповые.

Метод проектов – это «инструмент» преподавателя, который помогает овладеть новым способом деятельности, развивать такие качества как целеустремлённость и самостоятельность обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному. Педагог же становится соучастником творческого процесса, превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся.

Использование метода проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения на разных этапах изучения информатики и в разных возрастных группах.

Например, в 5 классе на уроке по теме «Пасхальное яйцо – символ жизни. Работа с графическим редактором Paint» учащиеся знакомятся с декоративными элементами, которые используются при росписи писанок (пасхальных яиц). Затем, работая в программе Paint, ребята создают свою пасхальную открытку. Работы по желанию учащихся могут быть распечатаны на принтере, а затем подарены своим близким.

В 5 классе при изучении темы «Поиск информации» класс был разделен на группы. Каждая группа получила свое задание на поиск информации и свои источники информации:

1. Найди ответы на вопросы викторины «Веселая Масленица» в предложенных информационных носителях (электронных книгах и энциклопедиях).

2. Оформи на листе А3 стенгазету «Веселая Масленица», используя предложенные источники информации (журналы, книги, распечатки с сайтов).

3. Информацию по заданной теме найти в сети Интернет и оформить в программе Word. При оформлении использовать тематические картинки, красивый заголовок.

После творческих отчетов ответили на вопросы:

Какие информационные хранилища вы использовали в своей работе? (Интернет, ПК, книги, журналы)

Какой вид поиска информации вам интереснее и удобнее: компьютерный или безмашинный?

Но можем ли мы отказаться от книг и журналов и пользоваться только электронными ресурсами?

В 8 классе при изучении «Стилевого форматирования» работали над созданием макета книги «Поэты Дона»

В 10 классе учащиеся при изучении темы «Поиск в сети Интернет» выполняют минипроект «Казаки в годы Великой Отечественной войны» и готовят буклет для информационного стенда и т.д.

На внеурочных занятиях в 7 классе учащиеся выполняют проект "Создание бюллетеня по теме "Я живу на Дону"

Уже традицией стали ежегодные поездки по родному краю. О своих впечатлениях от таких путешествий ребята готовят творческие отчеты и создают презентации и фильмы.

Работа над проектами способствует развитию информационной компетентности, так как в процессе работы учащиеся учатся анализировать, систематизировать, преобразовывать информацию и выбирают средства для реализации проекта.

Результатом проектной деятельности является большая коллекция буклетов, открыток, презентаций, фильмов по истории казачества и православной культуре.

Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Изучая историю казаков, школьники приобщаются к их духовной жизни, к казачьему фольклору. Огромное значение имеет донесение до сознания детей того факта, что этими качествами обладали их предки, что они ценили в людях эти качества, и что дело сегодняшних потомков стать достойными продолжателями дедовских традиций и нравственных норм.



Список использованных источников

  1. Образовательная площадка «МультиУрок». Сафонова Елена Вениаминовна. Роль исторического краеведения в воспитании патриотизма у школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rol-istorichieskogho-kraieviedieniia-v-vospitanii.html


  1. Портал педагога. Каличкина Ирина Владимировна. Региональный компонент на уроках информатики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5370



  1. Проект «Инфоурок». Короткова Светлана Викторовна. Патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/patrioticheskoe_vospitanie_uchaschihsya_na_urokah_informatiki-371942.htm


Сохранить у себя:
Реализация казачьего компонента в образовательном процессе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки