Развитие УУД в работе группы продленного дня

Огромную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность

Содержимое разработки

Развитие УУД в работе группы продленного дня

Подготовил: воспитатель гпд Воронцова Н.Ж.

МБОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского р-на Саратовскойобл.

Огромную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность

Несмотря на необычайные темпы развития современной науки и техники, развитие СМИ и сети Интернет, школа по-прежнему  является основным носителем начального и среднего образования детей. Как и тысячелетия назад существует неизменная связь  учитель-ученик и методика передачи знаний. Вместе с тем, темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться , овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится необходимостью в жизни человека. Школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Но, в, то, же время, без школы, которая учит интеграции, общению, осмыслению новых знаний, увязывая их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться, решить эти задачи пока не представляется возможным.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать путь их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Овладение ими создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Не только уроки в школе могут способствовать формированию универсальных учебных действий, но и мероприятия, проводимые в группе продленного дня.

Применяя различные игровые формы, вовлекая ребенка в интересные для него действия, возможно, создавать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно.

Для формирования личностных универсальных учебных действий использую

следующие виды заданий:

участие в проектах; подведение итогов занятия;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, мультфильма;

самооценка события, происшествия;

альбом творческих достижений;


Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий

целесообразны следующие виды заданий из пособия «Развивающие игры»

«найди отличия» (можно задать их количество);

«на что похоже?»;

поиск лишнего;

«лабиринты»;

упорядочивание;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;


Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий

возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках (проект о лекарственных растениях, сообщения о комнатных цветах)

Игра в «школу»:

взаимоконтроль;

взаимный диктант;


Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим» ;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.


В работе практикую выполнение заданий детьми, объединенными в пары

или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».

Структура проводимых бесед, викторин, клубных часов, игр включает в себя формирование универсальных учебных действий.

Пример: Беседа «Моя родословная» Цель: воспитание уважения к своей семье, предкам; развитие интереса к своей родословной.

Занятие начинается с постановки вопроса - что объединяет людей живущих в нашем селе, городе, области, стране? Дети высказывают свои предположения с объяснениями. Находят ответ – Мы все россияне, наша Родина Россия и есть еще малая родина и отчий дом.

Отсюда следующий вопрос, – От какого слова произошло название «отчий дом»? Какие еще родственные слова вы можете назвать? Ответы отец, Отечество, отчество. Вопрос: От какого слова произошло слово Родина? Ответы род, то, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут.

Родина и родословная, тоже родственные слова. А что такое родословная? Это затруднение для детей. В процессе беседы мы это выяснили и узнали, откуда берутся фамилии, как они переходят от младших к старшим. Что у каждой современной семьи есть родословная. И дальше используя схему дети начинают составлять свою родословную вписывая своих родственников в схему до того колена, которое они знают.

Следующий этап : используя составленную схему выполняли несколько заданий. Написать ФИО родственников, отметить на схеме тех, чьи фото хранятся дома, составили список, с кем лично общаются и кем приходятся им эти родственники.

После этого был игровой момент разгадывание кроссворда в микро-группах. Получилось в выделенных клетках слово ИСТОРИЯ. Но и здесь был подвох – затруднение слова –отгадки АРХЕОЛОГИЯ и ЛЕТОПИСЬ. Не все дети справились сразу, но с моей помощью мы решили эту задачу.

Задание на сообразительность: быстрее и больше всех написать фамилии произошедшие от профессий, из разбросанных букв составить как можно больше имен, объяснить происхождение фамилий (Мышкин, Виноградов и т.д.)

Заключительная часть: попробовать объяснить происхождение своей фамилии.

И подведение итогов : что нового узнали, что понравилось, что вызвало затруднения, почему и как исправлять пробелы в знаниях ( новые слова, больше читать, больше узнать о семье у родственников).

При создании условий формирования коммуникативных УУД, школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В процессе проведения игры в ГПД, воспитатель целенаправленно обучает участников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. В процессе проведения мероприятия воспитатель исподволь может учить детей выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Сохранить у себя:
Развитие УУД в работе группы продленного дня

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки