Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач

Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач

Содержимое разработки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» с. Алходжакент






«Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ) через продуктивную деятельность»


























Исаева Шухайдат Османовна






с. Алходжакент, 2019 г.

ВВЕДЕНИЕ

"Истоки способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити – ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок"

– утверждал В. А. Сухомлинский.


Начиная с дошкольного возраста, мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в продуктивных видах деятельности. Вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества, о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка – это один из важных вопросов детской психологии и педагогики.

Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового,

неповторимого, поэтому основным показателем творчества является новизна. В своей работе с детьми я использую технологию – ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач.

Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин не может (отсутствие опыта, ограничение необходимых знаний, умений, навыков и др.) и, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, чтобы в процессе деятельности и в её результате ребёнок получил разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности.

Рисуя, вырезывая, наклеивая, ребенок создает субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста очень значима для самого ребенка.

Дошкольный возраст уникален. И от того, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 
Используя в дошкольном возрасте ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
С одной стороны, развитие таких качеств мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой — поисковой, стремления к новизне. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько вперед продвинется человек в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Это и определяет актуальность данной работы.

Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Изучив их материал и разработки, я определила тему по самообразованию « Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) через продуктивную деятельность».

Целью данной темы является творческое развитие детей

Задачи:

Формировать у детей навыки изобразительного творчества;

Развивать эмоционально-творческую личность, возможность открывать для себя, полет фантазии, мысли;

заинтересовать детей, зажечь их сердце;

Создать условия; для овладения детьми продуктивной творческой деятельностью.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рисование нетрадиционным способом - это толчок к развитию творчества, воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет ребенка, у малыша сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для деятельности, его внимание часто бывает рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Занятия данным видом рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей, способ самовыражения, общения с самим собой!


2.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Каждый ребёнок, изначально талантлив и гениален, у него нет сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.

Рисование — одно из самых любимых занятий детей.  Значение рисования для развития ребенка переоценить невозможно. Прежде всего, оно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Это своеобразная игра. Увлекаясь рисованием, он придумывает сюжет, обыгрывает его и видит результат своей работы, старается сделать лучше, красивее, выразительнее.  Но рисование необычными способами, т. е использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Благодаря этому происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, чувства прекрасного.  У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у ребенка проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается  мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки руки к письму и развития речи. Таким образом, для рисования детям предлагаю различные изобразительные материалы (нитки, бумага, крупы, соль и т.д.).

Своеобразие лепки как одно из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения, по своему характеру лепка требует, с одной стороны развитие ощущений и восприятий, а с другой сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, мышления, тоже необходимых обучению в школе. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Дети лепят людей, животных, овощи и фрукты, игрушки, транспорт. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя тем самым и познавательные и творческие потребности детей. Передача объемной формы в лепке является основным средством в создании изображения. Цвет используется ограниченно. Эффективность работы во многом зависит от материалов и оборудования, которыми пользуются дети. Основное место на образовательной деятельности лепкой занимает глина, пластилин.

Выполнение аппликационных изображений способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук. Дошкольник учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, на ровном расстоянии друг от друга на листе раскладывать формы.

Конструирование из различных материалов также относится к продуктивному виду деятельности, которое больше всех видов изобразительной деятельности связано с игрой. Конструирование из бумаги, природного материала чаще называется ручной труд. Бумага – универсальный и доступный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании через процесс обработки бумаги, различные действия, применяя разные способы и приемы, учу детей эстетически осмыслить образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и калорийность внешнего облика в новой форме. Конструирование из природного материала – не просто забава, приятное развлечение. Это настоящее мастерство. Самодельные игрушки – это результат увлекательной образовательной деятельности с красивым, благородным, отзывчивым материалом. Но и невидимый для глаз – развитие нестандартного мышления, воображения у детей. Творческое воображение не имеет границ – это ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Главной задачей в своей работе с дошкольниками считаю умение заинтересовать детей, зажечь их сердце, развить у них творческую активность, не навязывая собственных вкусов и мнений.

МНОГООБРАЗИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ – ТРИЗ В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что использует художник в своей работе? Кисти, карандаши, мелки. А ещё чем можно работать? Пальчиками, палками, тряпками, нитками. Да чем угодно! Изобразительность художника не знает границ. Все в детстве рисуют, но у кого-то получается хорошо, а у кого-то не очень. Одному ребенку достаточно помочь, подтолкнуть его, а другому требуется длительная тренировка, обучение. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Для моих детей первоначально сложным являлась методика изображения предметов тонкими линиями. И немногие дети справлялись с поставленной задачей. Что влекло за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования, к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы я решила нетрадиционными способами рисования. И мы начали с простого познавать мир искусства, со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Стали учится рисовать пальчиками, ладошками. Темы занятий: «Одуванчики на поляне», «Грибы в корзинке» и многие другие. Затем в процессе рисования стала усложнять задачу, использовать тампончики (бумажные, шерстяные, губку…), жесткую кисточку. Различные вспомогательные «печатные кубики, нитки, трубочки, листья и т.д.). предварительно на листе дети наносили контур, внимательно его рассматривали, обводили пальчиком, используя при этом игры. А только затем делали тычки пальчиком или ватной палочкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки детей получались объемными и живыми, понятными ребенку. На последующей образовательной деятельности я так же применяла различные способы изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Мы экспериментировали с красками, создавали новые оттенки и совместно разрабатывали способы рисования и в этом нам помогали: крупы, строительная плитка, зеркало. И из готовых листов бумаги делали на аппликации сюжетные коллективные работы, красивые натюрморты. Так незаметно детские работы стали более интересными, красочными, выразительными, а ребята стали более самостоятельные в выборе того или иного способа рисования.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ЧЕРЕЗ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.


Пластилиновая живопись

Из всего многообразия видов изобразительного искусства рисованию обычно дети отдают предпочтение, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепнины с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности - один из видов декоративно-прикладного искусства. Пластилинография способствует не только снятию мышечного напряжения и расслаблению, но и развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый и природный материал в оформлении работ. При создании пластилиновых картин предлагаю детям для использования яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Чтобы дети лучше усвоили материал и закрепили навыки, обучение провожу поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям и в дальнейшем сочетать оба приема. Для получения разнообразных оттенков ребята осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Важно подкреплять уверенность детей в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателя, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Оттиск растений.

Просушенные листочки, цветы покройте гуашевой краской. Затем быстро, не дав краске высохнуть, листочек накладывайте на лист бумаги и отпечатывайте, сверху придавив его чистой бумагой и рукой. Одним листочком можно сделать несколько отпечатков, нанося поочередно гуашь разных цветов.

Монотипия

Одна из простейших графических техник. Название произошло от греческих слов «монос» - один, единственный и «типос» - отпечаток. Количество красок в монотипии – используется любое. Результат - неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчивостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

Согните лист бумаги пополам. На одну сторону листа нанесите несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Затем второй половиной листа накройте капли и плотно прижмите. Развернув, вы увидите необычные причудливые узоры. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными птицами, глубоководными рыбами, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками.

Согните лист бумаги пополам. На половине листа нарисуйте бабочку со сложенными крыльями. Второй половиной листа плотно прикройте изображение, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается взлететь. Весь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа. Попробуйте отпечатать букет цветов в вазе, деревья на берегу озера, пейзаж.


Набрызг

Очень интересная техника разбрызгивания краски – называется набрызг. Разведите краску, приготовьте лист бумаги, старую зубную щетку. На щетку наберите краску. Наклоните щетку над листом и проведите по ворсу кисточкой или пальцем правой руки. Брызги разлетятся и сложатся в причудливые формы. Попробуйте выполнить технику набрызг в работе с сухими листиками. Приготовьте листочки, уложите их на белую или цветную бумагу. Забрызгивайте фон. Дайте краске высохнуть, снимите листочки. Получается белый узор на искрящемся бархатистом переливчатом фоне. Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью, золотой или серебряной краской.


Граттаж

Граттаж (от французского «гратте» - царапать) - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, покрытых тушью (гуашью). Сначала проведите предварительную работу. На лист бумаги нанесите красками пятна ярких цветов. Когда краска высохнет, натрите поверхность листа свечой. Затем налист наносится тушь с жидким мылом. После того как лист высохнет, можно приступать к рисованию (процарапыванию). Сидите и царапайте, пока не проявится слой ярких красок.Темы разнообразны: «Праздничный салют», «Морской закат», «Незабудки » и т.п. Если работать просто на контрастной основе, то можно обойтись без красок. Белый лист следует натереть свечой с последующим выполнением всех этапов работы.


Восковые мелки, акварель

Восковые мелки с акварелью, отличные средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Используя при выполнении работ следующие материалы: восковые мелки, плотную белую бумагу, акварель и кисти. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.


Оттиск смятой бумагой

Для художественного творчества нужно блюдце, в которое наливается гуашевая краска, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Ребенок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.


Рисование ватными палочками

Рисование ватными палочками – это способ заполнения плоскости цветным фоном. Карандашом необходимо нанести рисунок на бумагу. Сначала отпечатками заполнить контур рисунка, а затем весь рисунок. Каждую новую краску надо брать новой палочкой.


Мыльная живопись

В краску добавить капельку жидкого мыла. Мыльную краску нанести на лист белой бумаги или на рисунок, создавая кистью волнистый узор, затем на чистую кисточку набрать краску другого оттенка и красочных мазков кисти то же самое. При рисовании образуются пузырьки, которые, высыхая, помогают наглядно увидеть фактуру (водоем, цветы, листья…). Можно сделать фон нанеся краску на пластиковую доску, затем, пока краска не высохла положить сверху лист белой бумаги, осторожно надавить и убрать лист. Образовавшийся рисунок высушить.


Волшебные нити

Бурный восторг вызывает у детей техника - «волшебные нитки». Ведь они, используя ее в своих рисунках, становятся маленькими волшебниками! необходимо взять нитки № 10 и нарезать по 20-25см. Затем развести акварель или взять цветную тушь. Опустить в краску нити, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Уложить нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом (кончик нитки должен обязательно высовываться). Тихонько потянуть за кончик нити, одновременно прижимая верхним листом, или сложите лист бумаги пополам. На каждый новый цвет нужен новый верхний лист бумаги.  А теперь посмотрите, что у вас получилось. Дорисуйте красками и кистью или фломастером тот образ, который вы увидели на бумаге.


Выдувание

На листе поставьте каплю краски. Возьмите трубочку, резко дуйте на каплю сверху так, что бы капля разлеталась в стороны и получался замысловатый узор звездочки. Рядом выдуть еще звездочку – получился необычный цветок. Если из трубочки подуть на каплю, как будто толкая её вперед, то получаются кусты, деревья. Что бы получились веточки, необходимо покачивать трубочкой во время выдувания из стороны в сторону.


Кляксография

С помощью кляксографии любой ребенок почувствует себя художником. В центре листа нужно капнуть кляксу. Затем наклонить лист в одну сторону, в другую, подуйте на неё. Каждый наклон, поворот дает новое изображение. В такой технике получаются чудеса. У каждого свое произведение, ни на что прежде созданное не похожее, личное.

Мозаика - изображение, выложенное из смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла, плитки, камушков). В нашем варианте материалом для мозаики будут клей и бумага. На листе бумаги нарисуйте контур будущей мозаики. Цветную бумагу разорвите на мелкие кусочки. Клеем ПВА намазывайте бумагу внутри контура и приклеивайте разноцветные кусочки.


Рисование крупой, опилками.

Использовать в рисование можно все (крупу, опилки, соль, камушки…). Для выполнения такой снежинки потребуется клей и крупа манная.

Набираю на кисточку клей, рисую лучики снежинки, её узор. Беру щепотку крупы манной и посыпаем на то место, где проходит дорожка клея.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. В процессе работы у ребенка совершенствуется творческие способности, наблюдательность, художественный вкус; развивается ориентирование в пространстве, зрительная оценка формы, чувство цвета, координация глаза и руки.

Дошкольнику предоставляется свобода творческого выражения, определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Рисование для ребенка – это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Нестандартные подходы к организации продуктивной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Нетрадиционные материалы и средства изображения: листья деревьев, цветы, целлофан, ластиковые штампы, печати, соломка, губка, пенопласт, тычок, зубочистки, ватные палочки любопытны детям как игра с неизвестным, это занимает их, вовлекает в творческий процесс.

В ходе исследования были выявлены следующие нетрадиционные способы рисования:

•        рисование пальчиками, ладошкой, ступней;

•        рисование восковыми мелками + акварель, свечей;

•        рисование с помощью пробки, пуговиц;

•        рисование с помощью штампов, печатей;

•        оттиск листьев;

•        оттиск пенопласта;

•        монотипия;

•        рисование по мокрому;

•        граттаж черно-белый, цветной;

•        рисование мыльными пузырями;

•        рисование нитками;

Нетрадиционное рисование - привлекает своей простотой и доступностью, оригинальное рисование и раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка; самоценным является не рисунок, а развитие личности; формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Я считаю, что главное в рисовании - это не результат, а сам процесс, ведь ребята с увлечением рисуют, раскрашивают, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному «шедевру», а положительные эмоциональные состояния очень важно для любого вида деятельности.

А раз рисование является источником хорошего настроения ребенка, то необходимо поддерживать и развивать интерес к изобразительному творчеству.

Сохранить у себя:
Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки