Развитие образовательной мотивации учащихся на уроках биологии в малокомплектной школе через активные методы и информационные технологии

Информационная культура становится важной составляющей современного ученика. Все больше уделяется вопросу умения работать с разными источниками информации: учебником словарями, определителями. Это стало темой моего исследования, темой моего самообразования. Формирование учебной мотивации, проблема современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.

Актуальность темы заключается в том, что идет активный переход работы с электронными источниками. Для успешности урока составила схему, в каком направлении должно происходить восприятие изученного материала. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание проблемной ситуации на уроке. Интерактивные методики зарекомендовали себя, так как предусматривают не только общение с учителем, но и между собой.

Содержимое разработки


Долгополова Наталья Долгополова, учитель биологии

филиала МБОУ «Чагоянская СОШ»- «Селетканская школа»

Шимановского района Амурской области


Развитие образовательной мотивации учащихся на уроках

биологии в малокомплектной сельской школе через активные

методы и информационные технологии


«Ученик должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открывать. Учитель должен руководить этими открытиями, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Ученик должен напрягать свои силы, ему ничего не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».

А. Дистервег


Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно только в процессе обучения развивать эти способности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей. Для способных учеников сделать это не сложно, и поэтому у них нет мотивов, побуждающих к дополнительной учебной деятельности, в результате чего не реализуются их возможности. Необходимо задействовать скрытые резервы, такие как потребность в мышлении, общении, чувство собственного достоинства.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Необходимо не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он «путешествует» по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить и модернизировать его.

Ученик, умело, эффективно владеющий информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Апробировав разные методики в своей работе, я пришла к выводу, что мотивационная сфера учащихся наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности, с использованием и информационных технологий активных форм обучения.

Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры школьника. Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебником, учебными пособиями, словарями, определителями. Формирование и совершенствование этих знаний, умений, без которых невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность, стала темой моего исследования.

Цель исследования: повышение качества образовательного процесса с использованием информационных технологий в преподавании биологии.



Задачи:

1.Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме

2. Исследовать влияние технологий на степень мотивации учащихся

3. Раскрыть этапы информационной технологии

4. Рекомендации для педагогов, работающих по данной технологии.


2. Основная часть

2.1. Проблема мотивации учащихся

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Проблема мотивации рассматривается в работах - Немова Р.С., Скороходовой Н., Хекхаузена. Марковой А.К., Лукьяновой М.И.

Можно выделить несколько подходов к определению мотивации.

Одна из точек зрения принадлежит Немову Р.С. Он определяет мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [1].

Вторая точка зрения Скороходовой Н. утверждает, что

«Мотивация — процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения» [2,с. 96].

Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.

Мотивация или стремление учащегося к учебе - важнейший фактор, обеспечивающий

успешное преподавание и высокую результативность качества обучения.


На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика. Хекхаузен описывает способы, которыми учителя могут развить мотивацию достижения у своих учеников.

Таким образом, понимание мотива достижения как системы самооценки задаёт три главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика:

• создание реалистического уровня притязаний;

• развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);

• поддержка уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка).

Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуальных норм оценивания.

Индивидуальные нормы оценок следует использовать при поурочном оценивании, в процессе изучения темы.

Итоговая же оценка определяется с помощью тестирования в конце изучения темы, эта оценка сообщается только ученику, она не обсуждается в классе.

Ученик должен стремиться к тому, чтобы баллы, полученные при итоговом тестировании, с каждым разом становились всё выше, независимо от того, с какой начальной отметки идёт отсчёт.

Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей. Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление к взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности. Новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Проследим развитие познавательных и социальных мотивов учения в подростковом возрасте.

Прежде всего, у подростка укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Широкие познавательные интересы в подростковом возрасте, по данным исследования А.К. Марковой[4], характерны примерно для четвертой части учащихся. Эти интересы вызывают у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводят ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий познавательный интерес — ценное образование, однако при отсутствии необходимого педагогического влияния он может стать основой поверхностного отношения подростка к обучению. Стержневые познавательные интересы характерны для 1/5—1/3 каждой возрастной группы. При учете этих данных следует иметь в виду, что при планомерном формировании мотивации эта картина может измениться: увеличится число стержневых интересов, сократится число аморфных и т.д.

Отметим, что подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки). Существенно укрепляется и интерес к способам приобретения знаний. Надежной основой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов. Школьники 5—8 классов считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко.

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Если у младших школьников эти мотивы чаще выражены в неопределенных, расплывчатых задачах собственного развития и реализуются в простейших способах — чтении дополнительной литературы, посещении ближайших библиотек, то у подростка мотивы и способы самообразования поднимаются на более высокий уровень. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков. Развитие познавательных мотивов в этом возрасте в целом определяется активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы. Это проявляется в удовлетворении, с которым подросток выполняет самостоятельные учебные задания на уроке, в его работе со сложным учебным материалом, в стремлении самому строить собственную познавательную деятельность за пределами школьной программы, в различных формах самообразования.

Охарактеризуем социальные мотивы учения в подростковом возрасте. Они все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель показывает школьникам возможность использования результатов учения в будущей профессиональной деятельности, в общении, самообразовании.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять позицию взрослого человека в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде.

А.Н. Леонтьев отмечал [5], что в подростковом возрасте становится актуальной задача на сопоставление мотивов, решение школьниками задач на поиск смысла: «Что для меня всего важнее?», «Что всего важнее для другого?», «Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?», «Почему я делаю это так, а не иначе?»

Подросток, как правило, осознает, что им движет несколько мотивов, может их назвать. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью.

Качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6—8 классам вновь снижается. К концу 9-го класса мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения, а также с выбором форм завершения среднего образования (школа, средние специальные учебные заведения). Снижение интереса к обучению в средней школе связано с описанными выше психологическими особенностями подростков.

Если учащиеся начальных классов нуждаются в отдыхе в середине урока или в переключении на другой вид работы, то подростки способны удерживать свое внимание в течение всего урока, умеют распределять внимание между несколькими видами учебной работы, нередко предпочитают быстрый темп работы. Эти особенности обусловливают упорство подростков в достижении цели, в преодолении препятствий. Постановка целей в среднем школьном возрасте характеризуется следующим: подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, то есть планировать свою работу. Самостоятельная постановка целей распространяется не только на учебную работу, но и на внеклассные виды деятельности. Подросток способен наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения, получить удовольствие от планирования крупных блоков своей учебной деятельности. Подросток уже умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном на решении проблем. У многих учащихся складывается привычка длительное время следовать своей цели и подчинять этому свое поведение. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей на этом пути.

К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим.


2.2. Подходы, сущность, этапы технологий


Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ.

Проблема психологической целесообразности применения компьютерной техники в образовании наиболее зримо выдвигает на передний план возрастные, индивидуально-психологические и социально-психологические аспекты. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Опираясь на теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского, где говорится, что «психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности», было установлено, что учебная деятельность в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, усиливая интеллектуальные возможности учащихся, одновременно перестраивает саму структуру познавательной деятельности.

Есть предположение, что на развитие личности применения ИКТ оказывает дифференцированное воздействие. У учащихся с математическим складом, увлекающихся компьютерными технологиями, может, отмечается отрицательная динамика формирования навыков межличностного взаимодействия (частичный отказ от общения с другими людьми, разрыв дружеских связей, ослабление эмоциональных реакций, сужение сферы интересов). У учащихся гуманитарной направленности могут наблюдаться полярные изменения: насыщенность эмоциональной сферы, стремление к межличностным контактам. Обучающая среда, по утверждению Б.С. Гершунского, формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Целевой группой программы являются учащиеся 6-11 классов всех уровней развития. Поэтому при использовании ИКТ – технологий обязательно соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе на компьютере для сохранения здоровья учащихся. Возможна интеграция здоровьесберегающих и личностно–ориентированных технологий с ИКТ - технологиями. Все мероприятия по основным направлениям организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Использование ИКТ – технологий на разных этапах урока и различных типов уроков обуславливается использованием более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Помимо этого, внедрение ИКТ способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Методика урока направлена на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики, формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ. Систематически проводятся открытые уроки с применением ИКТ – технологий, как на школьном уровне, так и на уровне района, выступление на педагогических советах школы и районных методических объединениях с обобщением опыта работы и проведение мастер – классов.

Актуальность темы заключается в том, что идет активный переход от работы с документами на бумажных носителях к электронным носителям. Сейчас школьники должны учиться общаться в информационном пространстве, работать с электронными ресурсами. Эти навыки помогут им усвоить изучаемый материал, социализироваться в современном мире. Интерактивные методики очень хорошо зарекомендовали себя, так как предусматривают не только общение учащегося с учителем, но и между собой.

Поэтому в своей работе я выбрала приоритетные направления:

-Учитель – помощник, использующий разные формы

обучения, с учётом индивидуальных особенностей;

-Создание ситуации комфорта, путем выбора подходящей в биологии формы обучения.

Для успешности урока составила схему, в каком направлении должно происходить восприятие учебного материала, а именно: интерес-внимание-восприятие-память-мышление-воображение-воспроизведение в практической деятельности и в речи.

Для разработки уроков по формированию мотивационной компетенции учащихся определилась:

1. С методами и формой обучения, то есть, как учить и как организовать обучение;

2. Со средствами обучения и формой контроля знаний, то есть с помощью чего и как оценить.

В результате того, что малое количество учащихся в малокомплектной сельской школе, усиливается психологическая нагрузка, организацию педагогического процесса осуществляю на основе применения следующих педагогических технологий:

• Интерактивные технологии, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю;

• Технологию сотрудничества, позволяющую реализовать потенциал каждого ребенка, способствующая развитию коммуникативных, речевых и рефлексивных умений, повышающая уровень активности учащихся на уроке;

• Технологию проблемного обучения, позволяющую организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.

Большую роль играют и приемы мотивации учебной деятельности:

• Загадка, тайна

• Проблемный вопрос, проблемная ситуация

• Опора на жизненный опыт

• Опорные схемы

• ИКТ-технологии

• Успешность результатов деятельности

На уроках биологии я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих

Например,

Рассудите спор:

Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает.

1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».

2-й ученик: «Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное давление».

Кто прав в споре?

2. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры

Организую работу с текстом учебника по принципу дифференциации: поисково-репродуктивной. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, использую при проведении письменных работ:

- ответы на вопросы параграфа; заполнение таблиц; составление опорных конспектов; составление плана к тексту параграфа; постановка вопросов к тексту, чтобы ответы отражали главную мысль.

- характеристика текста одним предложением, составление главной фразы, отражающей текст.

Виды чтения:

Просмотровое – знакомство с общим содержанием учебника, его глав, или параграфов, автором произведения, печатным издательством

Выборочное –предполагает, что при ответе на заданный вопрос учащийся знакомиться с содержанием нескольких источников, сравнивает, сопоставляет найденную информацию, вырабатывает собственную точку зрения

Сравнительно-аналитическая работа с учебником:

- задания по работе с иллюстрациями учебника, помогает осмыслить и повторить изученный материал.

- сравнительный анализ таблиц и схем.

- прочитать и промаркировать текст: это я знаю; этого нет; в этом сомневаюсь; это мне интересно. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску нужной информации.

- Учимся понимать текст

- Ищем непонятное

- Внимание к деталям

- Что впереди? Предвосхищение на основе суждений

- Возвращение назад.

Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой:

-выделять в тексте главную мысль;

- объяснять, почему текст имеет то или иное название;

- кратко излагать содержание текста;

-составлять список ключевых слов;

-конспектировать учебную информацию;

-ставить к тексту простые вопросы;

- составлять план параграфа

- выстраивать «пирамиды понятий»

- - устанавливать ближайшие и отдаленные связи между терминами

Эти формы работы, применяемые на уроках особенно важны для учащихся, не выполняющих домашнее задание.

Проработка текстов осуществляется по принципу «малого погружения»: на уроке ставится задача получить знания и умения, определённые стандартом образования, а домашнее задание развивать полученные на уроке знания.

Использую приёмы, стимулирующие активную мыслительную деятельность

каждого ученика:

- Самостоятельная работа с учебником - выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация

-Простая по форме, но глубокая по содержанию аналитическая беседа на основе текста или рисунков учебника

-Специальные упражнения на классификацию, обобщение и систематизацию понятий, установлению причинно- следственных связей и закономерностей.

Учебные приёмы, виды и формы учебных заданий:

-Задания на развитие памяти и речевых навыков

Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому учащемуся в успешном самообразовании.

В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно - предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

Например, тема в 9 классе «Развитие органического мира»

Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание.

Здесь есть свои требования:

1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

2) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

3) Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

ВЫВОД: Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические

(требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

6) Жизненность изучаемого материала

• Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью, каких веществ будут перевариваться его составные части?

• . Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

7) Применение визиток

Больший интерес вызовут задачи прикладного характера.

-Творческие домашние и классные задания, способствуют развитию интереса учеников к химии. Например, составление сказки

На уроках в 5-6-х классах в целях активизации познавательной деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды. В 7-8-х классах при изучении биологии организмов, использую игровые моменты, в основном в конце урока. Игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала.

В 9 классе, использую групповой метод. При этом делю класс на группы. Каждая группа получает свое задание и выполняет его. Ребятам (группам) выдаются карточки-задания, с биологические задачами и они, посовещавшись, должны решить задачу.

Форма урока.

Я постоянно ищу новые формы "оживления" процесса обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.

Нетрадиционные уроки - они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Признаки нетрадиционного занятия:

-присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;

-организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;

-занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;

-в процессе занятия используется видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

-дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;

-требует серьезной предварительной подготовки.

В 5-6 классе провожу обобщающие уроки в виде игры.

В старших уроки- конференции.

Почти 4 раза в год провожу уроки-экскурсии.

Средства обучения:

Во всех классах, использую различные формы ИКТ:

1. Готовые программные продукты (энциклопедии, словари, тренажеры)

2. Сайты

3. Разработки УМК уроков с использованием ИКТ

5. Создание и использование в учебном процессе базы видеоматериалов

6. Компьютерные тесты и диагностические комплексы.

7.Ресурсы сети Интернет

Формы контроля.

На сегодняшний день контроль знаний осуществляется в образовательных учреждениях как традиционными методами, так и с использованием компьютерных технологий (электронное тестирование).

По целевым задачам тестовые и контролирующие задания классифицируют на:

-тренирующие (тренажеры), предназначенные для осмысления и закрепления материала, формирования знаний, умений и навыков

-контролирующие, предназначенные для оценки уровня усвоения знаний после изучения определенного фрагмента курса.

По функциям контролирующие и тестовые задания классифицируют:

-для предварительного, или начального контроля (предварительное тестирование) - установление индивидуального уровня обученности студента, или так называемое пропедевтическое диагностирование

для текущего контроля, - позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний в течение определенного промежутка времени, например, после изученной темы или параграфа.

-для промежуточного контроля - это тестирование после, например, изучения крупных разделов (модулей) учебного курса.

для итогового контроля (итоговое тестирование) - заканчивается оценкой знаний по всему курсу.

Я на уроках биологии использую следующие формы:

-терминологический диктант:

а) записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть

б) заполнить таблицу

-компьютерная проверка знаний и умений

-краткая самостоятельная работа по карточкам с немым рисунком.

-письменная контрольная работа

-практическая работа

-устный контроль: зачет по изученной теме, устный индивидуальный опрос

- самостоятельная работа с учебником:

а) поисково-репродуктивная:

-заполнение таблиц: развивает умение кратко излагать и отбирать информацию

б) составление аналитических схем: целое делится на части (усваивается с 5- 6 класс)

в) сравнительно-аналитическая:

Эффективность применяемых ИКТ – технологий дает положительные результаты не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся являются постоянными призерами и победителями творческих конкурсов, предметных олимпиад и других мероприятий на районном, региональном и всероссийском уровне.

Выбранные мной направления педагогической деятельности подтверждаются

результатами моих учеников:

Наименование мероприятия

год

ученики

Уровень

1

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по биологии

2013

Сивоконь Д.

Симоненко С.

призер

призер

2

Региональный этап всероссийской олимпиады по биологии

2013

Сивоконь Д.

участник

3

Всероссийские молодежные предметные чемпионаты по биологии

Санкт-Петербург

2013

Сивоконь Д.

участник

4

Общероссийская предметная олимпиада по биологии «Олимпус» г. Калининград

2014

Симоненко

3 место

5

Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»

2015

ПименовП.

Сотников В.

Моргунов Н.

Моргун Н.

Самодурова Л.

1,2,3 место

6

Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»

2016

ПименовП.

Сотников В.

Моргунов Н.

Щербина Л.

Гвоздик А.

1,2,3 место

7

IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием

Г. Новосибирск

2016

Пименов П.

Моргунов Н.

Щербина Л.


призёры

8

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по биологии

2016

Моргунов Н.

призер

2. Результаты ЕГЭ и ГИА

ЕГЭ средний балл 2013 года – 65 ( по району 52,3)

2014 года- 53 (по району – 49,4)

ГИА: 2013год – 25 ( по району 19)

4.Успеваемость 100%, качество-69%


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Стимулируя познавательную деятельность обучающихся, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование методов, форм, проблемного обучения позволяет развитию познавательного интереса, стойкой мотивации, углублению знаний учащихся по курсу биология

4. Для получения высоких результатов при усвоении знаний, необходимо проводить групповую и индивидуальную работу с учащимися, используя задания проблемно- познавательного характера.










Анализ результативности

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы.


Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

1.Требуется большее количество времени

2.Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

3. Составление и проверка разноуровневых заданий и лабораторных работ с учетом дифференцированного подхода к ученикам

4. Проведение уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся

5. Составление и проверка вариативных заданий














Сохранить у себя:
Развитие образовательной мотивации учащихся на уроках биологии в малокомплектной школе через активные методы и информационные технологии

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки