Развитие математической грамотности в начальной школе
Подготовила: учитель начальных классов
КОГОБУ СШ пгт Оричи
Гагаринова Светлана Васильевна
Функциональная грамотность- способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а )понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни
б ) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
в )способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.
г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
д ) Решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями
Математическая грамотность —
это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:
- Технология проектов
«Арабские цифры. Теории происхождения»
«Время. Измерение времени. Часы»
«Единицы измерения времени в разных странах в разное время»
«Задача одна – решений много»
«Математика в жизни человека» и др
2) Технология проблемного обучения
3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.
4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)
На каждом уроке мы используем приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:
Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
Работа над задачей.
- Решение задач разными способами.
- Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью рисунка.
в) с помощью чертежа.
г) с помощью краткой записи
- Разбивка текста задачи на значимые части.
- Решение задач с недостающими или лишними данными.
- Самостоятельное составление задач учениками.
- Объяснение готового решения задачи.
- Изменение вопроса задачи.
- Выбор выражений, которые являются решением задачи.
- Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
- Использование приема сравнения задач и их решений..
- Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- Закончить решение задачи.
- Составление аналогичной задачи с измененными данными
- Составление и решение обратных задач.
Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Задача с избыточными данными.
Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.
Ваня разговаривает с мамой по телефону с 12ч.50мин до 13ч10мин.Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей?
Название тарифа
Цена 1 мин
Детский
Особые условия
50 коп
Подарочный
25 коп
Нет условий
Дружеский
После 13.00 цена первой минуты разговора 1р 50 коп за 1 мин, остальное время 25 коп за минуту
15 коп
До 13.00 цена минуты 1 рубль. А после 13.00-цена 1 минуты-15 коп.
Формула, раскрывающая принцип
функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ =
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»