Развитие математической грамотности в начальной школе

В перезнтации предоставлен теоретический материал по развитию математической грамотности на уроках математики в начальной школе, а также можно найти примеры практических заданий, направленный на развитие функциональной грамотности. Особое внимание уделено работе с задачами на уроках математики.

Содержимое разработки

Развитие математической грамотности в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов КОГОБУ СШ пгт Оричи Гагаринова Светлана Васильевна

Развитие математической грамотности в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

КОГОБУ СШ пгт Оричи

Гагаринова Светлана Васильевна

Функциональная грамотность- способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность- способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:  а )понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни б ) потребность и умение применять  математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а )понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни

б ) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

в )способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать. г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. д ) Решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями

в )способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.

д ) Решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями

Математическая грамотность —  это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

Математическая грамотность

это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся: Технология проектов «Арабские цифры. Теории происхождения» «Время. Измерение времени. Часы» «Единицы измерения времени в разных странах в разное время» «Задача одна – решений много» «Математика в жизни человека» и др

К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:

  • Технология проектов

«Арабские цифры. Теории происхождения»

«Время. Измерение времени. Часы»

«Единицы измерения времени в разных странах в разное время»

«Задача одна – решений много»

«Математика в жизни человека» и др

2) Технология проблемного обучения  3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

2) Технология проблемного обучения

3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)

4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)

На каждом уроке мы используем приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:  Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.

На каждом уроке мы используем приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:

Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.

Работа над задачей.  Решение задач разными способами. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков. б) с помощью рисунка. в) с помощью чертежа. г) с помощью краткой записи

Работа над задачей.

  • Решение задач разными способами.
  • Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью рисунка.

в) с помощью чертежа.

г) с помощью краткой записи

  • Разбивка текста задачи на значимые части.
  • Решение задач с недостающими или лишними данными.
Самостоятельное составление задач учениками.  Объяснение готового решения задачи. Изменение вопроса задачи. Выбор выражений, которые являются решением задачи.  Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)  Использование приема сравнения задач и их решений..
  • Самостоятельное составление задач учениками.
  • Объяснение готового решения задачи.
  • Изменение вопроса задачи.
  • Выбор выражений, которые являются решением задачи.
  • Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
  • Использование приема сравнения задач и их решений..
Выбор решения из двух предложенных  (верного и неверного). Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.  Закончить решение задачи. Составление аналогичной задачи с измененными данными Составление и решение обратных задач.
  • Выбор решения из двух предложенных  (верного и неверного).
  • Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
  • Закончить решение задачи.
  • Составление аналогичной задачи с измененными данными
  • Составление и решение обратных задач.
Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Задача с избыточными данными.

Задача с избыточными данными.

Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.

Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.

Ваня разговаривает с мамой по телефону с 12ч.50мин до 13ч10мин.Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей? Название тарифа Цена 1 мин Детский Особые условия 50 коп Подарочный 25 коп Нет условий Дружеский После 13.00 цена первой минуты разговора 1р 50 коп за 1 мин, остальное время 25 коп за минуту 15 коп До 13.00 цена минуты 1 рубль. А после 13.00-цена 1 минуты-15 коп.

Ваня разговаривает с мамой по телефону с 12ч.50мин до 13ч10мин.Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей?

Название тарифа

Цена 1 мин

Детский

Особые условия

50 коп

Подарочный

25 коп

Нет условий

Дружеский

После 13.00 цена первой минуты разговора 1р 50 коп за 1 мин, остальное время 25 коп за минуту

15 коп

До 13.00 цена минуты 1 рубль. А после 13.00-цена 1 минуты-15 коп.

Формула, раскрывающая принцип функциональной грамотности:   «ОВЛАДЕНИЕ =  УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Формула, раскрывающая принцип

функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ =

УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Сохранить у себя:
Развитие математической грамотности в начальной школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки