«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Подготовила
Шумейко Светлана Васильевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова
ст. Александрийской
«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.
«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» К. Д. Ушинский
Актуальность данной темы
- основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
- мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Показатели развития творческих способностей
- Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
- Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
- Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
- Проявление радостных эмоций во время работы.
- Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
- Проявление самостоятельности в работе.
- Умение преодолевать возникшие трудности .
Задачи учителя:
- Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
- Замечать любые творческие проявления учеников.
- Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
- Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.
Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:
Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Этапы развития творческих и познавательных способностей.
Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах.
Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.
Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.
Основные приемы развития интеллектуальных и творческих способностей.
- написание сочинений, изложений;
- рецензирование творческих работ;
- различные виды игр;
- задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
- творческие словари,ребусы,шарады;
- составление синквейнов;
- творческие задания на дом;
Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»
- Свободное сочинительство (пиши,что хочешь).
- «Мой дневник»(пиши о том,что сейчас вспомнил).
- «Фантазия-картинка»(картинка твоего воображения).
- Экскурсия в картинную галерею.
- Сценарий мультфильма(по рисункам на доске).
- Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
- Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Стихи из жизни класса:
Задача трудная попалась,
Она от Коли отбивалась.
Но Коля так её схватил,
Что за пять минут решил.
Как-то раз спросили Стёпу:
«Чем ты занят в классе?»
Он задумался слегка
И ответил: -«Жду звонка».
(Марат А. 3б кл.)
К.Д. Ушинский
- «Ребенок мыслит образами»
Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а …..
П льто
А
Графические ассоциации.
- АВТ М БИЛЬ
- КОСМ С
- А ЕЯ
Ассоциативные зацепки.
- Из б а нанов легко выложить букву «А»,но нельзя выложить букву «О».
- Когда тебя ужалит кр а пива,то трудно удержаться от крика «-А!».
- Ну какой в о сход без солнца?!
Фонетические зацепки.
- Па сс ажир берет билет в ка сс е.
- На у лице встречаю знакомые лица.
- На за пад е солнце пад ает.
.
Игровые приемы.
- выделение противоположных свойств;
- поиск аналогий;
- постановка вопросов;
- переформулирование;
- генерирование идей;
- установление ситуативных связей между предметами;
- установление причинных связей между событиями;
- игры-задания на развитие детской фантазии,языкового чутья;
Ситуативные связи.
Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
Что написано в газете про верблюдов?
Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?
Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как всё происходило.
- Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
- Самосвал с грузом не пришел к назначенному времени.
Синквейн
- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Истина. Вечная, удивительная. Бежит, волнует, торжествует. Истина – загадочная неизвестность. Истина – поиск.
Права. Необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость .
Дом
Красивый
Уютный
Большой
Маленький
Надежный
Любимый
Желанный
Охраняет
Защищает
Любит
Ухаживает
Слушает
Обогревает
Дом.
Дом. Красивый, надежный Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное.
Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь.
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.
Благодарю за внимание!