«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Содержимое разработки

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»    Подготовила Шумейко Светлана Васильевна  учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Подготовила

Шумейко Светлана Васильевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова

ст. Александрийской

«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других»  Б. Астафьев.

«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.

«Умение учителя занять  во время урока всех учащихся есть  критерий достоинства учителя»  К. Д. Ушинский

«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» К. Д. Ушинский

Актуальность данной темы

Актуальность данной темы

  • основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
  • мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Показатели развития творческих способностей

Показатели развития творческих способностей

  • Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
  • Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  • Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
  • Проявление радостных эмоций во время работы.
  • Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Умение преодолевать возникшие трудности .
Задачи учителя:

Задачи учителя:

  • Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
  • Замечать любые творческие проявления учеников.
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
  • Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.
Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:      Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.  Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.  Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Этапы развития творческих и познавательных способностей.      Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах.  Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.  Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.

Этапы развития творческих и познавательных способностей.

Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах.

Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.

Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.

Основные приемы развития интеллектуальных и творческих способностей.

Основные приемы развития интеллектуальных и творческих способностей.

  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование творческих работ;
  • различные виды игр;
  • задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
  • творческие словари,ребусы,шарады;
  • составление синквейнов;
  • творческие задания на дом;
Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»

Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»

  • Свободное сочинительство (пиши,что хочешь).
  • «Мой дневник»(пиши о том,что сейчас вспомнил).
  • «Фантазия-картинка»(картинка твоего воображения).
  • Экскурсия в картинную галерею.
  • Сценарий мультфильма(по рисункам на доске).
  • Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
  • Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Стихи из жизни класса: Задача трудная попалась, Она от Коли отбивалась. Но Коля так её схватил, Что за пять минут решил.  Как-то раз спросили Стёпу: «Чем ты занят в классе?» Он задумался слегка И ответил: -«Жду звонка».  (Марат А. 3б кл.)

Стихи из жизни класса:

Задача трудная попалась,

Она от Коли отбивалась.

Но Коля так её схватил,

Что за пять минут решил.

Как-то раз спросили Стёпу:

«Чем ты занят в классе?»

Он задумался слегка

И ответил: -«Жду звонка».

(Марат А. 3б кл.)

К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский

  • «Ребенок мыслит образами»
Ты надел совсем не то,  Нужна не шуба, а ….. П  льто А

Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а …..

П льто

А

Графические ассоциации.

Графические ассоциации.

  • АВТ М БИЛЬ
  • КОСМ С
  • А ЕЯ
Ассоциативные зацепки.

Ассоциативные зацепки.

  • Из б а нанов легко выложить букву «А»,но нельзя выложить букву «О».
  • Когда тебя ужалит кр а пива,то трудно удержаться от крика «-А!».
  • Ну какой в о сход без солнца?!
Фонетические зацепки. Па сс ажир берет билет в ка сс е. На у лице встречаю знакомые лица. На за пад е солнце пад ает. .

Фонетические зацепки.

  • Па сс ажир берет билет в ка сс е.
  • На у лице встречаю знакомые лица.
  • На за пад е солнце пад ает.

.

Игровые приемы.

Игровые приемы.

  • выделение противоположных свойств;
  • поиск аналогий;
  • постановка вопросов;
  • переформулирование;
  • генерирование идей;
  • установление ситуативных связей между предметами;
  • установление причинных связей между событиями;
  • игры-задания на развитие детской фантазии,языкового чутья;
Ситуативные связи. Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюдов? Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?

Ситуативные связи.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?

Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд,  не связанными друг с другом событиями?   Объясни, как всё происходило.

Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как всё происходило.

  • Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
  • Самосвал с грузом не пришел к назначенному времени.
Синквейн   - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.  Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Синквейн

- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Истина.  Вечная, удивительная.  Бежит, волнует, торжествует.  Истина – загадочная неизвестность.  Истина – поиск.  Права.  Необходимые, общие.  Направляют, оберегают, защищают.  Без них нельзя жить.  Необходимость .

Истина. Вечная, удивительная. Бежит, волнует, торжествует. Истина – загадочная неизвестность. Истина – поиск.

Права. Необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость .

Дом  Красивый Уютный Большой Маленький Надежный Любимый Желанный Охраняет Защищает Любит Ухаживает Слушает Обогревает

Дом

Красивый

Уютный

Большой

Маленький

Надежный

Любимый

Желанный

Охраняет

Защищает

Любит

Ухаживает

Слушает

Обогревает

Дом. Дом.  Красивый, надежный  Защищает, обогревает, любит.  В доме уютно.  Это главное. Надежный, любимый.  Охраняет, оберегает, защищает.  Он нужен каждому.  Любовь.

Дом.

Дом. Красивый, надежный Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное.

Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.  Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Главный стимул творчества огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Сохранить у себя:
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки