![«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» Подготовила Шумейко Светлана Васильевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_0.jpg)
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Подготовила
Шумейко Светлана Васильевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №24 им. И. И. Вехова
ст. Александрийской
![«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_1.jpg)
«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.
![«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» К. Д. Ушинский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_2.jpg)
«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» К. Д. Ушинский
![Актуальность данной темы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_3.jpg)
Актуальность данной темы
- основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
- мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
![Показатели развития творческих способностей](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_4.jpg)
Показатели развития творческих способностей
- Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
- Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
- Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
- Проявление радостных эмоций во время работы.
- Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
- Проявление самостоятельности в работе.
- Умение преодолевать возникшие трудности .
![Задачи учителя:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_5.jpg)
Задачи учителя:
- Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
- Замечать любые творческие проявления учеников.
- Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
- Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.
![Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников: Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_6.jpg)
Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:
Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
![Этапы развития творческих и познавательных способностей. Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах. Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах. Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_7.jpg)
Этапы развития творческих и познавательных способностей.
Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах.
Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.
Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.
![Основные приемы развития интеллектуальных и творческих способностей.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_8.jpg)
Основные приемы развития интеллектуальных и творческих способностей.
- написание сочинений, изложений;
- рецензирование творческих работ;
- различные виды игр;
- задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
- творческие словари,ребусы,шарады;
- составление синквейнов;
- творческие задания на дом;
![Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_9.jpg)
Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»
- Свободное сочинительство (пиши,что хочешь).
- «Мой дневник»(пиши о том,что сейчас вспомнил).
- «Фантазия-картинка»(картинка твоего воображения).
- Экскурсия в картинную галерею.
- Сценарий мультфильма(по рисункам на доске).
- Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
- Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
![Стихи из жизни класса: Задача трудная попалась, Она от Коли отбивалась. Но Коля так её схватил, Что за пять минут решил. Как-то раз спросили Стёпу: «Чем ты занят в классе?» Он задумался слегка И ответил: -«Жду звонка». (Марат А. 3б кл.)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_10.jpg)
Стихи из жизни класса:
Задача трудная попалась,
Она от Коли отбивалась.
Но Коля так её схватил,
Что за пять минут решил.
Как-то раз спросили Стёпу:
«Чем ты занят в классе?»
Он задумался слегка
И ответил: -«Жду звонка».
(Марат А. 3б кл.)
![К.Д. Ушинский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_11.jpg)
К.Д. Ушинский
- «Ребенок мыслит образами»
![Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а ….. П льто А](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_12.jpg)
Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а …..
П льто
А
![Графические ассоциации.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_13.jpg)
Графические ассоциации.
- АВТ М БИЛЬ
- КОСМ С
- А ЕЯ
![Ассоциативные зацепки.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_14.jpg)
Ассоциативные зацепки.
- Из б а нанов легко выложить букву «А»,но нельзя выложить букву «О».
- Когда тебя ужалит кр а пива,то трудно удержаться от крика «-А!».
- Ну какой в о сход без солнца?!
![Фонетические зацепки. Па сс ажир берет билет в ка сс е. На у лице встречаю знакомые лица. На за пад е солнце пад ает. .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_15.jpg)
Фонетические зацепки.
- Па сс ажир берет билет в ка сс е.
- На у лице встречаю знакомые лица.
- На за пад е солнце пад ает.
.
![Игровые приемы.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_16.jpg)
Игровые приемы.
- выделение противоположных свойств;
- поиск аналогий;
- постановка вопросов;
- переформулирование;
- генерирование идей;
- установление ситуативных связей между предметами;
- установление причинных связей между событиями;
- игры-задания на развитие детской фантазии,языкового чутья;
![Ситуативные связи. Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюдов? Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_17.jpg)
Ситуативные связи.
Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
Что написано в газете про верблюдов?
Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?
![Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как всё происходило.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_18.jpg)
Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как всё происходило.
- Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
- Самосвал с грузом не пришел к назначенному времени.
![Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_19.jpg)
Синквейн
- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
![Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_20.jpg)
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
![Истина. Вечная, удивительная. Бежит, волнует, торжествует. Истина – загадочная неизвестность. Истина – поиск. Права. Необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_21.jpg)
Истина. Вечная, удивительная. Бежит, волнует, торжествует. Истина – загадочная неизвестность. Истина – поиск.
Права. Необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость .
![Дом Красивый Уютный Большой Маленький Надежный Любимый Желанный Охраняет Защищает Любит Ухаживает Слушает Обогревает](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_22.jpg)
Дом
Красивый
Уютный
Большой
Маленький
Надежный
Любимый
Желанный
Охраняет
Защищает
Любит
Ухаживает
Слушает
Обогревает
![Дом. Дом. Красивый, надежный Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное. Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_23.jpg)
Дом.
Дом. Красивый, надежный Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное.
Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь.
![Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_24.jpg)
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.
![Благодарю за внимание!](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2021/02/01/i_6017e01d0f587/img_phpmS8XIu_25.jpg)
Благодарю за внимание!