Твердов Виталий Филиппович, МБОУ Шаумяновская СОШ №10
Информационно-коммуникационные технологии в обеспечении развития интеллекта и творческих компетенций обучающихся
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Модернизация образования требует внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение.
Информационно-коммуникационные технологии – это новые педагогические технологии, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, активизировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Сегодня, на фоне информатизации школьного образования и разнообразного использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе, вопросы применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках стали особо актуальными. Они повышают мотивацию к обучению, развивают интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации, расширяют объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач, осуществляют индивидуальный подход в обучении, повышают качество контроля знаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом, что повышает эффективность обучения.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, в совокупности с другими инновационными технологиями позволяет создать принципиально иную информационно-коммуникационную среду, которая повышает мотивацию обучающихся на самообразование, интенсифицирует самостоятельную работу, оптимизирует учебную информацию, сокращая время её получения, а главное делает её доступной в любое удобное время.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет, которые в любой момент становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО. Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании некоторых формализованных моделей содержания деятельности учителя, управляющего этими средствами, на повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
В связи с тем, что в старших классах необходимо изучать большой объём материала, развивать интеллектуальные способности, повышать конкурентоспособность выпускников возникла необходимость использовать ИКТ на уроках математики. Цели использования компьютера, на уроках следующие: развитие межпредметных связей с математикой, формирование компьютерной грамотности, развитие самостоятельной работы учащихся на уроке, реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, обобщать, осмысливать новые знания, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» образовательного процесса.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу ИКТ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, например, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.
ИКТ позволяет интегрировать три процесса обучения: преподавание, учение и оценивание.
Возможности нескольких компьютеров использованы мной в предметном обучении в следующих вариантах:
1. Проектная деятельность - ребята составляют мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися была использована программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office.
2. Использование тренинговых программ (шаблоны тестов mtsl) - геометрия – широкое поле для этого вида деятельности.
3. Использование диагностических и контролирующих материалов для контроля знаний (используются тесты и задачи).
На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий.
Применение ИКТ на уроках даёт возможность учителю сократить время на изучение нового материала. Это происходит за счёт наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию.