Мастер-класс для педагогов-психологов
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся»
Ведущий: Гринева И. Ф., педагог-психолог МАУДО ЦДТ «Радуга»
Дата проведения: 31.10.18.
Цель: создание условий для понимания педагогами-психологами сущности эмоционального интеллекта и его развития у детей.
Задачи мастер-класса:
а) актуализировать знания педагогов-психологов ОУ об EQ и способах его развития;
б) продемонстрировать опыт работы по развитию EQ у обучающихся;
в) отработать на практике упражнения по развитию EQ с участниками мастер-класса.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздатки «6 упражнений…» Шиманской В. по числу участников, 2 большие звезда – серебряная и золотая (из оберточной бумаги), мягкая игрушка.
Ход
Введение:
1) Организационный момент: Добрый день! Я рада Вас видеть на моем мастер-классе. Сегодня каждый уйдет с подарком и …. Первой на мастер-класс пришла … (назвать ФИО психолога) и за это я вручаю ей сувенир – большую золотую звезду (из золотой оберточной бумаги), второй пришла – … (ФИО педагога) – и ей достается малая серебряная звезда (из серебренной оберточной бумаги), а всем остальным – простое человеческое СПАСИБО!
Какое настроение у Вас на начало мастер-класса, поделитесь впечатлениями о случившемся здесь и сейчас? Что Вы испытывали, когда я наградила первого пришедшего участника? А Вы, первый участник, что у вас за эмоция появилась в момент вручения? А Что было со вторым пришедшим участником? Что случилось, когда я всем остальным подарила «простое человеческое СПАСИБО»? (педагоги-психологи делятся эмоциями).
Таким образом, мы подошли к теме сегодняшнего мастер-класса «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся».
2) Сбор ожиданий: Благодарю всех за искренние ответы и прошу озвучить свои ожидания от работы на мастер-классе (педагоги-психологи говорят о том, что они хотят получить на мастер-классе, передавая по кругу мягкую игрушку).
I. Лекция (теоретическая часть):
Как известно, эмоциональный интеллект - это «способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы».
Понятие «эмоциональный интеллект» не является новым в российской педагогике. Об этом явлении писали многие ученые, используя другие термины: Л.С. Выготский – «обобщение переживаний», В.С. Мухина – «разумность чувств». Кроме того, существуют связанные с эмоциональным интеллектом качества, в том числе эмпатия, которая означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого.
Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят к жизненным неудачам. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
умением одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%.
Именно младший школьный возраст с его эмоциональной отзывчивостью на происходящие события, чувственной окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности; непосредственностью и откровенностью выражения своих чувственных переживаний, является синзитивным для оказания влияния на формирования эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Работа педагога-психолога по формированию и развитию эмоционального интеллекта
Работа с учащимися:
-диагностическая работа:
изучение адаптации первоклассников к школе;
изучение адаптации пятиклассников к среднему звену школы;
индивидуальная и групповая диагностика учащихся (по запросу);
-коррекционно-восстановительная и развивающая работа:
тренинг для первоклассников с трудностями адаптации к школе;
занятия по формированию у учащихся начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки;
психокоррекционная работа по предупреждению агрессивности детей младшего школьного возраста;
тренинг по преодолению школьной тревожности пятиклассников;
психологический практикум для подростков «Познай себя»;
индивидуальная коррекционная работа;
Работа с родителями:
-выступления на тематических родительских собраниях, лекториях (например, «Эмоциональное развитие детей», «Трудности переходного возраста»);
-индивидуальные консультации;
3. Работа с педагогами:
- выступления на педагогических советах, учебно-методических консультациях (например, «Эмоциональное благополучие учащихся в современной школе», «Социально-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры школьников»);
-тренинг для педагогов «Способы эмоциональной регуляции»;
-индивидуальные консультации.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие 4 основных функций:
самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Можно выделить следующие направления работы по развитию эмоциональной сферы детей:
научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;
формировать у школьников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;
заложить у обучающихся основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
научить сотрудничеству;
обеспечить осознанное участие семьи.
Эти основные функции развиваются на различных этапах детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
ролевые игры;
психогимнастические игры;
коммуникативные игры;
игры и задания, направленные на развитие произвольности;
релаксационные методы.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно представить следующим образом:
комфортная организация занятий;
оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физминутки, спортивные игры и т.д.);
игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
драматизация, сказкотерапия;
психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
задания, направленные на организацию совместной деятельности;
использование наглядных пособий (фото, рисунки, картины, и т.д.).
Действующие эффективные методы обучения - беседы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное рисование, пантомима, драматизация).
Эмоциональный подъем на занятиях психологии помогает младшему школьнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров.
Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно участие родителей в этих играх. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными. Важна при этом перемена ролей - взятие родителем на себя роли ребенка, а ребенком - роли родителя. Это помогает им лучше понять и принять друг друга.
Только в тесном единстве родителей и педагогов можно перестроить эмоциональную сферу детей. Развитию эмоционального интеллекта способствуют такие отношения в семье, когда родители внимательны к жизни детей, выслушивают ребенка и помогают ему разобраться в своих эмоциях, считаются с его мнением. Высокая эмоциональная компетентность помогает находить выход из сложных ситуаций. При ее снижении возрастает уровень агрессивности ребенка. Чем меньше тревога ребенка, тем уровень его эмоциональной компетентности выше. Эмоциональную компетентность можно развить, если в семье обсуждаются проявления чувств и последствия поступков ребенка для других людей, причины эмоциональных ситуаций, делаются попытки рассмотреть ситуацию со стороны другого человека.
II. Практикум:
А) Упражнение «Стих читает кривляка/статуя» (выполняют желающие)
Читая отрывок любого стихотворения, намеренно кривляйтесь, открывая рот пошире, выворачивая челюсть влево/вправо, вперед/назад, стройте любые рожицы.
Постарайтесь прочитать отрывок стихотворения с абсолютно неподвижным, «каменным» лицом, практически не двигая губами.
Б) Упражнение «Чувства и ощущения»
Работают по цепочке педагоги, читая фразу и говорят какие чувства, ощущения вызвали у них словосочетания:
Укол иглы
Горячий хлеб
Свежескошенная трава
Компостная куча
Далекая музыка
Осенние листья
Яростный ритм
Пуховая подушка
Шелковая сорочка
В) Упражнение «Улыбка чеширского кота» (фронтальное выполнение задания)
Вообразите себя котом, которого чешут за ушком. Зажмурьтесь от удовольствия, растяните рот в «кошачьей» улыбке. Постарайтесь сочетать ощущение напряжения в мышцах и одновременной расслабленности. Оставайтесь в таком положении 3-4 секунды.
Г) Упражнение «Кулаком по столу»
Сделайте какой-нибудь сильный, энергичный жест (например, ударьте кулаком по столу) и после этого тотчас же уберите остаток ненужного мускульного напряжения.
Д) Работа в группах: Знакомство с 6 упражнениями для развития EQ у детей» Шиманской В. на раздатке (Приложение 1) и демонстрация / объяснение одного упражнения всем участникам мастер-класса.
I группа - изучает упражнения «Коробочка эмоций» и «Язык эмоций»;
II группа – знакомится с игрой «Что я чувствую сегодня» и Эмоциональным фотоальбомом-путешествием;
III группа - рассматривает упражнения «Компас эмоций» и «Эмоции в красках».
Заключительная часть: подведение итогов, обратная связь участников мастер-класса (рефлексия).
Мастер-класс подошел к концу, и я предлагаю Вам дать обратную связь обо всем, что здесь происходило. Совпали ли ваши ожидания с полученными результатами – знаниями, опытом, эмоциями. Может кто-то хочет высказать пожелания (педагоги делятся впечатлениями, дают обратную связь).
На сегодняшний день развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». Начинать развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии. Для успешной социализации в обществе человек должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, который представляет собой готовность личности ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Где можно пройти обучение по данной теме: Курсы «Интеллект. Методики развития эмоционального интеллекта детей. Все классы» (Фоксфорд).
Спасибо всем за работу! А на память о сегодняшнем мастер-классе я всем вручаю Раздатки «6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей» В. Шиманской, чтобы вы использовали их в работе.
Список литературы
Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии, 2012. – № 5. – С. 57-65.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства (Серия «Мастера психологии») / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2013.- 783 с.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций: дети 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2012.- 160с.
Калошин В.Ф. «Эмоциональный интеллект – главный показатель эффективности использования человеческих ресурсов» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №4, 2008.
Мартынюк И.А. «Техники телесно-ориентированной терапии в коррекции эмоциональных состояний» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №8, 2007.
Метелёва Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57).
Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Эмоциональный интеллект как интегральная личностная особенность» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №9, 2008.
Розов В.И. «Психотехнологии адаптивной саморегуляции стресса» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №8, 2007.
Турська О.В. «Социально-педогогические условия воспитания эмоциональной культуры подростков» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №5, 2007.
Приложение 1
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей (автор: В. Шиманская)Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
1. Упражнение «Коробочка эмоций»
Создайте в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример: зрение - счастливая улыбка ребенка, слух - шум морской волны, вкус - сладкая клубника, обоняние - ароматы леса после дождя, осязание - объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Такое общение с партнером, коллегами, с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...». Например, общаясь с ребенком, скажите: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Игра «Что я чувствую сегодня»
Каждый вечер ребенок сам выбирает эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию своих чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!», а не только в стиле «я и достопримечательности». Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Сделайте свою галерею эмоций, где каждая картина - это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, злость…!
6. Упражнение «Компас эмоций»
Каждый получает набор из 8 карт: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять. Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карту закрытой в круг. Остальные игроки должны угадать, какую эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация. Например, мама может выбрать карту «радость» на понятие «1 сентября», а дочка - «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
Помните про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.