«развитие духовно - нравственных качеств личности через учебно-воспитательную деятельность»

Методическая разработка "Развитие духовно-нравственных качеств личности через учебно-воспитательную деятельность"

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»















Методическая разработка



«РАЗВИТИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»













Автор: Магомедова Марзи Расуловна

учитель русского языка и литературы










г. Избербаш – 2019 г.

Без глубокого духовного и нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

— ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский


Цель современного образования:

воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи воспитания детей отражают основные направления развития личности:

личностная культура;

семейная культура;

социальная культура.


Актуальность проблемы:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм и последствиях данного поступка для окружающих людей.

Планируемые результаты:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.


Что же такое нравственность?

Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

У Ожегова С.И. «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Базовые нравственные ценности:

Личность —смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, способность к личностному и нравственному выбору, саморазвитие.

Труд и творчество — трудолюбие и ответственность, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Семья — любовь, уважение к родителям, забота о старших и младших.

Социальная солидарность – милосердие, достоинство, свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость.

Традиционные религии — представления об основах религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности.

Природа - экологическое сознание, особенности животного и растительного мира родного края, заповедная природа.

Гражданственность - забота о благосостоянии общества; ответствнность перед Отечеством (дом, семья….).

Патриотизм - любовь к России, своему народу, своей малой родине, служение о Отечеству

Наука – ценность знания, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Искусство, литература – красота, гармония, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.



Методический конструктор внеурочной деятельности

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения образовательных результа­тов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной дея­тельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеуроч­ной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Вид внеурочной деятельности

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта

1. Игровая

Ролевая игра



Деловая игра


Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.



Дидактический театр, общественный смотр знаний, ин­теллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»


Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной на­правленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

3. Проблемно- ценностное общение

Этическая беседа



Дебаты, тематический диспут


Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово- развлекательная дея­тельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, кон­цертные залы, выставки



Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы


Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества


Художественные выставки, фестивали искусств, спек­такли в классе, школе


Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

6. Социальное твор­чество (социально преобразующая доб­ровольческая дея­тельность)

Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акци­ях, организованных взрослыми)



КТД (коллективно-творческое дело)


Социальный проект

7. Трудовая (произ­водственная) дея­тельность

Занятия по конструированию, круж­ки технического творчества, домаш­них ремесел



Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого


Детско-взрослое образовательное производство

8. Спортивно- оздоровительная дея­тельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.



Школьные спортивные турниры и оздоровительные ак­ции


Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу со­циуме

9. Туристско- краеведческая дея­тельность

Образовательная экскурсия, тури­стическая поездка, краеведческий кружок



Туристский поход, краеведческий клуб


Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образова­тельных программ внеурочной деятельности:

комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной дея­тельности;

тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образо­вательная программа воспитания толерантности и т.п.)

образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспе­чивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 - 3-го класса - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса - образовательная про­грамма, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;

образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятель­ности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образо­вательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

индивидуальные образовательные программы для учащихся.


Пример используемых форм внеурочной деятельности


Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно- оздоровительное

«Жизнь в движе­нии», «Час здоро­вья»

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, со­ревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здо­рового человека, формирова­ние мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художествен-но- эстетическое

«В мире творчест­ва», творческое объ­единение «Дагестанские национальные танцы», «Музыкаль­ный театр»

Занятия в кружке, экс­курсии, посещение концертов, театра, соз­дание творческих про­ектов, посещение вы­ставок.

Развитие эмоциональной сфе­ры ребенка, чувства прекрас­ного, творческих способно­стей, формирование коммуни­кативной и общекультурной компетенций

Военно- патриотическое

«Орлёнок», «Зарница»,

«А ну-ка, парни»

Беседы, работа в му­зее, экскурсии, про­смотр фильмов, встре­чи с известными людьми, знакомство с историей и бытом дагестанцев

Привитие любви к малой Ро­дине, гражданской ответст­венности, чувства патриотиз­ма, формирование позитивно­го отношения к базовым цен­ностям общества

Научно- познавательное

«Информатика для малышей»

Занятия в компьютер­ном классе, беседы, проектирование, ис­следовательская дея­тельность

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и зако­нами, способствование фор­мированию мировоззрения, функциональной грамотности

Общественно- полезная дея­тельность

«Труд - целитель­ный бальзам»

Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых рейдах, проектирова­ние, фотосъемки, вы­пуск школьной газеты

Воспитание бережного отно­шения к окружающей среде, выработка чувства ответст­венности и уверенности в сво­их силах, формирование навы­ков культуры труда, позитив­ного отношения к трудовой деятельности

Проектно- ис­следовательская деятельность

Будут реализованы через другие направления внеурочной деятельности

Формирование таких ценно­стей как познание, истина, це­леустремленность, разработка и реализация учебных и учеб­но-трудовых проектов


За последние 2 года коллектив школы достиг следующих результатов:


3 место в республиканском конкурсе «Растим патриотов России». 2014г.

3 место в ХХ республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее». 2014г.

3 место в ХХI республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее». 2015г.

2 место в конкурсе учителей родного языка «Второе дыхание родным языкам». 2015г.

1 место в республиканском конкурсе «Победа». 2015г.

3 место в республиканской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». 2015г.

3 место в республиканском конкурсе видеоуроков «Слово о Расуле».

3 место в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». 2015г.








Пути реализации проекта:

1) С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания методическому объединению классных руководителей разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности.

2) В рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам нравственного и духовного воспитания с привлечением широкого круга специалистов.

3) Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания по теме «Духовное и нравственное воспитание в семье», изучить опыт семей в этом вопросе.

4) Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.



«Никто не учит маленького человека:

-«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выбирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и ЧЕЛОВЕКОМ его надо сделать». ЖУКОВСКИЙ В. А.

Сохранить у себя:
«развитие духовно - нравственных качеств личности через учебно-воспитательную деятельность»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки