Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Методическая разработка
«РАЗВИТИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Автор: Магомедова Марзи Расуловна
учитель русского языка и литературы
г. Избербаш – 2019 г.
Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести,
— ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский
Цель современного образования:
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи воспитания детей отражают основные направления развития личности:
личностная культура;
семейная культура;
социальная культура.
Актуальность проблемы:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм и последствиях данного поступка для окружающих людей.
Планируемые результаты:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Что же такое нравственность?
Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.
У Ожегова С.И. «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Базовые нравственные ценности:
Личность —смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, способность к личностному и нравственному выбору, саморазвитие.
Труд и творчество — трудолюбие и ответственность, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Семья — любовь, уважение к родителям, забота о старших и младших.
Социальная солидарность – милосердие, достоинство, свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость.
Традиционные религии — представления об основах религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности.
Природа - экологическое сознание, особенности животного и растительного мира родного края, заповедная природа.
Гражданственность - забота о благосостоянии общества; ответствнность перед Отечеством (дом, семья….).
Патриотизм - любовь к России, своему народу, своей малой родине, служение о Отечеству
Наука – ценность знания, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.
Искусство, литература – красота, гармония, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Методический конструктор внеурочной деятельности
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Вид внеурочной деятельности | Приобретение школьником социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта | |
1. Игровая | Ролевая игра |
|
| |
Деловая игра |
| |||
Социально моделирующая игра | ||||
2. Познавательная | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. |
|
| |
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» |
| |||
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб | ||||
3. Проблемно- ценностное общение | Этическая беседа |
|
| |
Дебаты, тематический диспут |
| |||
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | ||||
4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки |
|
| |
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы |
| |||
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.) | ||||
5. Художественное творчество | Кружки художественного творчества |
| ||
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе |
| |||
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме | ||||
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) | Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) |
|
| |
КТД (коллективно-творческое дело) |
| |||
Социальный проект | ||||
7. Трудовая (производственная) деятельность | Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел |
|
| |
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого |
| |||
Детско-взрослое образовательное производство | ||||
8. Спортивно- оздоровительная деятельность | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. |
|
| |
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции |
| |||
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме | ||||
9. Туристско- краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок |
|
| |
Туристский поход, краеведческий клуб |
| |||
Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей |
С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:
комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 - 3-го класса - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса - образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Пример используемых форм внеурочной деятельности
Направление | Программы (рабочие) | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно- оздоровительное | «Жизнь в движении», «Час здоровья» | Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Художествен-но- эстетическое | «В мире творчества», творческое объединение «Дагестанские национальные танцы», «Музыкальный театр» | Занятия в кружке, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов, посещение выставок. | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Военно- патриотическое | «Орлёнок», «Зарница», «А ну-ка, парни» | Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом дагестанцев | Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Научно- познавательное | «Информатика для малышей» | Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности |
Общественно- полезная деятельность | «Труд - целительный бальзам» | Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты | Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности |
Проектно- исследовательская деятельность | Будут реализованы через другие направления внеурочной деятельности | Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов |
За последние 2 года коллектив школы достиг следующих результатов:
3 место в республиканском конкурсе «Растим патриотов России». 2014г.
3 место в ХХ республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее». 2014г.
3 место в ХХI республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее». 2015г.
2 место в конкурсе учителей родного языка «Второе дыхание родным языкам». 2015г.
1 место в республиканском конкурсе «Победа». 2015г.
3 место в республиканской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». 2015г.
3 место в республиканском конкурсе видеоуроков «Слово о Расуле».
3 место в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». 2015г.
Пути реализации проекта:
1) С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания методическому объединению классных руководителей разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности.
2) В рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам нравственного и духовного воспитания с привлечением широкого круга специалистов.
3) Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания по теме «Духовное и нравственное воспитание в семье», изучить опыт семей в этом вопросе.
4) Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.
«Никто не учит маленького человека:
-«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выбирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и ЧЕЛОВЕКОМ его надо сделать». ЖУКОВСКИЙ В. А.