Развитие дивергентного мышления как один из методов работы с одаренными детьми
Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления.
Гилфорд П.
В работе Виктории Соломоновны Юркевич "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" сказано, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать.
В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Именно сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением, развитым активным воображением для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью.
Сегодня в основе ФГОС начального общего образования лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного общества. Поэтому дивергентное мышление, которое предполагает многовариативность решений поставленной проблемы, очень важно развивать уже в начальной школе, когда основным видом деятельности ребенка становится учение.
В образовательном процессе сместились акценты: не учитель, а ученик (определяет тему, планирует результат, достигает его, оценивает себя и других). Как нам известно, именно такой подход является сутью ФГОС.
А чтобы ученик смог всё вышеперечисленное, необходимо наряду с конвергентным (это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам) развивать и дивергентное мышление.
Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Дивергентное мышление лежит в основе креативности, а дивергентные способности, т.е. проявление нестандартности мысли, – фундамент любого творчества.
Это мышление позволяет выйти за рамки стереотипов и шаблонов, найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом.
Основные характеристики данного типа мышления: представлены на сладе 5
Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.
Среди задач дивергентного типа можно выделить следующие типы методов и задач.
ГРУППА ДИВЕРГЕНТНЫХ МЕТОДОВ И ЗАДАЧ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ |
Вербальные дивергентные методы и задачи | задачи, связанные с разнообразием использования предметов |
методика «Три слова» | |
игры со словами и предложениями | |
задачи на поиск причин событий | |
поиск альтернативных способов действий | |
метод словесных ассоциаций | |
генерация идей | |
метод фокальных объектов | |
сочинение сказок, историй, рассказов | |
посмотри на мир чужими глазами | |
Невербальные дивергентные методы и задачи | головоломки для развития воображения и креативности |
задачи на развитие гибкости мышления
| |
Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление | нахождение предметов с различным количеством осей симметрии |
задачи на построение и конструирование геометрических фигур |
Использовать задания для развития творческого мышления в начальной школе возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, в парах и группами.
Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.
На уроках азбуки (обучение грамоте) при изучении новой буквы мы с ребятами определяем, где в слове находится изучаемый звук, даем ему характеристику и потом к данному слову нужно составить предложение из 3,4,5…слов.
На уроках русского языка при изучении темы «Правописание сочетаний жи, ши » ребятам предлагается такое задание:
Сравните слова ужи, мыши, моржи и найдите общие признаки, а также – лишнее слово. Ребята предлагают огромное количество ответов, таких как:
это – животные;
ударение падает на второй слог;
в этих словах по два слога;
они – существительные, обозначают предметы, отвечают на вопрос «кто?», одушевлённые;
мы изучаем их на предмете «Окружающий мир»;
мы можем придумать с ними предложение;
слова заканчиваются на гласную и т. д.
Затем ребятам дается задание: найти закономерность и продолжить ряд слов. Ребята заметили, что изменяется количество букв в словах, поэтому название следующего животного должно быть из шести букв. Варианты – «корова, собака, сорока» и т. д. И последнее задание: составить со всеми этими словами одно предложение, пусть даже фантастическое. Например: «Моржи и мыши собрались в гости к ужам».
Творческий диктант при изучении имен прилагательных. Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, имена собственные (прилагательные). Например:
Летом и жили в … .
По утрам кормила …, а - … .
Во дворе у … жили … , … и … .
Ребята по _____________тропинке вышли на поляну. Кругом растёт__________ ельник. Зеленеют__________ ёлочки. Из земли бьёт__________ родник. Ребята собрали __________сучья и ветки. Мальчики разожгли __________ костёр на берегу речки.
Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с каким-либо грамматическим заданием и т.п. Например, задание: составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
4)Подберите ассоциации к признаку.(на уроках в 1 классе)
Организация работы в парах. -Каких домашних животных вы знаете?-Каких диких животных вы знаете?
к орова Ночка лиса
баран Бурёнка ёжик
л ошадь Жучка лев
собака Буян медведь
-Назовите животных. Почему слова во втором столбике записаны с большой буквы?
-Каким животным мы даём клички. Соедините слова с их кличками.
1.(звонкий) - голос, звонок, пианино…Музыка
2. (кошка) – шерсть – мягкость – гладкость - …. Окр.мир (Домашние животные)
6)На уроках русского пишем письма членам клуба «Ключ и Заря», поздравительные открытки; на литературном чтении пишем сочинении незаметным предметам в вашем доме, школьным принадлежностям, как они помогают или мешают нам.
7)Подберите цепочку существительных (слов названий предметов)
1.(по общему слову) МЕБЕЛЬ-диван, тумбочка, стул…
2.(по общему признаку) ДЕРЕВЯННЫЙ - дом, карандаш, линейка…
3.(родственные с ключевым словом) ЛЕС-лесник, лесовоз, перелесок…(например, ключевое 2 -ЛЕСОВОЗ (сложносоставное) - самокат, снегоход, вертолет…(ключевое 3 - ВЕРТОЛЕТ-вертушка, летчик, полет…
4.(со спрятанным внутри) ЕЛЬ - мебель, сельдь, белье…(СТО – сторож, столица, чистота…
5.(по концу-началу) ТИГР-рысь, слон, носорог…
6.(собственных, на каждую букву) ИРА-Игорь, Роман, Антон.
7.(по алфавиту - растения, животные, географические объекты и т.д.)
8.(с увеличением-уменьшением) - стол, печка, машина…лев, кресло, кукла…
На уроках по развитию речи, куда целесообразно включать задания с творческой деятельностью учащихся, что позволит повысить интерес к предмету, быть наблюдательнее и внимательнее, выявить неординарность мышления, сформировать некоторые умения с применением знаний в нестандартных ситуациях. 2 класс урок развития речи «Написание поздравления»
Очень часто на уроках литературного чтения используются задания дивергентного типа «Вживание в образ литературного героя». Например, при изучении творчества Рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» или Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче», я предлагаю детям представить себя в роли этих детей и описать свои ощущения. Вживание в образ позволяет формировать толерантность, т.е. способность терпимо относиться к мнениям и ощущениям других людей.
Также на уроках использую такие ситуации: как можно помирить медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», разделив между ними сыр или как разрешить суд барсука и куницы. Составление синквейна.
По окружающему миру использую задания типа:
«Что случится, если……»
исчезнут комары, лягушки
перестанут идти дожди
люди вырубят леса,
исчезнет пресная вода и т.д.
Данные задания позволяют интегрировать знания из разных предметных областей, развивать внимание, логическое мышление и предполагают большую вариативность ответов.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий:
Изучая тему «Зачем и как люди заботятся о почве?». Заседание клуба прошло в форме урок – суд.
Дети отвечают на такие вопросы: Какие причины потери плодородия почвы? Что можно сделать для повышения плодородия почвы? Земля – кормилица, что имеют в виду?
Хорошо, если ребенок смог назвать интересный ответ на каждый из предложенных вопросов.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов «Путешествие капельки воды» , историй или сказок, используя заданный набор слов, составление вопросов по тексту.
Изо
Нарисуй картину под названием: зоопарк, игрушки и т.д., так чтобы не было одинаковых объектов с соседом по парте.
Необычное задание: создай образ Снежной королевы работа в группах. Отличительная особенность таких заданий: отсутствие неправильного ответа т.к. задания предполагают различные варианты; отсутствие шаблона, алгоритма действия; задания формируют ситуацию успеха – редко кто не способен выполнить задание.
Математика имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического мышления, но и творческого. В своей практической деятельности апробировалось большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать:
а) задачи с несформулированным вопросом;
б) задачи с недостающими данными;
в)задачи с излишними данными;
г)задачи с несколькими решениями;
д)задачи на соображение, логическое мышление.
Примером заданий, которые используются на уроках математики, является задача с несформулированным вопросом:
а) На выставку рисунков из первого класса отобрали 7 рисунков, а из второго – 12 рисунков. Поставь вопрос так, чтобы задача решалась: а) сложением; б) вычитанием. Реши полученные задачи.
б) Добавь недостающее условие и реши задачу:
В бочке 40 л. воды. Сколько литров воды осталось в бочке?
в) С излишними данными: На проводах сидело 12 воробьев и 5 синиц. Улетели 2 синицы и столько же воробьев. Сколько воробьев осталось?
Реши первую задачу. Дополни условие второй задачи. Реши вторую задачу.
1) Мальчик купил 4 тетради по 3 рубля. Сколько стоила эта покупка?
2) За тетради надо было заплатить ___ рублей. Мальчик дал в кассу 15 рублей. Сколько нужно получить сдачи?
Начертите три ломаных уменьшая (увеличивая), начерти окружности уменьшая (увеличивая) радиус, начерти четырехугольники уменьшая (увеличивая) периметр (площадь, количество сторон (углов)).
Запишите число, меняя цифры в разрядах. Тема «Многозначные числа. Нумерация»,
1.увеличивая, уменьшая…
2.начиная со старшего, младшего
Создайте свои метафоры. Тема «Непересекающиеся прямые»
1.(непересекающиеся прмые) – обочины дороги, рельсы, след от машины, …
Дивергентное задание – это любое задание, имеющее разные способы решения. Такие задания всегда присутствуют в учебниках для начальной школы, однако опыт показывает, что лишь незначительное число детей видит и понимает смысл разных способов решения подобных задач.
Помощь педагога и руководство, для решения таких заданий, со стороны учителя должны состоять в том, чтобы готовить ученика к преодолению этих трудностей. Что является целью дивергентного мышления – это развитие исследовательского интереса.
Существует достаточное количество приемов, заданий, тестов на развитие дивергентного типа мышления. По каким признакам можно выделить из толпы креативного человека? По мнению психологов, это:
Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
Креативные люди – это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.
В заключении приведу еще одно определение креативности: "Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)
Использование описанных ранее приемов и техник развития дивергентного мышления позволило изменить детей. Они стали более уверенными в себе и зрелыми, повысился познавательная активность, тяга к знаниям.
Однако творческое мышление находится в сильной зависимости от несовершенства психических процессов и личности младшего школьника, и перспективы ее развития напрямую вытекают из особенностей дальнейшего обучения и дальнейшего развития всех психических структур.
7