Разряды частиц. Формообразующие частицы

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.

Содержимое разработки

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.

Ход урока

(На месте записи темы урока---оставляется свободная строка).

1. Лингвистическая разминка. Упражнение «Корректор». Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями после выполнения упражнения, выставляют оценку друг другу карандашом на полях)

- Исправить ошибки в предложениях, объясните орфограммы, выясните роль частиц в предложении. (предложения записаны с ошибками)

Вратарь хоккеистов не пропустил ни одной шайбы. На небе не было ни облачка. Больной не мог ни есть, ни пить.

Пр...н...мающая сторона (не)была (во)время поставлена в извес...ность о сокр...щени... сроков пр...бывания иностра(н, нн)ых туристов.

Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться последнее предложение?»

Принимающая сторона не была вовремя поставлена в известность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.

Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.

Официально-деловой стиль. Где может быть использован?

Метапредметные связи Написание объяснительных, заявлений о приёме на учебу и др документов. Связь с жизнью в Центре-дома, т.д.

Почему необходимо быть грамотным человеком?

От грамотного написания офиц бумаг, правильной речи может сложиться первое впечатление о человеке, что бывает важно в жизни (приём на работу, учебу и т.д.)

2. Проверка домашнего задания

  1. Беседа по вопросам.

-Что такое частица? К какой группе частей речи относятся частицы?

- Для чего служит частица как часть речи?

- Как отличить частицу от других частей речи?

2. Упражнение 402: проверка по цепочке.

Что вызвало сложности при выполнениии домашнего задания?

В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор.( для сильного класса)

3. Изучение темы «Разряды частиц. Формообразующие частицы»

Презентация.Запись предложений по презентации.

Задание: Списать, найти частицы. (выполняем группами-по рядам)
Ребята, давайте отправимся в поход.
Пусть мальчики возьмут с собой мячи и ракетки. А девочки позаботились бы о походной аптечке. Да не забудьте об удобной обуви! Это будет самый лучший день!
-Проверка по группам.

На презентации- прав ответ: давайте отправимся; пусть возьмут; позаботились бы; да не забудьте; самый лучший

-Эвристическая беседа.

--Для чего служат данные частицы?

4. Сформулируйте тему урока.---обучающиеся формулируют тему урока, записывают в свободную клетку.

Тема: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».
Разобрать по составу слово «формообразующие» (служат для образования форм слова)
Как образуются формообразующие частицы? Для чего они служат?

5. Этап целеполагания.

Каких целей мы должны достичь на уроке?
Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 66, с. 164.

Дети делают вывод:

- У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые. Формообразующие частицы служат для образования форм слов.

Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть (пускай) - для образования повелительного наклонения глагола.

- Попробуем определить значения других формообразующих частиц:

Частицы самый, более, менее-для образования форм сравнит степени прилагательных)

Презентация+ вывешивание наглядной таблицы на доску.

6.Работа с учебником.
Стр. 165.
упр 404-устно. 405, 407-работа в парах.
+индивидуально по карточкам (для более слабых обучающихся)

7.Подведение итогов. Рефлексия.
-С чем познакомились на уроке?

-Проанализируйте свою работу: все ли поставленные цели достигнуты?
--Что нового узнали?
-Что было трудно?
-Какой вид работы понравился больше всех?

Где мы можем применить знания, полученные на уроке? (Межпредметные связи)
-Доволен ли ты своей работой на уроке?
-Оцени свою работу!


7. Домашнее задание. Разбор+ объяснение

1. § 67.

2. Упражнение 406.



2


Сохранить у себя:
Разряды частиц. Формообразующие частицы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки