Разработка урока "Соли"

Разработка уро по теме "Соли", 8 класс

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Избербаш







Открытый урок:

«Соли, их классификация и свойства»

8 класс



Газимагомедова Марина Будуновна

учитель химии МКОУ «СОШ № 2»





г. Избербаш

Соли, их классификация и свойства

Цель: создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре, свойствах и применении солей.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

Познакомить со свойствами и применением солей.

Развивающие:

Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;

Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

Формирование всесторонне развитой личности;

Воспитывать любовь к родному краю;

Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли, их классификация и свойства”, выполнение лабораторной работы в парах с реактивами, работа с цифровыми лабораториями.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SmartBoard, документ-камера Gaoke, ноутбуки (по 1 на двоих учеников), цифровая лаборатория VernierLabPro. Презентация Power Point “Соли, их классификация и свойства” (http:rusedu.ru/detail_3216.html); (CD-диски: «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Химия 8», «Неорганическая химия. Интерактивные дидактические материалы. 8 класс», «Наглядная химия. Химия 8-9 класс», «Наглядная химия. Инструктивные таблицы», «Неорганическая химия. Мультимедийное сопровождение уроков», «Химия 11 класс. Видеодемонстрации». Раздаточный материал – карточки; образцы солей и минеральной воды; транспаранты для магнитной доски; этикетки от минеральной воды; пробирки, колбы, растворы солей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока

Этап 1.  Организационный

Психологический настрой.

Этап 2. Актуализация знаний

  • Индивидуально у доски работают учащиеся с домашними упражнениями

  1. Упражнение №1 с.221

  2. Химические свойства оксида калия

  3. Химические свойства оксида серы (VI).

  • Фронтально с места: повторить номенклатуру кислотных остатков. Повторить правила: – закончить фразу…

реакция нейтрализации – это …

кислоты – это …

оксиды – это …

классификация оксидов …

Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

На демонстрационном столе образцы:

  1. мел (карбонат кальция)

  2. сода техническая (карбонат натрия)

  3. медный купорос (сульфат меди)

  4. поваренная соль (хлорид натрия)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О солях)

Соли – самый многочисленный класс веществ. (Презентация «Соли»)

Этап 4. Первичная проверка понимания изученного материала

Задание.  Составить формулы, описать свойства солей. (Наглядная химия. Химия 8-9 класс).

  1. СаСО3 – твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.

  2. Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

  3. CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо.

  4. NaCl – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

Вывод: соли - твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.

Получение солей. (Видеодемонстрации. Химия. 11 класс).

2 Классификация солей. (Наглядная химия. Химия 8-9 класс).

Учащиеся в парах работают с ноутбуками (электронное приложение к учебнику 8 класса издательства «Дрофа»).

Выбрать знакомое, понятное и сгруппировать новые формулы. В итоге получается три группы формул.

а) Соли средние (нормальные): Na2CO3, CuSO4 на доске (магнитной) начинаем формировать схему. Записываем уравнение образования средней соли:

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O реакция обмена, нейтрализации.

Na2SO4  2Na+ + SO42- (1 cтупень)

б) Соли кислые: NaHСO3, NaHSO4 - результат неполного замещения атомов водорода в кислоте на атом металла.

NaOH + H2SO4 = NaHSO4 + H2O

NaHSO4      Na+ + HSO4- (1 степень)

HSO4   H+ + SO42- (2 степень) – эта степень с меньшей степенью диссоциации.

в) Соли основные:

Ca(OH)2 + HCl = CaOHCI + H2O

CaOHCl   CaOH+ + Cl- (1 ступень)

CaOH+    Ca2+ + OH- (2 ступень) очень незначительна.

Задание 1. Провести исследование состава минеральных вод, используя этикетки производителей. Работа выполняется на местах, парами – учащиеся получают карточку с заданиями и этикетку от конкретной воды.

Разбираются лучшие ответы. Используя документ-камеру проецируем работу на интерактивную доску и обсуждаются полученные результаты.

Двое учеников работают в это время с датчиком VernierLabPro, определяя рН этой же минеральной воды и выводят результаты исследования на экран.

Выслушиваем отчет группы и рекомендации по потреблению минеральной воды.

Этап 5. Закрепление изученного материала

Химические свойства солей (практическая работа по группам)

Проведение реакций по группам с реактивами, стоящими на столах.

- 2 свойства солей мы с вами уже изучили.

  • Какие? С чем реагируют кислоты? (Ответы ребят и проведение опытов с кислотами и основаниями).

  • Что получилось? Комментарии.

  • А как вы думаете, с чем еще могут реагировать соли? (Друг с другом)

  • Любые соли или есть условие протекания реакции? (Осадок)

  • Проведите реакцию между нитратом серебра и хлоридом натрия.

  • А как вы думаете, с чем еще могут реагировать соли? ( С металлами)

  • Со всеми? (только, стоящими в ряду напряжений до водорода) проделываем опыт с гвоздем.

Беседа о правилах техники безопасности при проведении опытов с использованием твердых и жидких веществ. (Наглядная химия. Инструктивные таблицы).

Методическое руководство по выполнению практической работы

«Химические свойства солей»

Проведите реакции, характеризующие общие свойства солей.

Порядок выполнения опытов:

1 опыт Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия

2 опыт Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой

3 опыт Взаимодействие нитрата серебра и хлорида натрия

4 опыт Взаимодействие солей с металлами, стоящими в ряду напряжений

до водорода: сульфат меди (II) и железо.

Этап 6. Обобщение и систематизация изученного материала

После проведения опытов заполните таблицу:

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакции (молекулярное и ионное)

1



2



3



4



Применение солей. (Презентация «Соли»).



Этап 7. Информация о домашнем задании: §41, упражнение № 1,5 стр. 225

Задача. Мы каждый день употребляем в пищу соль - хлорид натрия. Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 15г соли. Рассчитайте, сколько соли съели вы за месяц, за год и за свою жизнь.

Этап 8. Подведение итогов учебного занятия

Формулирование выводов по уроку, выставление оценок.

Этап 9. Рефлексия

Составить синквейн по теме урока.

Сохранить у себя:
Разработка урока "Соли"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки