Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Избербаш
Открытый урок:
«Скорость химических реакций»
11 класс
Газимагомедова Марина Будуновна
учитель химии МКОУ «СОШ № 2»
г. Избербаш
Тема урока: Скорость химических реакций.
Цель урока: Формирование естественно-научного мышления и экологического осознания личности через осмысление основных понятий химической кинетики.
Мировоззренческая идея: скорость химических реакций зависит от различных факторов.
Планируемые образовательные результаты.
Ученик по окончании изучения темы:
- раскрывает сущность понятий «скорость реакции», «закон действующих масс», «температурный коэффициент», «катализатор»; (ПР)
- различает гомогенные и гетерогенные реакции; (ПР)
- соотносит понятия с формулами; (МР)
- объясняет механизм химического процесса; (ПР)
- проводит эксперимент и наблюдения под руководством учителя; (МР)
- проявляет устойчивую учебно-познавательную мотивацию; (ЛР)
- проявляет активность в выполнении заданий; (ЛР)
- обосновывает важность знаний о химической кинетике; (ЛР)
- выполняет учебные задачи в сотрудничестве; (ЛР)
- анализирует результаты наблюдений и диагностики. (МР)
План изучения нового материала:
Понятие о скорости химических реакций.
Факторы, влияющие на скорость гомогенных/гетерогенных реакций.
Эксперимент и наблюдения.
Технология интерактивного обучения
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ИД, инструктивные карты, презентация, доска, мел, лабораторное оборудование.
Домашнее задание: 1) П.13 2) найти интересную информацию о скорости реакций в жизни человека.
Технологическая карта хода урока
Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин) | |||
| Приветствует учащихся, настраивает на работу, создает условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя стоя. | |
II.ВВОДНЫЙ ЭТАП (8 мин.) | |||
Проявляют интерес к изучаемой теме
Формулирует своё мнение по изучаемой теме
Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя | Вводное слово о химических реакциях в природе, происходящих с разной скоростью Задача: О каком понятии химии идет речь? Назовите тему урока.
Вводная беседа. - Почему медленно ржавеет гвоздь? - Что вы знаете о других химических реакциях? - Можно ли как-то повлиять на скорость реакций в природе? - Где человек может применить знания о скорости химических реакций? Главный вопрос урока: Почему человеку полезно знать, как протекают химические реакции? - Что нам нужно знать о скорости реакций, чтобы ответить на главный вопрос урока? Распределение заданий между группами Задание 1-й группе: отношение кислот к металлам Задание 2-й группе: влияние нагревания на скорость Задание 3-й группе: влияние концентрации веществ на скорость реакции. | Слайды1-4
Приложение1. Запись темы в тетрадь
Фронтально
Запись в тетрадь Высказывают своё мнение
Знакомство с материалами рабочих папок
| |
III. ОСНОВНОЙ (ОБУЧАЮЩИЙ) ЭТАП (15 мин.) | |||
раскрывает сущность понятий «скорость реакций», «температурный коэффициент», «закон дейст.масс» -активно взаимодействует с участниками образовательного процесса; -анализирует информ. учебника; -организует самостоятельную работу; -осознают необходимость соблюдения ТБ во время пров. эксп. | Практическая работа в группах Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой Работа 1-й группы: дать определение понятия «скорость гомо-/гетерогенной реакции»; выполнить практическую работу по инструктивной карточке1; заполнить таблицу результатов; обосновать фактор природы реагирующих веществ. Работа 2-й группы: дать определение понятия «температурный коэффициент» и уравнение В-Гоффа; выполнить практическую работу по инструктивной карточке 2; заполнить таблицу результатов; обосновать фактор влияния температуры; решить задачу по уравнению В-Гоффа. Работа 3-й группы: сформулировать закон действующих масс; выполнить практическую работу по инструктивной карточке 3; заполнить таблицу результатов; обосновать физический смысл константы скорости реакции; составить уравнение, иллюстрирующее закон действующих масс. Учащиеся договариваются о презентации, распределяют между собой обязанности
|
Сопоставляют результаты опыта с теорией. Инструктивные карточки 1,2
Продукт деятельности: проведенный эксперимент, таблица, решенная задача (приложения 3,4)
| |
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 МИН.) | |||
-самооценивает; -сопоставляет строение с функциями.
| Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение Презентация 1 группы: -таблица результатов -демонстрация результатов опыта -представление схемы по изученному материалу Презентация 2 группы: - таблица результатов -демонстрация результатов опыта -решение задачи по уравнению Вант-Гоффа Презентация 3 группы: - таблица результатов -демонстрация результатов опыта -представление уравнения, иллюстрирующего главный закон кинетики.
|
Вопросы задают представители других групп фронтально Записывают схемы в тетрадь. | |
| V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 МИН.) |
| |
-приводит доказательства необходимости ухода за кожей; -обосновывает здоровьесберега-ющую функцию кожи; | Обобщающая беседа: - Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока: Почему человеку полезно знать, как протекают химические реакции? Рефлексия. Продолжи любую фразу: «Я сегодня узнал…..», «Для меня было новым, то что….», «Мне было не понятно….», « Я расскажу (кому) о полученных знаниях» Благодарит за сотрудничество. Д.з.п.13, доп. творческое. | Фронтально |
Арабская притча «Восемнадцать верблюдов»
Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.
- Какова роль восемнадцатого верблюда? И какая связь этой притчи с темой нашего урока?
Поиск подходящего катализатора для химической реакции – это настоящее искусство. Здесь учитывается все – размеры молекул, их энергия, ориентация в пространстве, доступность, возможный экономический эффект и много других факторов. Неслучайно, большинство катализаторов, используемых в химической промышленности, запатентованы, а многие даже засекречены. Создание нового эффективного катализатора – это серьезное научное открытие, которое часто удостаивается престижных премий. За открытия в области катализа были присуждены семь Нобелевских премий по химии.
Ф .И.____________________________
Класс ___________________________
Лабораторная работа
Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций
№ | Исходные вещества | Признаки химической реакции | Уравнения химических реакций | Выводы о скорости |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Самооценка | Оценка учителя |
|
|
Газимагомедова М.Б.
Инструкция №1.
Исследование влияния природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами.
Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, Zn, Fe, пробирки.
Возьмите две пробирки и налейте в них по одному мл соляной кислоты, поместите в них примерно одинаковые кусочки Zn, Fe. Наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Инструкция № 2.
Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, H2O.
В три пробирки налейте раствор HCl: в первую - 3мл, во вторую - 2мл. Во вторую пробирку долейте воды до 3 мл. В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Инструкция № 3.
Влияние температуры на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость химической реакции взаимодействия CuO и H2SO4 при разной температуре.
Оборудование и реактивы: CuO, H2SO4, спиртовка, стакан с горячей водой, пробирки.
В три пробирки насыпьте немного порошка CuO, добавьте 3-5мл раствора H2SO4 . Первую пробирку поставьте в штатив, вторую - в стакан с горячей водой (пробирку предварительно подогрейте), третью нагрейте в пламени спиртовки. По изменению окраски раствора сделайте вывод о скорости протекания химической реакции.
Инструкция № 4.
Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с гранулами и порошком Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, пробирки.
В две пробирки поместите гранулы и порошок Zn примерно одинакового объёма, добавьте раствор HCl. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Инструкция №5.
Влияние катализатора на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние катализаторов MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки, спиртовка, лучинка.
В пробирку налейте раствор H2O2. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Внесите в пробирку тлеющую личинку. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2 при разных условиях.