Разработка урока русского языка по теме «Состав слова. Обобщение»

Конспект урока составлен для учащихся 2 класса.

Содержимое разработки

Разработка урока русского языка по теме «Состав слова. Обобщение»

Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов

Тема: Состав слова. Обобщение

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Обучающие:
повторить изученные признаки родственных слов;
проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Развивающие:
развивать память и орфографическую зоркость;
развивать умение разбирать слова по составу;
развивать умение образовывать новые слова.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе;
воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: учебник,  листы самооценки, индивидуальные схемы состава слов, задания для работы в группах, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности 

- Ребята, давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

  1. Сообщение темы урока.

- Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай».

Сегодня встретятся три команды. Наша задача – выявить команду – победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ выдается жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомните, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.

1 команда – «Приставка»

2 команда – «Суффикс»

3 команда – «Окончание»

  1. Обобщение по теме.

1 - й гейм: «Найдите друзей»

- Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

1 команда: лень, …

2 команда: боль, …

3 команда: соль, …

(Проверка задания осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ выдается жетон).

2 - й гейм: «Домашнее задание»

1 команда: и, ник, под, снеж

2 команда: а, к, по, сад

3 команда: а, ушк, корм

(Во время проверки выдаются жетоны)

Физминутка.

3 – й гейм «Спешите видеть»

Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова:

Жили-были серый…

И его … .

Серый … был очень тих

И … тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий … .

Слова для справок: еж, ежик, ежиха

(Во время проверки выдаются жетоны)

4 – й гейм «Кто больше?»

Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов написать за одну минуту.

1-й вариант. При помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.

2-й вариант. От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.

(Во время проверки выдаются жетоны).

Что общего и чем различаются приставка и суффикс?

5 – й гейм «Это мы все проходили» (игра «Грамматическое домино»)

Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других – ответы. В каждой команде имеются по две таких карточки.

Команды задают друг другу вопросы.

Первая команда задает вопросы второй.

  1. Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу).

  2. Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова -корень)

Вторая команда задает вопросы третьей.

  1. Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов)

  2. Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении)

Третья команда задает вопросы первой.

  1. Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова).

  2. Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)


4. Подведение итогов урока


Содержимое разработки

Урок русского языка  во 2 классе   УМК «Перспективная начальная школа»   Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 с. Архангельского Мастяева Г.И .

Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №6

с. Архангельского

Мастяева Г.И .

Состав слова. Обобщение Тема урока

Состав слова. Обобщение

Тема урока

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова.  Задачи :  Обучающие :  повторить изученные признаки родственных слов;  проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;  совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;   Развивающие:  развивать память и орфографическую зоркость;  развивать умение разбирать слова по составу;  развивать умение образовывать новые слова;   Воспитывающие:  воспитывать любовь к природе;  воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова. Задачи : Обучающие : повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; Развивающие: развивать память и орфографическую зоркость; развивать умение разбирать слова по составу; развивать умение образовывать новые слова; Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Игра «Счастливый случай» 1-й гейм: «Найдите друзей» 2-й гейм: «Домашнее задание» 3-й гейм: «Спешите видеть» 4-й гейм: «Кто больше?» 5-й гейм: «Это мы все проходили!»

Игра «Счастливый случай»

1-й гейм: «Найдите друзей»

2-й гейм: «Домашнее задание»

3-й гейм: «Спешите видеть»

4-й гейм: «Кто больше?»

5-й гейм: «Это мы все проходили!»

1-й гейм: «Найдите друзей»

1-й гейм:

«Найдите друзей»

Прочитайте  слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.   Первая команда : лень, …, …, …  Вторая команда : боль, …, …, …  Третья команда : соль, …, …, …

Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

Первая команда : лень, …, …, …

Вторая команда : боль, …, …, …

Третья команда : соль, …, …, …

2-й гейм: « Домашнее задание »

2-й гейм:

« Домашнее задание »

Составить слова и разобрать их по составу   Первая команда : и, ник, под, снеж  Вторая команда : а, к, по, сад  Третья команда : а, ушк, корм

Составить слова и разобрать их по составу

Первая команда : и, ник, под, снеж

Вторая команда : а, к, по, сад

Третья команда : а, ушк, корм

3-й гейм: « Спешите видеть »

3-й гейм:

« Спешите видеть »

Зрительный диктант   Жили-были серый …… И его ………. . Серый ……… был очень тих И …….. …....тоже. И ребенок был у них Очень тихий …….. .   ёж ежиха ёж ежиха ёжик ёж ежиха ёжик

Зрительный диктант

Жили-были серый ……

И его ………. .

Серый ……… был очень тих

И …….. …....тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий …….. .

ёж

ежиха

ёж

ежиха

ёжик

ёж

ежиха

ёжик

4-й гейм: « Кто больше »

4-й гейм:

« Кто больше »

Записать как можно больше слов за одну минуту  1-й вариант: при помощи приставок от корня –ход- образовать и записать новые слова. Приставки выделить.  2-й вариант : от заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.  (рыба, дуб, ключ, солнце, зверь, дед)

Записать как можно больше слов за одну минуту

1-й вариант: при помощи приставок от корня –ход- образовать и записать новые слова. Приставки выделить.

2-й вариант : от заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.

(рыба, дуб, ключ, солнце, зверь, дед)

5-й гейм: « Это мы все проходили! »

5-й гейм:

« Это мы все проходили! »

«Грамматическое домино» Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.   Что вы знаете о родственных словах? Главная часть слова- корень. Корнем называется общая часть всех родственных слов. Главная часть слова- корень. Какая часть слова бывает во всех словах? Что называется корнем? Окончанием называется изменяемая часть слова. Корнем называется общая часть всех родственных слов. Что называется окончанием? Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу. Окончанием называется изменяемая часть слова.

«Грамматическое домино»

Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.

Что вы знаете о родственных словах?

Главная часть слова- корень.

Корнем называется общая часть всех родственных слов.

Главная часть слова- корень.

Какая часть слова бывает во всех словах?

Что называется корнем?

Окончанием называется изменяемая часть слова.

Корнем называется общая часть всех родственных слов.

Что называется окончанием?

Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.

Окончанием называется изменяемая часть слова.

Подведение итогов урока   Команда, занявшая 1 место   Молодцы!!!

Подведение итогов урока

Команда, занявшая 1 место

Молодцы!!!

Подведение итогов урока   Команда, занявшая 2 место  Так держать!!!

Подведение итогов урока

Команда, занявшая 2 место

Так держать!!!

Подведение итогов урока   Команда, занявшая 3 место  Не вешать нос !!!

Подведение итогов урока

Команда, занявшая 3 место

Не вешать нос !!!

Сохранить у себя:
Разработка урока русского языка по теме «Состав слова. Обобщение»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки