Разработка урока русского языка по теме «Состав слова. Обобщение»
Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов
Тема: Состав слова. Обобщение
Цель: обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Обучающие:
повторить изученные признаки родственных слов;
проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Развивающие:
развивать память и орфографическую зоркость;
развивать умение разбирать слова по составу;
развивать умение образовывать новые слова.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе;
воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Оборудование: учебник, листы самооценки, индивидуальные схемы состава слов, задания для работы в группах, мультимедийная презентация.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Сообщение темы урока.
- Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай».
Сегодня встретятся три команды. Наша задача – выявить команду – победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ выдается жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомните, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.
1 команда – «Приставка»
2 команда – «Суффикс»
3 команда – «Окончание»
Обобщение по теме.
1 - й гейм: «Найдите друзей»
- Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.
1 команда: лень, …
2 команда: боль, …
3 команда: соль, …
(Проверка задания осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ выдается жетон).
2 - й гейм: «Домашнее задание»
1 команда: и, ник, под, снеж
2 команда: а, к, по, сад
3 команда: а, ушк, корм
(Во время проверки выдаются жетоны)
Физминутка.
3 – й гейм «Спешите видеть»
Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова:
Жили-были серый…
И его … .
Серый … был очень тих
И … тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий … .
Слова для справок: еж, ежик, ежиха
(Во время проверки выдаются жетоны)
4 – й гейм «Кто больше?»
Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов написать за одну минуту.
1-й вариант. При помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.
2-й вариант. От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.
(Во время проверки выдаются жетоны).
Что общего и чем различаются приставка и суффикс?
5 – й гейм «Это мы все проходили» (игра «Грамматическое домино»)
Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других – ответы. В каждой команде имеются по две таких карточки.
Команды задают друг другу вопросы.
Первая команда задает вопросы второй.
Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу).
Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова -корень)
Вторая команда задает вопросы третьей.
Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов)
Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении)
Третья команда задает вопросы первой.
Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова).
Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)
4. Подведение итогов урока