Возникновение земледелия и скотоводства.
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей
Задачи:
Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей
Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин
Форма урока: урок – игра «Народное собрание»
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения
Опережающее задание: прочитать п.4 учебника
Актуализация знаний Учитель:
Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
Откуда брали пищу самые первые люди?
Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям откройте и прочитайте название темы параграфа 4 и укажите эти новые занятия людей.
(Запись темы урока.)
Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?
Мотивация
Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?
Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.
Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: Племя Огня состоит из трех родовых общин: род Тигра род Орла и род Бизонов (делимся на 3 группы учащихся).
Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.
После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..
Работа в группах
Группы | Содержание плана урока | Проблемное задание |
Род Тигра | Мотыжное земледелие | Составьте рассказ по картинкам в учебнике о возникновении земледелия, используя слова – помощники: Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому… Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие Для помощи можете использовать текст учебника на стр.30 ,3 пункт |
Род Орла
| Приручение животных | Возникновение скотоводства. Найдите не менее 4 ошибок в тексте: Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников. Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло. Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 29 2 пункт. |
Род Бизона
| Возникновение ремесел | Возникновение ремесел. Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду. 1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину , мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________. 2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________. 3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________. Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 31 -32 |
Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины
Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов
Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:
Земледелие: Что такое земледелие?
1. Земледелие возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
2. Найдите лишнее:
В земледельческих работах применяли:
А) мотыгу
Б) серп
В) каменный топор
Г) гончарный круг
3. Земледелие возникло:
А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке
Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке
В) около 10 т.л.н. в Западной Азии
Г) около 7 т.л.н. в Двуречье
Скотоводство:
4. Скотоводство возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):А) тигр В) корова Г) собака
6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:
Собирательство и земледелие, охота и скотоводство
А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой
Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством
В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство
Ремесло
7.Что такое ремесло?
А) обработка земли
Б) разведение скота
В) изготовление изделий
Г) продажа товаров
8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
А) изготовление рыцарских доспехов
Б) гончарство
В) прядение
Г) ткачество
9.Гончарство – это:
А) изготовление нитей
Б) изготовление глиняной посуды
В) изготовление ткани
В) строительство жилищ
10. Выберите правильный ответ:
Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
А) составляли племя
Б) состояли из больших семей
В) управлялись советом старейшин
Общий вопрос Распределите занятия по типам хозяйства ( в таблице):
А) собирательство
Б) скотоводство
В) охота
Г) земледелие
Д) ремесла
Присваивающее хозяйство | Производящее хозяйство |
|
|
Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля1.
Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода .путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.
Учитель: Какие общие выводы вы сделали Какую программу спасения мы предложим племени Огня?
1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот
Практическая направленность
Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)
Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье
(обращение к эпиграфу –Как вы поняли смысл высказывания?
От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?
Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)
Рефлексия:
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового я узнал на уроке?
Чему научился?
Домашнее задание: 4
Лист самоконтроля
учащегося 5 ___ класса ________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ
Всего баллов: ________ Оценка: ____________
Лист самоконтроля
учащегося 5 ___ класса ________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ
Всего баллов: ________ Оценка: ____________
Лист самоконтроля
учащегося 5 ___ класса ________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ
Всего баллов: ________ Оценка: ____________
1 См. приложение 2
6