Разработка урока по теме Возникновение земледелия и скотоводства

РАзработка урока по теме "Возникновение земледелия и скотоводства" предназначен для учащихся 5 класса по курсу Всеобщей истории к учебнику Михайловского, Всеобщая история. История древнего мира. Урок содержит элементы групповой работы.

Содержимое разработки


Возникновение земледелия и скотоводства.

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира


Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей

  • Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Форма урока: урок – игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения

Опережающее задание: прочитать п.4 учебника


Актуализация знаний Учитель:


    • Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    • Откуда брали пищу самые первые люди?

    • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?


Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям откройте и прочитайте название темы параграфа 4 и укажите эти новые занятия людей.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Мотивация

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня состоит из трех родовых общин: род Тигра род Орла и род Бизонов (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах

Группы

Содержание плана урока

Проблемное задание

Род Тигра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в учебнике о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.30 ,3 пункт

Род Орла


Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 29 2 пункт.

Род Бизона


Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину , мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 31 -32

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:




Земледелие: Что такое земледелие?

1. Земледелие возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли:

А) мотыгу

Б) серп

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке

В) около 10 т.л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т.л.н. в Двуречье

Скотоводство:

4. Скотоводство возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):А) тигр В) корова Г) собака









6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

В) строительство жилищ

10. Выберите правильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин






Общий вопрос Распределите занятия по типам хозяйства ( в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство




Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля1.

Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода .путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.


Учитель: Какие общие выводы вы сделали Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот


Практическая направленность

  • Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

  • Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье

  • (обращение к эпиграфу –Как вы поняли смысл высказывания?

  • От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

  • Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)


Рефлексия:

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового я узнал на уроке?

  • Чему научился?


Домашнее задание: 4












Лист самоконтроля


учащегося 5 ___ класса ________________________________


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ











Баллы












В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ


Всего баллов: ________ Оценка: ____________



Лист самоконтроля


учащегося 5 ___ класса ________________________________


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ











Баллы












В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ


Всего баллов: ________ Оценка: ____________





Лист самоконтроля


учащегося 5 ___ класса ________________________________


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ











Баллы












В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ


Всего баллов: ________ Оценка: ____________









































1 См. приложение 2

6



Сохранить у себя:
Разработка урока по теме Возникновение земледелия и скотоводства

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки