Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Кем быть?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Кем быть?" поможет молодым учителям приобрести новый опыт

Содержимое разработки

Открытый урок в 5 «А» классе по русскому языку Шакиртовой З.А.

Тема урока: « Кем быть?»

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

Цели обучения:

  • Понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста;

  • определять основную мысль текста на основе вопросов.

  • владеть словарным запасом, включающим синонимы, антонимы, омонимы;

  • соблюдать орфоэпические нормы;

  • создавать высказывание (описание, повествование) на основе иллюстраций.

  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

  • анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную идею.

  • извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников

  • представлять информацию в виде рисунков;

Языковая цель:

Полиязычие: мудрено – трудно; лебёдка – ауыр жүк көтеретін шығыр; жесть – қаңылтыр

Основные термины и словосочетания: Профессия, местность, укрощать,столяр

Цель урока: Познакомить обучающихся с разделом лингвистики "Морфология".

Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи.

Привитие ценностей: Прививать любовь к слову

Межпредметные связи: Взаимосвязь с предметами: русская литература, казахский язык, английский язык

Навыки использования ИКТ: Использование интерактивной доски

Этапы урока:

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

1. Приветствие

-Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

-Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.

2. Сегодня на уроке, ребята, мы отправимся с вами в далёкое путешествие по волнам, по морям. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут - внимание, находчивость, смекалка.

А сейчас пусть капитаны подойдут к столу, чтобы определиться с названиями команд.

Ребята, вы сегодня будете работать в группах, и я желаю, чтобы вы на уроке помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы вместе,

чтобы вы открыли для себя сегодня что-то новое и интересное и самое главное, чтобы на уроке сегодня у вас было всегда хорошее настроение!

Проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение. Как вы думаете, о чём мы будем говорить

на уроке? Определите основную мысль стихотворения. Вы бы хотели

не делать совсем ничего?

(Деятельность учащихся) Прогнозирование учащимися темы урока

Я не знаю пока, кем я стану

И куда я работать пойду.

То мне хочется стать капитаном,

То командовать башенным краном,

То возить на машине руду…

Я хочу быть шофёром, актёром,

Взрывником и электромонтёром,

А еще маляром, кузнецом

И всемирно известным певцом!

III. Изучение нового материала

Что является для человека очень важным и нужным в жизни? Попробуйте отгадать.

Развитие речи. Зачем человеку нужен труд? Как вы считаете, учёба – это труд? Что такое профессиональный труд, профессия?

А сейчас мы отправимся с вами в первый пункт назначения – в страну «Морфология»!

Учимся применять правило. Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника о морфологических признаках частей речи.

Упр. 268. Отгадайте, какие слова задуманы в таблице. К какой части речи они относятся?

1.Звуки речи изучает ….

2. Слова, их лексическое значение изучает …

3. Грамматическое значение слов (значение рода, числа, падежа – у имён существительных; значение лица и времени – у глаголов) изучает грамматика

Грамматика - самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Морфология изучает слово как часть речи.

В русском языке 10 частей речи, 6 самостоятельных, 3 служебных, 1 особая часть речи – междометие

IV. Освоение изученного материала.

Упр.269 Прочитайте текст. Расскажите, как появлялись профессии. Выпишите из текста по два слова, которые обозначают предмет, признак или

качество, действие. Словами каких частей речи они являются? Как вы это определили?

Ребята это задание выполняют по группам, берут паруса и выписывают слова.

Следующее остановка нашего путешествия – «Грузия». Мы отправимся на родину поэта В.В. Маяковского.

Биографию В.В. Маяковского рассказывают дети

1 ученик. Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) – знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.

2 ученик. Ранние годы

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

3 ученик. В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
4 ученик. Интересные факты из жизни поэта:

Мало кто знает, что Маяковский был тесно связан не только с литературой, но и с зарождавшимся в России кинематографом. Он писал сценарии и сыграл пару ролей. К сожалению, до нас дошли только фрагменты одного фильма, где можно взглянуть на поэта – это «Барышня и хулиган».

У Владимира Маяковского была фобия заразиться какой-либо болезнью. Считается, что так на поэта повлияла смерть отца - он умер от укола простой булавкой. Маяковский постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобной случае мыл руки.

Есть и такая красивая парижская легенда, связанная с увлеченностью Маяковского к русской эмигрантке Татьяне Яковлевой. Перед отъездом на Родину поэт положил на счет одной цветочной фирмы весь свой парижский гонорар при условии, что раз в неделю Яковлевой будет приходить самый красивый букет с запиской – «От Маяковского». И на протяжении многих лет, даже после смерти самого поэта, цветы все приходили и приходили. И именно они спасли жизнь возлюбленной Маяковского в период оккупации Парижа фашистами – женщина продавала букеты, спасаясь от голодной смерти.
IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 274 Какие иллюстрации можно сделать по содержанию стихотворения «Кем быть?»? Дайте словесное описание каждого рисунка.

Упр. 275 Найдите в стихотворении «Кем быть?» названия профессий. Выпишите их. На какой вопрос они отвечают? Дополните полученную тематическую группу.

Работа в группах.

Напишите на лепестках о том, кем работают ваши папа и мама. Соберите цветок из лепестков и расскажите, что вы знаете о профессиях своих родителей.

Ребята оценивают лучшие ответы стикерами

А теперь мы отправимся с вами в замечательную страну «Мультландия".

Просмотр мультфильма «Кем быть?»

Вы, ребята, сначала посмотрите на вопросы, на которые должны ответить после просмотра

  1. Какие профессии описывает автор в отрывке из стихотворения?

Столя́р — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива ...

Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.

Столяр, плотник, инженер, строитель, доктор

  1. Какие инструменты использует столяр?

Станок, стол-верстак, пила, рубанок

  1. Перечислите этапы работы инженера-строителя

Начертить план, поднимать балки, перетащить кирпичи, выложить жесть

Ответьте все 3 группы на такие вопросы:

- Почему герой стихотворения никак не мог выбрать себе дело по душе?

- Можно ли сразу стать и столяром, и плотником, и инженером?

- Какая из профессий, описанных в стихотворении, вас заинтересовала?

А теперь мы с вами, ребята, пришли к остановке « Привал»

Делаем небольшую разминку! (Разминка)

Следующая остановка - «Кто быстрей?» Здесь мы будем соревноваться! Какая же команда лучше и быстро выполнит задания?!

Следующая остановка – «Что я знаю о профессии своих родителей»

Каждый из команды должен выступить и рассказать о профессиях своих родителей.

Следующая остановка - «Синквейн».

Вам надо написать синквейн к слову «Труд»

V. Рефлексия .

Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, вы научились и можете помочь другим, то выбирайте зеленые фишки. Если нужна ещё помощь, то выбирайте желтую фишку.

Если у вас остались затруднения, значит есть над чем поработать! Возьмите красные фишки.


VI. Делаем вывод- обобщение «Клубок мудрости»

VII. Домашнее задание: Упражнение 280, 281







Сохранить у себя:
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Кем быть?"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки