Разработка урока по произведению А.С Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Разработка урока по произведению А.С Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Данный урок учит ребят исследовательской деятельности.

Содержимое разработки



УРОК:

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Летописное повествование и песнь Пушкина.


Школа: КГУ «Средняя школа №6»

Дата:

Ф.И.О. учителя: Баранникова И.Н.

КЛАСС: 5

Количество присутствующих: 25

Количество отсутствующих:0

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Анализ и интерпретация.

5.2.2.1.Определять основную мысль произведения при поддержке учителя.

5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.

Цели урока


Все учащиеся смогут:

  • Определять основную мысль произведения.

  • Характеризовать героев при поддержке учителя.

Большинство учащихся смогут: Смогут аргументировать свою точку зрения по теме.

Некоторые учащиеся смогут:

  • использовать полученные знания для анализа, описания, аргументации.

  • смогут сделать выводы в виде эссе

Ценностность урока.

Учащиеся могут:

  • разбираться (определять) положительные и отрицательные черты характера человека.

Ключевые слова и фразы: Баллада, исторический, Вещий, Перун, броня, хозары, Царьград.

Полезные фразы для диалога/письма:

  • как летописец передает факт истории?

  • высказывает ли он свое личное отношение к тому, о чем он рассказывает?







  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?

  • Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?

  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?


Вопросы для обсуждения:

Гипотеза. Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - результат поэтического воображения автора.

  • Как летописец передает факт истории?

  • Высказывает ли он свое личное отношение к тому, о чем он рассказывает?

  • Какова авторская установка в балладе Пушкина?

  • Что преобладает в описании Олега и волхва?

  • Какая деталь, отсутствующая в летописи, введена поэтом в балладу?

Письменные подсказки: беспристрастный фиксатор фактов, голос рока, судьбы, выразительные средства языка, сопереживающий героям поэт, пророк, яркая личность, равная князю


Уровни учебных целей( По Блуму)

Предыдущее обучение

Анализ, синтез, оценка.



Учащиеся имеют представление о жанрах летописи, видах баллад, произведениях, созданные на исторической основе.

План.

Планируемое время

Запланированные задания

Ресурсы

Начало

1 мин







1 мин






3 мин


















1 мин

  • Орг. момент. Приветствие учащихся.

Эмоционально-психологический настрой учащихся на урок.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

  • Сообщение учителя.

Мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Как мы уже знаем, А. С. Пушкин внимательно относился к событиям русской истории. Именно Пушкину одним из первых было суждено стать летописцем крестьянского мятежа 18 века, его перу принадлежат «История Пугачева», роман «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», а также баллада «Песнь о вещем Олеге», над которой мы сегодня продолжаем работать. Итак, давайте вспомним, какое произведение принято называть балладой. Перед вами лежит карточка-информатор.

Баллада - это … произведение, в основе которого лежит история.

По происхождению баллада связана со сказанием, преданием, … или … событием.

На ней дано определение баллады. Добавьте недостающие слова, чтобы определение стало наиболее полным.

Виды баллад

………. Авторская

историческая

.

волшебная

.


комическая

(сатирическая)





Обменяйтесь карточками и проверьте по эталону, как вы справились с заданием.

Ф (взаимооценивание)

Критерии

Баллы

1.Правильно заполнены все пробелы

0-1 ошибки

2-4 ошибки

больше 4-х ошибок

4 балла

3 балла

0 баллов

Итог.

4 балла-

3 балла-ножницы

0 баллов

лампочка































карточка-информатор.





























































Середина

2 мин











7 мин.










7 мин

23























3 мин








8 мин

1 мин























































5 мин

Сообщение подготовленного учащегося. Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда

Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

Учитель:

- А что означает слово «вещий»?

(Чтобы нам лучше разобраться в прочитанном я предлагаю вам словарную работу)

Словарная работа. https://www.youtube.com/watch?v=feMft_rozXY

Исследовательская деятельность

Цель исследования:
Выявить роль воображения
А.С. Пушкина в создании произведения «Песнь о вещем Олеге»

В ходе исследования нам предстоит подтвердить или опровергнуть гипотезу «Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - результат поэтического воображения автора»

Ход исследования

  • Изучить тексты летописи и произведения Пушкина

  • Выявить основные различия между ними

  • Определить роль воображения в создании литературного произведения


Автор, произведение

Жанр, авторская установка

Образ Олега

Образ волхва

Нестор “ПВЛ”

«Смерть Олега от коня своего»

Летопись; автор–беспристрастный фиксатор фактов

Исторический деятель без личностных характеристик

Волхвы (нет отдельного образа)– голос рока, судьбы

А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

Баллада; автор–сопереживающий героям поэт

Тонко чувствующий герой со своими душевными привязанностями

Пророк, поэт, яркая личность, равная князю

Вопросы-помощники для заполнения таблицы.

Заполним в таблице графу, посвященную авторской установке летописца:

Ч-1

  • как летописец передает факт истории?

  • высказывает ли он свое личное отношение к тому, о чем он рассказывает?

  • есть ли в летописи эпитеты, оценочная и эмоционально окрашенная лексика?

  • кто является героями летописи?

  • какова композиция летописного отрывка?

  • как вы определите идею летописного отрывка?



Ч-2

  • Как показаны Олег и волхв в балладе А.С.Пушкина?

(Чтение и анализ фрагментов:

  1. Описание кудесника. Пользуется ли Пушкин в его описании эпитетами, метафорами?

  2. Диалог волхва и Олега. Какая деталь, отсутствующая в летописи, введена поэтом в балладу? Почему волхв отказывается от предложенного Олегом подарка?

Проверка по технике «Диаграмма Венн»

Отличия: летопись баллада

общее












Физминутка

Учитель.

Итак, мы подошли к теме нашего исследования.

Гипотеза. Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - результат поэтического воображения автора.

Работа в группах АВС. Как делились?

Группа А.

  • Поработайте с текстом, выберите выразительные средства языка, которые помогают раскрыть образы главных героев (Волхва и князя Олега)

  • Составьте портретную характеристику главных героев, используя выбранный лексический материал.

(Техника «Рисунок по контуру» )

Критерий

Дескрипторы

Балл

Составляет портретную характеристику героев, используя эпитеты, метафоры, сравнения.

1Выбрал эпитеты, метафоры, сравнения, характеризующие главных героев.

1 балл

2. Составил портретную характеристику героев, используя выразительные средства языка




2 балла

Итог


3 балла

Группа В.

  • Назовите одну из основных тем баллады Пушкина.

Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...». Так трактуется здесь Пушкиным тема судьбы. «Вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи. От судьбы не уйдешь!

И еще одна очень важная тема, поднятая Пушкиным, может быть нами раскрыта, если мы вдумаемся в то, что означает цитата: “Волхвы не боятся могучих владык”.

1. Когда и кем произносится эта фраза? В связи с чем?

2. Что дает право кудеснику так говорить?

3. Что подтолкнуло Пушкина создать такой свободолюбивый образ кудесника?

Критерий

Дескрипторы

Балл

Определяют основную тему баллады Пушкина. подтверждая свою мысль собранными доказательствами.


1.Анализируя письмо Вяземского Пушкину, выбирал ключевую фразу текста.



0,5 балла

2.Ответил на поставленные учителем вопросы.

1 балл


3. Определил основную мысль текста.



0,5 балла

4. Доказал свою мысль, используя собранную информацию.



1балл


Итог


3 балла

Группа С.

Написать эссе-вывод на тему: «Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» -это результат поэтического воображения автора», ответив при этом на вопрос: что в литературе важнее: факт или его подача, интерпретация?

Критерий

Дескрипторы

Балл

Пишут эссе с выводами по поставленным вопросам.

1.Отобрал материал для написания эссе



1 балл

2.Написал эссе с выводами по поставленным вопросам.


2 балла

Итог


3 балла

Выступления групп.

Презентация





































































ФО взаимооценивание «Светофор»

  1. Полный ответ.



2.Дополни

свой ответ.



3.Подумай ещё.



Конец

2 мин










3 мин

Мы выяснили, какой глубокий смысл вложил А.С.Пушкин в слова старика – кудесника.

Сегодня мы узнали, что сюжет основан на летописной легенде; выяснили, что Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…». Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт.

Критики о проблематике

«Песни о вещем Олеге»

«…ответ кудесника и примечание поэта отражают личные переживания и состояние духа Пушкина этого времени». (Б. П. Городецкий)

«…в балладе решалась на историческом материале чрезвычайно острая и современная для поэта тема взаимоотношения свободолюбивого поэта-пророка и земных владык».

(Б. А. Трубецкой)

Рефлексия.

Индекс - карточки (для обобщения или для вопросов)

После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.







Слова-напутствия учителя.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

К.Паустовский


Д/З.Дифференцированное задание.

  1. Инсценировать диалог Кудесника и князя Олега.

  2. Отрывок наизусть.




Дополнительная информация

Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете

давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?


Межпредметные связи

Здоровье и безопасность
поддержка ИКТ
Ценности.

  • Обратная

связь учителя и

КО по дескрипторам


  • Задания на сомостоятельный поиск информации, творчекие задания.

  • Взаимооценивание.

  • Оценивание по критериям успеха.



  • История, живопись, музыка.

  • Использование активных

методов обучения, физминутка

  • Навыки работы в группах (проявление уважения, отвечать по очереди, принимать мнения других и отвечать соответствующим образом, и т.д.)




Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?



Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.

  • Цели урока были реалистичными, достижимыми.



  • Анализировать, выделять главное, делать выводы по теме.


  • Атмосфера в классе была дружеская, творческая.



Разноуровневые задания способствовали развитию мыслительных навыков и творческих способностей учащихся.


















































  • Старалась придерживаться временного графика. Отступлений от плана не произошло.
















Итоговое оценивание



Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и учения)?


1:Работа с таблицей (погружение в литературный материал)


2: Задание группы С, направленное на развитие таких мыслительных навыков как анализ и формирование умения делать свои выводы.


Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и учения)?


1:


2:


Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока?




Краткосрочный план урока.



Сохранить у себя:
Разработка урока по произведению А.С Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки