УРОК: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» Летописное повествование и песнь Пушкина. | Школа: КГУ «Средняя школа №6» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: | Ф.И.О. учителя: Баранникова И.Н. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛАСС: 5 | Количество присутствующих: 25 | Количество отсутствующих:0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | Анализ и интерпретация. 5.2.2.1.Определять основную мысль произведения при поддержке учителя. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Все учащиеся смогут:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большинство учащихся смогут: Смогут аргументировать свою точку зрения по теме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Некоторые учащиеся смогут:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностность урока. | Учащиеся могут:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова и фразы: Баллада, исторический, Вещий, Перун, броня, хозары, Царьград. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полезные фразы для диалога/письма:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения: Гипотеза. Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - результат поэтического воображения автора. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Письменные подсказки: беспристрастный фиксатор фактов, голос рока, судьбы, выразительные средства языка, сопереживающий героям поэт, пророк, яркая личность, равная князю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровни учебных целей( По Блуму) Предыдущее обучение | Анализ, синтез, оценка. Учащиеся имеют представление о жанрах летописи, видах баллад, произведениях, созданные на исторической основе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемое время | Запланированные задания | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало 1 мин 1 мин 3 мин 1 мин |
Эмоционально-психологический настрой учащихся на урок. На уроке будь старательным,
Мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Как мы уже знаем, А. С. Пушкин внимательно относился к событиям русской истории. Именно Пушкину одним из первых было суждено стать летописцем крестьянского мятежа 18 века, его перу принадлежат «История Пугачева», роман «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», а также баллада «Песнь о вещем Олеге», над которой мы сегодня продолжаем работать. Итак, давайте вспомним, какое произведение принято называть балладой. Перед вами лежит карточка-информатор. Баллада - это … произведение, в основе которого лежит … история. По происхождению баллада связана со сказанием, преданием, … или … событием. На ней дано определение баллады. Добавьте недостающие слова, чтобы определение стало наиболее полным. Виды баллад ………. Авторская историческая …. волшебная
…. комическая (сатирическая)
Обменяйтесь карточками и проверьте по эталону, как вы справились с заданием. Ф (взаимооценивание)
| карточка-информатор. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина 2 мин 7 мин. 7 мин 23 3 мин 8 мин
1 мин
5 мин | Сообщение подготовленного учащегося. Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим. Учитель: - А что означает слово «вещий»? (Чтобы нам лучше разобраться в прочитанном я предлагаю вам словарную работу) Словарная работа. https://www.youtube.com/watch?v=feMft_rozXY Исследовательская деятельность Цель исследования: В ходе исследования нам предстоит подтвердить или опровергнуть гипотезу «Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - результат поэтического воображения автора» Ход исследования
Вопросы-помощники для заполнения таблицы. Заполним в таблице графу, посвященную авторской установке летописца: Ч-1
Ч-2
(Чтение и анализ фрагментов:
Проверка по технике «Диаграмма Венн»
Отличия: летопись баллада общее Физминутка Учитель. Итак, мы подошли к теме нашего исследования. Гипотеза. Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - результат поэтического воображения автора. Работа в группах АВС. Как делились? Группа А.
(Техника «Рисунок по контуру» )
Группа В.
Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...». Так трактуется здесь Пушкиным тема судьбы. «Вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи. От судьбы не уйдешь! И еще одна очень важная тема, поднятая Пушкиным, может быть нами раскрыта, если мы вдумаемся в то, что означает цитата: “Волхвы не боятся могучих владык”. 1. Когда и кем произносится эта фраза? В связи с чем? 2. Что дает право кудеснику так говорить? 3. Что подтолкнуло Пушкина создать такой свободолюбивый образ кудесника?
Группа С. Написать эссе-вывод на тему: «Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» -это результат поэтического воображения автора», ответив при этом на вопрос: что в литературе важнее: факт или его подача, интерпретация?
Выступления групп. | Презентация ФО взаимооценивание «Светофор»
2.Дополни свой ответ. 3.Подумай ещё. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец 2 мин 3 мин | Мы выяснили, какой глубокий смысл вложил А.С.Пушкин в слова старика – кудесника. Сегодня мы узнали, что сюжет основан на летописной легенде; выяснили, что Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…». Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт. Критики о проблематике «Песни о вещем Олеге» «…ответ кудесника и примечание поэта отражают личные переживания и состояние духа Пушкина этого времени». (Б. П. Городецкий) «…в балладе решалась на историческом материале чрезвычайно острая и современная для поэта тема взаимоотношения свободолюбивого поэта-пророка и земных владык». (Б. А. Трубецкой) Рефлексия. Индекс - карточки (для обобщения или для вопросов) После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.
Слова-напутствия учителя. И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский Д/З.Дифференцированное задание.
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам? | Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся? | Межпредметные связи Здоровье и безопасность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
связь учителя и КО по дескрипторам
|
|
методов обучения, физминутка
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Были ли цели обучения/урока достижимыми? Чему сегодня научились учащиеся Какой была атмосфера обучения? Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.
Разноуровневые задания способствовали развитию мыслительных навыков и творческих способностей учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговое оценивание Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и учения)? 1:Работа с таблицей (погружение в литературный материал) 2: Задание группы С, направленное на развитие таких мыслительных навыков как анализ и формирование умения делать свои выводы. Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и учения)? 1: 2: Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока? |
Краткосрочный план урока.