Урок по энергосбережению «#ВместеЯрче»
Учитель начальных классов Белых Ирина Викторовна
Цель: способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
Задачи:
закрепить знания об электроприборах;
выяснить, что такое энергосбережение;
разобрать какие способы энергосбережения существуют;
воспитывать бережное отношение к природе;
расширять словарный запас обучающихся.
Оборудование: ученики в костюмах электроприборов, на доске логотип #ВместеЯрче
Ход занятия
Организационный момент
Вместе не скучно,
Вместе не тесно,
Вместе всегда и везде интересно.
2.Актуализация знаний. Наш урок называется #ВМЕСТЕЯРЧЕ. Сегодня мы познакомимся с правилами экономии энергоресурсов в повседневной жизни. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! Что нужно делать, чтобы не произошло катастрофы? Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь электроэнергию.
Но вначале отгадайте загадки.
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ответ: Пылесос
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ: Холодильник
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Ответ: Электрочайник
В комнате ванной коробка стоит,
Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
В этой коробке клокочет вода.
Ответ: стиральная машина
Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!
Ответ: Электрическая лампочка
Как одним словом назвать все эти предметы?
Что необходимо для работы этих электроприборов?
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)
Выходит ученик .
Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Учитель: Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)
Будем “SOS” кричать!
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.
Выступления ребят в костюмах электроприборов.
На ребёнке картинка с изображением крана, из крана льется вода.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
А главное - не забывайте выключать воду!
Ученик: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Ученик: На нём картинка с изображением ярко светящейся лампочки
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Расход электроэнергии на освещение квартиры можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
Ученик. На нём картинка с изображением холодильника
Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.
Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет сам Холодильник
Ученик: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Учитель: Вот ещё один гость. Ученик в костюме чайника.
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?
А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)
Ученик: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.
Учитель: У нас ещё есть один друг, необходимый дома.
Ученик. На нём картинка с изображением утюга.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
Учитель: Сейчас - зима. А в квартирах и в классе у нас тепло. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
Учитель: Со способами электросбережения мы познакомимся через сказку «Ох и Ах»
«Сказка про братцев Ох и Ах».
Ведущий: Живут на свете Ох и Ах.
Зарю вдвоем встречают
Грибы по осени в лесах
В корзинки собирают.
Зимой на лыжах, на коньках,
Кататься оба могут,
Один кричит с восторгом «Ах!»
Другой лишь может охать.
А летом на реку бегут,
Где рыба расплескалась,
Там Ах кричит: «Моя клюет!»
А Ох, - « моя сорвалась!»
Они, нам если посмотреть,
Похожи, друг на друга.
Но Ах, готов плясать и петь,
А Ох, лишь может охать.
Ведущий: Друзья, вот к нам они спешат
Встречайте дружно, Ох и Ах!
(На сцене Ох и Ах)
Ох: Я, несчастный братец Ох.
Всегда живу в печали.
Посадил вчера горох,
Птицы поклевали.
Мне по жизни не везет
Чтобы я не сделал.
Ведущий: Ох, как трудно каждый день,
Оху жить умело.
Вот счастливый братец Ах
Все горит в его руках.
Ах: Надо сделать табурет,
Сделаю проворно.
И живу без всяких бед,
Весело, задорно.
Ведущий: Сейчас на улице зима.
Зайдем к друзьям погреться.
У них похожие дома,
Но если присмотреться.
Ох: Ох! Это старое окно,
С огромными щелями
Из крана капает вода
И днями и ночами.
Ведущий: И лампы старые горят.
Ах: Они энергию едят!
Ох, оставляет часто свет,
Где никого, в помине нет.
Ох: Ох, снова дома неуютно
Вновь наступили холода,
Обогреватель греет, греет
И не нагреет никогда.
Опять квитанция пришла.
На свет, на газ, на воду.
Как сэкономить, вот беда.
Ах: Мы, Ох, тебе поможем.
Ведущий (к залу): Как помочь Оху?
Ведущий: Утепли, Ох, окна и входные двери, закрой окна в подъезде своего дома – не обогревай улицу!
Ох: да, да, да.
Ведущий: Поменяй лампочки старого образца на энергосберегающие.
Ох: кивает головой
Ведущий: Зато у Аха все в порядке:
он лампы новые купил
они и дешево и ярко
горят не хуже всех светил.
Обогреватель, здесь не нужен,
У Аха счетчик не нагружен.
Ведущий: Не охлаждай горячий суп в холодильнике. Закрывай плотно дверцы холодильника, не держи долго дверь открытой.
Ах: Холодильник – это просто класс!
Запомни основательно,
Перегружать его нельзя
Испортишь окончательно.
Ах: Ох, купи себе кастрюли,
С очень толстым, толстым дном
Экономить очень просто,
Когда действуешь с умом.
Ведущий: Ох, отключая подзарядку телефона, ты экономишь электроэнергию, экономишь свои деньги!
Ах: Начинай глажку своих вещей с низких температур, а мелкие вещи доглаживай при выключенном утюге.
Ах: У всех сегодня есть компьютер.
Он помогает в жизни нам
Но перед ним мы если будем,
Сидеть, увы, по целым дням
Тогда не только намотает
На счетчик, много киловатт
Здоровье, каждый потеряет.
Незрячим будет, и горбат.
Ведущий: Не забывай, выключать свет и ненужные лампы. Даже телевизор и компьютер, которые находятся в режиме ожидания значительно потребляют электроэнергию, и увеличивают твои расходы.
Ах: Иди гулять, иди играть, иди на свежий воздух
Иди с друзьями зажигать, иди пока не поздно.
Оставь компьютер, отключи и сбереги здоровье,
Оно для дальнего пути важнейшее условие
Братцы Ох и Ах раздают присутствующим памятки-советы.
Ведущий: Мы посмотрели, как живут
Ох с Ахом – наши братцы.
И вам успели рассказать,
Как, надо всем стараться.
Беречь и воду, и тепло,
Энергию в квартире,
Как это делают давно,
Другие в целом мире!
Ведущий: Экономия электричества позволяет сократить потребление природных ресурсов, а значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту вод, сохранить лес.
Каждый из нас может внести свой вклад в общее дело охраны природы, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему примеру родных, друзей, знакомых.
4.Рефлексия содержания учебного материала.
Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
Что нового вы узнали?
Понравился ли вам урок?
5. Домашнее задание
Вместе с родителями напишите памятку по экономии электроэнергии.
Давайте к электроэнергии относиться экономно!
Зря не использовать, а если тратить — скромно!
Ведь в наших силах этот мир сберечь!
Давайте же не будем её понапрасну жечь!
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.