Разработка урока по энергосбережению

На уроке ребята через загадки и задания узнают об экономии электроэнергии дома.

Содержимое разработки

Урок по энергосбережению «#ВместеЯрче»

Учитель начальных классов Белых Ирина Викторовна

Цель: способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

Задачи: 

  • закрепить знания об электроприборах; 

  • выяснить, что такое энергосбережение;

  • разобрать какие способы энергосбережения существуют;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • расширять словарный запас обучающихся.

Оборудование: ученики в костюмах электроприборов, на доске логотип #ВместеЯрче
Ход занятия

  1. Организационный момент

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно.

 2.Актуализация знаний. Наш урок называется #ВМЕСТЕЯРЧЕ. Сегодня мы познакомимся с правилами экономии энергоресурсов в повседневной жизни. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! Что нужно делать, чтобы не произошло катастрофы? Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь электроэнергию.

Но вначале отгадайте загадки.

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ответ: Пылесос

 Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ: Холодильник

 Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Ответ: Электрочайник

 В комнате ванной коробка стоит,
Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
В этой коробке клокочет вода.

Ответ: стиральная машина

 Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!
Ответ: Электрическая лампочка

  • Как одним словом назвать все эти предметы?

  • Что необходимо для работы этих электроприборов?

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Выходит ученик .

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Учитель: Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

Выступления ребят в костюмах электроприборов.

На ребёнке картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

  • Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

  • А главное - не забывайте выключать воду!

Ученик: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Ученик: На нём картинка с изображением ярко светящейся лампочки

Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Расход электроэнергии на освещение квартиры можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Ученик. На нём картинка с изображением холодильника

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет сам Холодильник

Ученик: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Вот ещё один гость. Ученик в костюме чайника.

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Ученик: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: У нас ещё есть один друг, необходимый дома.

Ученик. На нём картинка с изображением утюга.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Сейчас - зима. А в квартирах и в классе у нас тепло. Так вот

Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

Учитель: Со способами электросбережения мы познакомимся через сказку «Ох и Ах»

«Сказка про братцев Ох и Ах».

 Ведущий: Живут на свете Ох и Ах.

                  Зарю вдвоем встречают

                  Грибы по осени в лесах

                  В корзинки собирают.

                  Зимой на лыжах, на коньках,

                  Кататься оба могут,

                  Один кричит с восторгом «Ах!»

                  Другой лишь может охать.

                  А летом на реку бегут,

                  Где рыба расплескалась,

                  Там  Ах кричит: «Моя клюет!»

                  А Ох, - « моя сорвалась!»

                   Они, нам если посмотреть,

                   Похожи,  друг на друга.

                   Но  Ах, готов плясать и петь,

                   А  Ох, лишь может охать.

 Ведущий:  Друзья, вот  к нам они спешат

                    Встречайте дружно, Ох и Ах!

 (На сцене Ох и Ах)

           Ох:   Я, несчастный братец Ох.

                   Всегда живу в печали.

                   Посадил вчера горох,

                   Птицы поклевали.

                   Мне по жизни не везет

                   Чтобы я не сделал.

 Ведущий:  Ох, как трудно каждый день,

                   Оху жить умело.

                   Вот счастливый братец Ах

                   Все горит в его руках.

           Ах:   Надо сделать табурет,

                   Сделаю проворно.

                   И живу без всяких бед,

                   Весело, задорно.

 Ведущий:   Сейчас на улице зима.

                   Зайдем к друзьям погреться.

                   У них похожие дома,

                    Но если присмотреться.

           Ох:    Ох! Это старое окно,

                    С огромными щелями

                    Из крана капает вода

                    И днями и ночами.

 Ведущий:   И лампы старые горят.

           Ах:    Они энергию едят!

                    Ох, оставляет часто свет,

                    Где никого, в помине нет.

             Ох:   Ох,  снова  дома  неуютно

                    Вновь наступили холода,

                    Обогреватель греет, греет

                    И не нагреет никогда.

                     Опять квитанция пришла.

                    На свет, на газ, на воду.

                    Как сэкономить, вот беда.

              Ах:  Мы, Ох, тебе поможем.

 Ведущий (к залу):   Как помочь Оху? 

Ведущий: Утепли,  Ох, окна и входные двери, закрой окна в подъезде своего дома – не обогревай улицу!

 Ох: да, да, да.

Ведущий: Поменяй лампочки старого образца на энергосберегающие.

 Ох:  кивает головой

  Ведущий: Зато у Аха все в порядке:

                   он лампы новые купил

                   они и дешево и ярко

                   горят не хуже всех светил.

                   Обогреватель, здесь не нужен,

                   У Аха счетчик не нагружен.

   Ведущий: Не охлаждай  горячий  суп в холодильнике. Закрывай плотно дверцы холодильника, не держи долго дверь открытой.

 Ах:  Холодильник – это просто класс!

        Запомни основательно,

        Перегружать его нельзя

        Испортишь окончательно.

            Ах:   Ох,  купи себе кастрюли,

                    С очень толстым, толстым дном

                    Экономить очень просто,

                    Когда действуешь с умом.

  Ведущий: Ох,   отключая подзарядку  телефона,  ты экономишь электроэнергию, экономишь свои деньги!

Ах: Начинай  глажку своих  вещей с низких температур, а мелкие вещи доглаживай при выключенном утюге.

           Ах:       У всех сегодня есть компьютер.

                        Он помогает в жизни нам

                        Но перед ним мы если будем,

                        Сидеть, увы, по целым дням

                        Тогда не только намотает

                        На счетчик, много киловатт

                        Здоровье, каждый потеряет.

                        Незрячим будет,  и горбат.

  Ведущий: Не забывай,  выключать свет  и ненужные лампы.  Даже телевизор и компьютер, которые  находятся в режиме ожидания значительно потребляют электроэнергию, и увеличивают  твои  расходы.

               Ах:   Иди гулять, иди играть, иди на свежий воздух 

                       Иди с друзьями зажигать, иди пока не поздно.

                       Оставь компьютер, отключи и сбереги здоровье,

                       Оно для дальнего пути важнейшее условие

 Братцы Ох и Ах раздают присутствующим памятки-советы.

Ведущий: Мы посмотрели, как живут

                  Ох с Ахом – наши братцы.

                  И вам успели рассказать,

                  Как, надо всем стараться.
                  Беречь и воду, и тепло,

                  Энергию в квартире,

                  Как это делают давно,

                  Другие в целом мире!

Ведущий: Экономия электричества позволяет сократить потребление  природных ресурсов, а значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту вод, сохранить лес.

Каждый из нас может внести свой вклад в общее дело охраны природы, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему примеру  родных, друзей, знакомых.

4.Рефлексия содержания учебного материала.

  • Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

  • Что нового вы узнали?

  • Понравился ли вам урок?

5. Домашнее задание

Вместе с родителями напишите памятку по экономии электроэнергии.



Давайте к электроэнергии относиться экономно!

Зря не использовать, а если тратить — скромно!

Ведь в наших силах этот мир сберечь!

Давайте же не будем её понапрасну жечь!

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Сохранить у себя:
Разработка урока по энергосбережению

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки