Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
с. Тербуны в д. Васильевка
Открытый урок на тему:
«Формулы»
Подготовила:
учитель математики
Клейменова Ю. Н.
2019 г.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о формулах и их применении в решении примеров и задач.
Задачи:
Образовательные:
выработать навыки применения формул для решения примеров и задач;
развивать культуру устной и письменной математической речи.
Развивающие:
развивать интерес к изучению математики, умения, анализировать, применять имеющие знания у учащихся в изменённой ситуации;
развивать память, логическое мышление учащихся.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся аккуратность, любознательность;
прививать умение оценивать свою работу, способствовать воспитанию коммуникативных качеств.
Планируемые результаты:
личностные:
повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
метапредметные:
формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;
использовать изученный материал для решения задач по материалам ОГЭ;
предметные:
применять формулы для нахождения площади прямоугольника, периметра прямоугольника, формулу пути для решения задач;
проводить классификацию задач и выбирать формулу для решения данной задачи;
имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач
Формирование УУД:
Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи
Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану
Коммуникативные: совместное решение задач , оценивание полученных результатов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Организационный момент. (1 слайд)
Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?... Надеюсь оно останется таким же или станет еще лучше. Давайте улыбнемся новым знаниям и друг другу.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране математики. Ведь МАТЕМАТИКА – самая древняя из наук, она была и остаётся необходимой людям! Ну что ж…
Нам урок пора начать.
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать!
А трудных вопросов сегодня будет много. поэтому девизом урока нам послужат слова: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий.»
Надеюсь, вы, готовы и мы можем начать!
Актуализация знаний. (2 слайд)
Устный счет (постановка темы урока).
Чтобы сформулировать тему нашего урока, найдите значение выражений и прочитайте зашифрованное слово:
4 * 19 * 25 (1 900 Ф);
50 * 75 * 2 (7 500 О);
(27+13) * 8 (320 Р);
34 – 18 : 2 (25 М);
63 : (25-16) (7 У);
1 00 : (12 +8) (5 Л);
(81 + 19) * 8 (800 А).
7500 | 25 | 7 | 800 | 150 | 4 | 33 | 1900 | 320 | 5 |
о | м | у | а | с | т | и | ф | р | л |
( 3 слайд)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Что такое формула? (Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв).
Цель урока:
научиться решать задачи, используя формулы.
Задачи урока:
- вспомнить понятие, известные нам формулы;
-учиться читать и записывать формулы;
-вычислять значения выражения по формуле.
Какие формулы вам уже известны? (4 слайд)
Формула площади прямоугольника S=a*b;
Формулы периметра прямоугольника P = a + a + b + b или P = 2(a + b)
Формула пути S=v*t.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные)
Формула площади прямоугольника S=a*b; (5 слайд)
- Как выразить длину и ширину из этой формулы?
а = S : b b = S : a
Решить устно задачи на слайде.
Формулы периметра прямоугольника P = a + a + b + b или P = 2(a + b) (6 слайд)
Решить задачи на слайде.
Задача (7 слайд)
Используя формулу периметра прямоугольника, найдите:
Периметр Р, если а = 3м 5дм, b = 1м 2дм
Ответ: 94 дм.
Формула пути S=v*t. (8 слайд)
Решить устно задачи на слайде.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Проверить творческое домашнее задание. (9 слайд)
Физкультминутка. (10 слайд)
Решение заданий ОГЭ. (работа в парах) (11 слайд)
Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи. Это задачи из ОГЭ-2019.
Проверить после решения.
Задание 13 № 202
В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) рассчитывается по формуле С=150+11*(t-5) , где t— длительность поездки, выраженная в минутах . Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 8-минутной поездки.
С=150+11*(t-5)=150+11*(8-5)=150+11*3=150+33=183 рубля;
Задание 13 № 311533
В фирме «Чистая вода» стоимость колодца (в рублях) из железобетонных колец рассчитывается по формуле C=6500+4000*n, где — число колец, установленных при рытье колодца. Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость колодца из 11 колец.
C=6500+4000*n=6500+4000*11=6500+44000=50500 рублей
Задание 13 № 338071
Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 80 см, n = 1000? Ответ выразите в метрах.
s = nl=1000*80=8000см= 80м.
Задание 13 № 338396
Расстояние s (в метрах) до места удара молнии можно приближённо вычислить по формуле s = 330t, где t — количество секунд, прошедших между вспышкой молнии и ударом грома. Определите, на каком расстоянии от места удара молнии находится наблюдатель, если t = 10 с.
s = 330t=330*10=3300метров
Задание 13 № 338072
Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 80 см, n = 3000? Ответ выразите в метрах.
s = nl=3000*80=24000см= 240м
Задание 13 № 205
В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) рассчитывается по формуле С=150+11*(t-5) , где t— длительность поездки, выраженная в минутах . Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 10-минутной поездки.
С=150+11*(t-5)=150+11*(10-5)=150+11*5=150+55=205 рублей;
Самостоятельная работа. (12 слайд)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .
Рефлексия (подведение итогов занятия) (13 слайд)
Урок подходит к завершению. И вам предлагаю сделать совместную фотографию нашего урока «Сделай свою «фотографию» урока или работы». Представьте, что каждый из вас фотограф, и вам надо сделать несколько снимков «стоп-кадров» с урока . Цветной стоп-кадр отражает что-то понравившееся, доставившее вам радость от увиденного, услышанного, выполненного, сконструированного и пр. Черно-белый «стоп-кадр» должен показать то, что вам не понравилось, не удалось, огорчило.
Спасибо за внимание! (14 слайд)
Приложение.
Задание 13 № 202
В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) рассчитывается по формуле С=150+11*(t-5) , где t— длительность поездки, выраженная в минутах . Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 8-минутной поездки.
С=150+11*(t-5)
t=8минут
Задание 13 № 311533
В фирме «Чистая вода» стоимость колодца (в рублях) из железобетонных колец рассчитывается по формуле C=6500+4000*n, где — число колец, установленных при рытье колодца. Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость колодца из 11 колец.
C=6500+4000*n
n=11
Задание 13 № 338071
Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 80 см, n = 1000? Ответ выразите в метрах.
s = n*l
l = 80 см, n = 1000
Задание 13 № 338396
Расстояние s (в метрах) до места удара молнии можно приближённо вычислить по формуле s = 330t, где t — количество секунд, прошедших между вспышкой молнии и ударом грома. Определите, на каком расстоянии от места удара молнии находится наблюдатель, если t = 10 с.
s = 330t,
t=10 секунд
Задание 13 № 338072
Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 80 см, n = 3000? Ответ выразите в метрах.
s = n*l
l = 80 см, n = 3000
Задание 13 № 205
В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) рассчитывается по формуле С=150+11*(t-5) , где t— длительность поездки, выраженная в минутах . Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 10-минутной поездки.
С=150+11*(t-5)
t=10 минут
Самостоятельная работа по теме «Формулы»
Вариант 1
Запишите формулу пути.
Найдите по формуле пути:
а) путь S, если t = 15 ч, = 108 км/ч;
Запишите формулу периметра прямоугольника.
Найдите по формуле периметра прямоугольника:
а) периметр Р, если a = 35 см, b = 68 см;
Запишите формулу площади прямоугольника.
Начертите прямоугольник со сторонами 3см и 5см. вычислите периметр и площадь этого прямоугольника.
Самостоятельная работа по теме «Формулы»
Вариант 2
Запишите формулу пути.
Найдите по формуле пути:
а) путь S, если t = 13 ч, = 65 км/ч.
Запишите формулу периметра прямоугольника.
Найдите по формуле периметра прямоугольника:
а) периметр Р, если a = 15 см, b = 108 см;
Запишите формулу площади прямоугольника.
Начертите прямоугольник со сторонами 4см и 6см. вычислите периметр и площадь этого прямоугольника.
Фамилия, имя_________________________________________________
ВАРИАНТ 1
А 1. Вычислите по формуле пути значение S, если v = 18 км/ч,
t = 3 ч.
1) 21 км
2) 6 км
3) 54 км
4) 64 км
А 2. Вычислите по формуле пути значение t, если S = 72 км,
v = 12 км/ч.
1) 60 ч
2) 6 км/ч
3) 864 ч
4) 6 ч
А 3. Укажите периметр квадрата со стороной 8 см.
1) 16 см
2) 32 см
3) 64
4) 64 см
А 4. Укажите формулу, по которой находят периметр прямоугольника.
1) S = vt
2) P = 4a
3) S = ab
4) P = 2(a + b)
B 1. Чему равна площадь квадрата, если его сторона 7 см?
ОТВЕТ: ___________________
В 2. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 13 см и 5 см?
ОТВЕТ: ____________________
В 3. Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 8 см?
ОТВЕТ: ____________________
Фамилия, имя _________________________________________________
ВАРИАНТ 2
А 1. Вычислите по формуле пути значение v, если S = 60 км,
t = 3 ч.
1) 20 км/ч
2) 180 км/ч
3) 30 км/ч
4) 20 км
А 2. Вычислите по формуле пути значение S, если V = 80 км/ч,
t = 4 ч.
1) 20 км
2) 40 км
3) 3200 км
4) 320 км
А 3. Укажите периметр квадрата со стороной 7 см.
1) 14 см
2) 28 см
3) 28
4) 49 см
А 4. Укажите формулу, по которой находят площадь квадрата.
1) P = 4a
2) P = 2(a + b)
3) S =
4) S = vt
B 1. Чему равна площадь квадрата, если его сторона 4 см?
ОТВЕТ: ___________________
В 2. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 4 см?
ОТВЕТ: ___________________
В 3. Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 9 см?
ОТВЕТ: ___________________