Разработка урока "Деепричастие"

разработка урока "Деепричастие" обобщение пройденного материала

Содержимое разработки

Повторительно- обобщающий урок русского языка по теме «Деепричастие». 7 класс.



Презентация к уроку

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами ИКТ технологий.

Образовательные:

  • повторить изученный материал о деепричастии как самостоятельной части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении;

  • закрепить умения находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот, правильно расставлять знаки препинания в предложении, грамматически использовать деепричастия в устной и письменной речи.

Развивающие:

  • развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал.

  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

  • развитие речевой культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формирование эстетического восприятия окружающего мира способности воспринимать и оценить красоту окружающего мира, воспитание любви к русской природе, культуре и русской литературе.

Задачи урока:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

развивать орфографическую зоркость, умение работать в паре и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Методическое обеспечение:

  • просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

  • экран,

  • оценочные листы,

распечатанные задания для каждого ученика.

Оборудование6 компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, сборники стихов русских поэтов о зиме, иллюстрации картин с зимними пейзажами.

Формы организации учебной деятельности:

  • парная

  • индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1.Организационно- мотивационный

Коллективная

Приветствие.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть на нашем необычном уроке русского языка, на котором мы будем много говорить о литературе. И именно произведения великой русской литературы помогут нам достичь целей сегодняшнего урока.


Прочитайте внимательно текст.

Слайд 2.

1.Беседа с классом:

*Кому принадлежит это высказывание?

*Какие советы дает нам автор текста К.Паустовский?

*какие предложения использует автор в тексте неоднократно?

(предложения с деепричастными оборотами)


Учитель: наш сегодняшний урок по теме "Деепричастие" сегодня последний.

*Какие цели вы поставите перед собой?


Учитель: Действительно, довольно долго времени мы занимались различными моментами ,связанными с темой нашего урока. И вот сегодня- своеобразное подведение итогов.


Слайд3.

*Но прежде чем мы это сделаем, нам необходимо выяснить значение слова «деепричастие».

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).


Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу все знать!).


Коммуникативные

(планирование учебного процесса).


Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).



А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Индивидуальная

Индивидуальная домашняя работа с толковым словарем С. Ожегова заранее подготовленного учащегося. /Слайд 4/

Познавательные

( совершенствование навыков работы с различными видами словарей и словарной литературы).

Б) Актуализация прежних знаний



Повторение теоретического материала.


Актуализация прежних знаний.

Учащиеся имели предварительное задание подготовить теоретический материал по темам «Деепричастие». Параграфы 26-31


Задание . Исключи лишнее. Повторение теоретических сведений о деепричастии. Устный рассказ о деепричастии с опорой на слайд презентации.


Слайд 5.


Задание.

Сравнительный анализ глагола, деепричастия и причастия. Слайд 6.


Образование деепричастий. Слайд 7.


Учитель:

Проанализируйте информацию на слайде


*От чего и с помощью каких морфем образуются деепричастия?


Учитель: Попробуем применить теоретические знания на практике


Познавательные

(стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу все знать!).

2. Практические задания.


Практические задания


Задание 1.

Индивидуальная работа.

Образуйте деепричастия от данных глаголов, выделите суффиксы.

Самопроверка.

Слайд 8.

Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при образовании деепричастий)



Задание 2.

Графический диктант. Работа в парах. Не с разными частями речи.


Учитель: Вспомните алгоритм!


Проверь себя


Слайд 10.


Регулятивные (знать алгоритм ( модель учебных действий при выборе правильного написания)


Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).



Работа со слайдом 11.


Охарактеризуйте схемы предложений.


Учитель: пунктуационный разбор предложения.

Слайд 12.

Сложные случаи использования деепричастий в предложениях.


Работа со слайдами 13-15

Регулятивные (знать алгоритм учебных действий при определении структуры предложения с деепричастным оборотом).


Познавательные

(умение определять структуру данного типа предложения, условия обособления деепричастных оборотов).

3. Работа с художественными произведениями русских поэтов.


Продолжите поэтические строки

Коллективная

Проверка домашнего задания.

Отработать пунктуационные навыки нам помогут навыки произведения русской поэзии. Слайд 16.


Дома вам нужно было подобрать примеры из поэтического текста, в которых используется деепричастие и деепричастные обороты.

*Вспомните поэтов- пейзажистов, известных нам по урокам литературы?

/Ф. Тютчев, А. Фет, А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин/


*Конечно, вы абсолютно правы!

Самыми непревзойденными мастерами поэтических пейзажных зарисовок были именно эти поэты.


Чтение текстов вслух и их обсуждение:


*Какие пейзажные зарисовки вам понравились больше всего и почему?


*Чтобы понять и увидеть и услышать красоту окружающего мира, человеку нужно уметь вслушиваться и всматриваться в него/

Познавательные (умения находить необходимый учебный и иллюстрированный материал в различных информационных источниках)


Личностные (умение выражать собственное отношение к описываемому пейзажу, развитие у учащихся чувства любви к русской природе, русской поэзии, к красоте и выразительности русского слова)



Коммуникативные(развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля)

4.Работа по культуре речи

Коллективная







Индивидуальная

1.Работа со слайдами 24—

А) Исправьте грамматические ошибки в предложениях.


Б) Мини-тест Слайд 25


(Самопроверка, самооценка)

Коммуникативные (развитие навыков коллективной . групповой, и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).


Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)


Самостоятельная

В) Самостоятельная работа (по группам):

*1группа (слабые учащиеся) Слайд 26


Задание: замените выделенные глаголы деепричастиями, запишите предложения.



*2группа (сильные учащиеся)


Задание: Составьте по картине 2 предложения с деепричастными оборотами. Запишите их. Слайд 27.

Коммуникативные (составление письменного связанного монологического высказывания художественного стиля).


Личностные ( выражение собственного отношения к описываемым картинам зимней природы).

5. Рефлексия:

Что нового узнали? Чему научились?


В чем испытывали трудности?

Коллективная

Анализ и оценка проделанной работы.


*Выскажите свое отношение к уроку.


*Оцените свою активность на уроке в индивидуальном путевом листе.

Регулятивные

(осмысленное действие).



Познавательные

(анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).


Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).


Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русских классической литературы и музыки)

6.Домашнее задание

Дифференцированные задания различного уровня

А) Высокий уровень:

Подобрать из текстов художественной литературы 5 предложений с деепричастным оборотом, графически обозначьте их, составьте схемы.


Б) средний уровень: вставьте в пословицы пропущенные деепричастия, расставьте знаки препинания.


В) Низкий уровень:

Образовать от данных глаголов деепричастия указанного вила , обозначьте суффиксы.


Слайд 28


Личностные ( способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).



Коммуникативные

( контроль и оценка своих возможностей).



Приложение к уроку.

Задание 1. Работа в парах . Вариант 1.

Образуйте деепричастия, выделите суффиксы.

Оторваться-

Распечатать-

Остановить-

Задание 1.Работа в парах. Вариант 2.

Образуйте деепричастия, выделите суффиксы:

Оглядываться-

Сверкать-

Кричать--



Задание 2 Графический диктант. Раскройте скобки, назовите части речи.

1. (не) ощущая холода 4.(не) согретая солнцем 7. (не) растаявший лед

2. (не) виданная красота 5.(не) навидя 8.(не) торопясь домой

3 .(не )запорошена снегом 6. (не) сверкая в тени







Сохранить у себя:
Разработка урока "Деепричастие"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки