Повторительно- обобщающий урок русского языка по теме «Деепричастие». 7 класс.
Презентация к уроку
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами ИКТ технологий.
Образовательные:
повторить изученный материал о деепричастии как самостоятельной части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении;
закрепить умения находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот, правильно расставлять знаки препинания в предложении, грамматически использовать деепричастия в устной и письменной речи.
Развивающие:
развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал.
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формирование эстетического восприятия окружающего мира способности воспринимать и оценить красоту окружающего мира, воспитание любви к русской природе, культуре и русской литературе.
Задачи урока:
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
развивать орфографическую зоркость, умение работать в паре и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Методическое обеспечение:
просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
экран,
оценочные листы,
распечатанные задания для каждого ученика.
Оборудование6 компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, сборники стихов русских поэтов о зиме, иллюстрации картин с зимними пейзажами.
Формы организации учебной деятельности:
парная
индивидуальная.
Ход урока
Этап урока | Форма работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | УУД |
1.Организационно- мотивационный | Коллективная | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Здравствуйте! Я рада вас всех видеть на нашем необычном уроке русского языка, на котором мы будем много говорить о литературе. И именно произведения великой русской литературы помогут нам достичь целей сегодняшнего урока.
Прочитайте внимательно текст. Слайд 2. 1.Беседа с классом: *Кому принадлежит это высказывание? *Какие советы дает нам автор текста К.Паустовский? *какие предложения использует автор в тексте неоднократно? (предложения с деепричастными оборотами)
Учитель: наш сегодняшний урок по теме "Деепричастие" сегодня последний. *Какие цели вы поставите перед собой?
Учитель: Действительно, довольно долго времени мы занимались различными моментами ,связанными с темой нашего урока. И вот сегодня- своеобразное подведение итогов.
Слайд3. *Но прежде чем мы это сделаем, нам необходимо выяснить значение слова «деепричастие». | Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу все знать!).
Коммуникативные (планирование учебного процесса).
Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Индивидуальная | Индивидуальная домашняя работа с толковым словарем С. Ожегова заранее подготовленного учащегося. /Слайд 4/ | Познавательные ( совершенствование навыков работы с различными видами словарей и словарной литературы). |
Б) Актуализация прежних знаний
Повторение теоретического материала. | | Актуализация прежних знаний. Учащиеся имели предварительное задание подготовить теоретический материал по темам «Деепричастие». Параграфы 26-31
Задание . Исключи лишнее. Повторение теоретических сведений о деепричастии. Устный рассказ о деепричастии с опорой на слайд презентации.
Слайд 5.
Задание. Сравнительный анализ глагола, деепричастия и причастия. Слайд 6.
Образование деепричастий. Слайд 7.
Учитель: Проанализируйте информацию на слайде
*От чего и с помощью каких морфем образуются деепричастия?
Учитель: Попробуем применить теоретические знания на практике
| Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу все знать!). |
2. Практические задания. | | Практические задания
Задание 1. Индивидуальная работа. Образуйте деепричастия от данных глаголов, выделите суффиксы. Самопроверка. Слайд 8. | Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при образовании деепричастий) |
| | Задание 2. Графический диктант. Работа в парах. Не с разными частями речи.
Учитель: Вспомните алгоритм!
Проверь себя
Слайд 10.
| Регулятивные (знать алгоритм ( модель учебных действий при выборе правильного написания)
Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). |
| | Работа со слайдом 11.
Охарактеризуйте схемы предложений.
Учитель: пунктуационный разбор предложения.
Слайд 12.
Сложные случаи использования деепричастий в предложениях.
Работа со слайдами 13-15 | Регулятивные (знать алгоритм учебных действий при определении структуры предложения с деепричастным оборотом).
Познавательные (умение определять структуру данного типа предложения, условия обособления деепричастных оборотов). |
3. Работа с художественными произведениями русских поэтов.
Продолжите поэтические строки | Коллективная | Проверка домашнего задания. Отработать пунктуационные навыки нам помогут навыки произведения русской поэзии. Слайд 16.
Дома вам нужно было подобрать примеры из поэтического текста, в которых используется деепричастие и деепричастные обороты. *Вспомните поэтов- пейзажистов, известных нам по урокам литературы? /Ф. Тютчев, А. Фет, А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин/
*Конечно, вы абсолютно правы! Самыми непревзойденными мастерами поэтических пейзажных зарисовок были именно эти поэты.
Чтение текстов вслух и их обсуждение:
*Какие пейзажные зарисовки вам понравились больше всего и почему?
*Чтобы понять и увидеть и услышать красоту окружающего мира, человеку нужно уметь вслушиваться и всматриваться в него/ | Познавательные (умения находить необходимый учебный и иллюстрированный материал в различных информационных источниках)
Личностные (умение выражать собственное отношение к описываемому пейзажу, развитие у учащихся чувства любви к русской природе, русской поэзии, к красоте и выразительности русского слова)
Коммуникативные(развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля) |
4.Работа по культуре речи | Коллективная
Индивидуальная | 1.Работа со слайдами 24— А) Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
Б) Мини-тест Слайд 25
(Самопроверка, самооценка) | Коммуникативные (развитие навыков коллективной . групповой, и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).
Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике) |
| Самостоятельная | В) Самостоятельная работа (по группам): *1группа (слабые учащиеся) Слайд 26
Задание: замените выделенные глаголы деепричастиями, запишите предложения.
*2группа (сильные учащиеся)
Задание: Составьте по картине 2 предложения с деепричастными оборотами. Запишите их. Слайд 27. | Коммуникативные (составление письменного связанного монологического высказывания художественного стиля).
Личностные ( выражение собственного отношения к описываемым картинам зимней природы). |
5. Рефлексия: Что нового узнали? Чему научились?
В чем испытывали трудности? | Коллективная | Анализ и оценка проделанной работы.
*Выскажите свое отношение к уроку.
*Оцените свою активность на уроке в индивидуальном путевом листе. | Регулятивные (осмысленное действие).
Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).
Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).
Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русских классической литературы и музыки) |
6.Домашнее задание | Дифференцированные задания различного уровня | А) Высокий уровень: Подобрать из текстов художественной литературы 5 предложений с деепричастным оборотом, графически обозначьте их, составьте схемы.
Б) средний уровень: вставьте в пословицы пропущенные деепричастия, расставьте знаки препинания.
В) Низкий уровень: Образовать от данных глаголов деепричастия указанного вила , обозначьте суффиксы.
Слайд 28
| Личностные ( способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).
Коммуникативные ( контроль и оценка своих возможностей). |
Приложение к уроку.
Задание 1. Работа в парах . Вариант 1.
Образуйте деепричастия, выделите суффиксы.
Оторваться-
Распечатать-
Остановить-
Задание 1.Работа в парах. Вариант 2.
Образуйте деепричастия, выделите суффиксы:
Оглядываться-
Сверкать-
Кричать--
Задание 2 Графический диктант. Раскройте скобки, назовите части речи.
1. (не) ощущая холода 4.(не) согретая солнцем 7. (не) растаявший лед
2. (не) виданная красота 5.(не) навидя 8.(не) торопясь домой
3 .(не )запорошена снегом 6. (не) сверкая в тени