Технологическая карта урока Плесневые грибы и дрожжи (системно-деятельностный подход)
Предмет биология класс 5
Учитель биологии МБОУ «СОШ№8» | Махмутова Ф.Р. | ||
Класс/даты |
| ||
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Урок № 20 Глава 3 (Царство Грибы), 4 урок из 6 | ||
Тип урока | Форма урока | Форма учебной деятельности | Методы обучения |
Комбинированный урок. | Урок- лабораторная работа; ИКТ -урок. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Работа с учебником Работа в парах, группах Обращение к опыту обучающихся |
Цель урока | Задачи урока | ||
Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по изучению дрожжей, плесневых грибов на примере мукора.
| Образовательные: на основе работы с текстом и в ходе выполнения лабораторной работы, выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей; формировать потребность в приобретении новых знаний, через сотрудничество, взаимодействие в группах. | ||
Предполагаемый результат | |||
Предметный результат | Метапредметный результат / УУД | ||
1. Знакомятся с особенности строения плесневых грибов и дрожжей, учатся выделять их отличительные черты, приводить примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, их значение в природе; 2. Овладевают умением объяснять основные особенности строения плесневых грибов и дрожжей, их отличительные черты, приводить примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, их значение в природе 3. Учатся извлекать нужную информацию из текста. . | Личностные УУД 1. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению; 2. Осознавать свои трудности при сравнении плесневых грибов и преодолевать их. 3. Формировать навыки контроля и самооценки 4. Уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме. 5. Развивать познавательную активность. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы работая с учебником и при проведении лабораторной работы; 2. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выявлять сущность, особенности объектов; 3. Уметь сравнивать плесневые грибы, выделять их отличительные признаки, характеризовать дрожжи. Коммуникативные УУД: 1. Представлять результат своей деятельности при сравнении плесневых грибов, объяснять значение дрожжей. 2. Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы и делать комментарии по данной теме. 3. Формировать умение высказывать свою точку зрения при сравнении плесневых грибов. 4. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения. Регулятивные УУД: 1. Определять цель урока, формулировать учебные задачи; 2.Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; 3.Определять степень успешности своей деятельности при выполнении тестов. 4. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. Информационные УУД: 1. Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, осмысливать её; 2. Владеть современными средствами информации (интерактивная доска, ноутбуки, работа в интернете)
| ||
Педагогические технологии | Оборудование | ||
- ИКТ технология - технология проблемного обучения; - технология здоровьесбережения. | Компьютер, мультимедиапроектор, ноутбуки Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2015. | ||
Основные понятия | Сапротрофы, мукор, пенициллин, плесневые грибы, дрожжи. | ||
Ресурсы | Основные: Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2015. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь (с тестовым зад. ЕГЭ). ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) / В. В. Пасечник. Дрофа, 2014. Дополнительные: Презентация «Плесневые грибы и дрожжи», интерактивные тесты "Грибы", "Плесневые грибы и дрожжи". Фильм «Дрожжи», http://www.virtulab.net/ - изучение строения плесневых грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Фильм "Плесень и микробы интересное и познавательное. Суперфизкультминутка. Фильм "Плесень". Фильм "Мгновения 20 века. Открытие пенициллина".
|
ХОД УРОКА
Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.) | ||||
Рифмованное начало урока | - приветствие обучающихся; - проверяет готовность к уроку; - создает благоприятный психологический настрой на работу (через чтение четверостишия): Помнит правила простые на уроке ученик: отвечаешь - нужно встать, на уроке не мешать, ни минуты не терять и оценка будет -5! | - приветствие учителя; - положительный настрой на работу; - организация внимания; - оценивают готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: - умение слушать учителя; - уважительное отношение к учителю и одноклассникам; Регулятивные УУД: - умение организовывать себя, настраиваться на работу.
| Самоконтроль.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (9 мин.) | ||||
| - организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения. Ребята, давайте проверим ваши знания по пройденным темам: откройте в ноутбуках тест "Грибы" (индивидуальная работа) - организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог, подготавливает к изучению нового материала;
| - актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения; - индивидуальная работа; - в конце предложенного теста видят свою оценку, могут посмотреть допущенные ошибки при выполнении заданий. | Познавательные УУД: - определять границу знания-незнания; - устанавливать закономерности. Коммуникативные УУД: - формулируют свои затруднения, возникшие при выполнении задания; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой - осуществлять самоконтроль; - оценивать правильность выполнения действия. Информационные УУД: - использование интерактивного теста; - владеть современными средствами информации | Коррекция ответов обучающихся, оценка индивидуальной работы. |
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин.) | ||||
Обсуждение новых понятий | - организует с обучающимися обсуждение затруднений при выполнении теста (что оказалось для вас наиболее сложным); - создает условия для определения цели урока обучающимися и постановки учебных задач; - подводит обучающихся к формулированию цели урока. Мотивация. Проблемный вопрос: На прошлом уроке, мы заложили опыт. Посмотрите, что произошло с хлебом после того, как он несколько дней пролежал в пластиковом пакете в теплом и влажном месте. Что образовалось на хлебе? Включаю презентацию со 2 слайда! (фрагмент фильма http://www.youtube.com/watch?v=JsQHWj2RfXg). http://www.youtube.com/watch?v=JsQHWj2RfXg Похоже это на то, что выросло на хлебе? Что она из себя представляет? Что используют при приготовлении хлеба? Зачем? Целеполагание: Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы поставим? Запишите их на доске.
| - выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; - формируют цель и ставят задачи урока. - записывают цель и задачи на слайде на интерактивной доске. | Познавательные УУД: - Получают информацию из личного опыта и опыта одноклассников; - ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; - выдвигают предположения и обосновывать их; - определяют цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно; Личностные УУД: - развивают познавательные способности на основе интереса к изучению плесневых грибов Информационные УУД: - работают на интерактивной доске: записывают цель и задачи | Самооценка умения определять и формулировать цель урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (2 мин.) | ||||
Корзина идей | Планирует: предлагает средства для достижения цели (работа с текстом учебника, работа с интернетом, рассказ учителя, лабораторная работа, работа в группах), правила работы в группе.
| - определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.
| Познавательные УУД: - структурировать знания. Коммуникативные УУД - строить монологическое высказывание. Регулятивные УУД - планировать свою учебную деятельность; - сохранять учебную задачу – осуществлять контроль. | Оценочное суждение, самоконтроль, самооценка |
5. Реализация построенного проекта (11 мин.) | ||||
Работа с учебником. | - организует самостоятельную деятельность обучающихся по учебнику; - организует самостоятельную деятельность обучающихся при выполнении лабораторной работы; - организует групповую работу с обучающимися; - помогает при выполнении работы. Раздаёт распечатанные задания для групп: ( Помимо распечатанных, задания размещены в папках: "1 группа", "2 группа", там же находятся фрагменты фильмов для просмотра и ссылка на виртуальную лабораторию.) 1 группа: Строение плесневого гриба мукора и пеницилла. Откройте учебник стр. 78 Выполните лабораторную работу "Плесневый гриб мукор". Обсудите в группе результат вашей работы. Поработайте с материалом учебника. Найдите в чем отличие гриба мукора от пеницилла? Зарисуйте гриб пеницилл. Каково значение мукора? Пеницилла? Просмотрите фрагмент фильма "Мгновения 20 века. Открытие пенициллина", кому принадлежит открытие лекарства пенициллина? Каким действием он обладает? 2 группа: Строение дрожжей. Работа в виртуальной лаборатории. Перейдите по ссылке: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=147:2009-08-23-11-34-26&catid=42:7&Itemid=103Выполните виртуальную лабораторную работу. Результаты работы обсудите в группе. Прочитайте текст учебника стр. Каково значение дрожжей? Где они используются? Просмотрите фильм "Дрожжи". Зарисуйте рисунок размножение дрожжей, объясните, как называется такой способ размножения. Для чего в тесто добавляют сахар? Что происходит с сахаром под действием дрожжей? | - работают с учебником; - анализируют информацию; - фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения; - выполняют задание в группах; - представляют результат работы своей группы. - Знакомятся с особенности строения плесневых грибов и дрожжей, - учатся выделять их отличительные черты, приводить примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, их значение в природе; - овладевают умением объяснять основные особенности строения плесневых грибов и дрожжей, их отличительные черты, - приводят примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, значение в природе.
| Познавательные УУД: - извлекать информацию из текста параграфа; - уметь выполнять лабораторную работу - уметь оформлять полученные результаты в виде схемы ( опорного конспекта, рисунка) Коммуникативные УУД: - представлять результат деятельности своей группы при характеристике плесневого гриба мукора; - обсуждать полученные результаты в группе; Регулятивные УУД: - определять степень успешности своей деятельности при сравнении мукора и пеницилла; Информационные УУД: - использование виртуальной лаборатории; - владеть современными средствами информации. | Оценка работы в группах |
Физкультурная минутка. (2 мин.) | ||||
Суперфизкультминутка | - организует проведение физминутки. http://videouroki.net/view_post.php?id=108
| - выполняют упражнения | Коммуникативные УУД: - слушать, понимать и выполнять задания учителя.
| |
6. Первичное закрепление (5 мин.) | ||||
| Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главные особенности плесневых грибов и дрожжей. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют плесени и дрожжам размножаться. Где используются плесневые грибы и какова их роль и значение в природе и жизни человека? Способ питания плесневых грибов? Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы? Какой ученый впервые выделил из пеницилла вещество, способное подавлять деятельность бактерий? Для чего человек использует дрожжи? Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища. Прочитайте цель урока Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?
| - отвечают на вопросы учителя; - находят ошибки в ответах друг у друга и исправляют их;
| Познавательные УУД: - использовать новую информации для ответов на вопросы; - уметь сравнивать плесневые грибы Коммуникативные УУД: - способность вести диалог, высказывание суждения, выслушивание мнения одноклассников, участников групп Регулятивные УУД: - искать пути сравнения плесневых грибов; - определять применение плесневых грибов в жизни человека. | Взаимопроверка, взаимоконтроль. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (8 мин.) | ||||
Решение тестовых задач. | - организует самостоятельное выполнение учащимися теста по изученной теме - создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка. Опираясь на проведённую работу, подводит учеников к пониманию значимости изученной темы. В считанные минуты получает лаконичную информацию о степени понимания учеником материала.
| - осуществляют проверку знаний. | Личностные УУД: - уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме. Познавательные УУД: - уметь сравнивать плесневые грибы; - уметь выделять главные черты сходства и строения плесневых грибов Коммуникативные УУД: - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; Регулятивные УУД: - контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном. Информационные УУД: - использование интерактивного теста.
| Выполнение интерактивного теста. |
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.) | ||||
Синквейн ПОПС - формула | Ученикам предлагается выразить собственное мнение, пишут предложения, отражающие 4 момента ПОПС - формулы: Позиция, Объяснение, Пример, Следствие. Составляют синквейн по теме. - организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности; - фиксирует новое содержание, изученное на уроке. | Учащимся предлагается продолжить четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы: позиция (Я считаю, что плесневые грибы играют важную роль, так как …., а дрожжи можно применять….) объяснение-обоснование (Потому что мукор и пеницилл появляются …, участвуют в ........, пеницилл используют для........, а дрожжи…) пример. Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...» С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...». Составление синквейна по теме, например: 1.Грибница 2.Микроскопическая, ветвящиеся 3.Портит, размножается, лечит 4.Приносит вред и пользу человеку. 5.Плесень- соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - выделяют важные моменты учебной деятельности;
| Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками; Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений; - давать самооценку. | Составление синквейна, формулирование ПОПС - формулы. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1мин.) | ||||
| Выбирает задание с учётом индивидуальных особенностей 1. Параграф по теме в учебнике. Выучить новые термины. 2. Параграф по теме в учебнике. Выучить новые термины. Подготовить презентацию на выбор: Открытие пенициллина. Значение плесени. Дрожжи: правда и ложь. 3. Любознательным и интересующимся биологией: посмотреть дома фильм по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=n7MGxoBknkw, либо скачайте фильм у учителя на флэш карту. | - записывают домашнее задание; - задают уточняющие вопросы. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - формулировать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: - соотносить полученное задание на дом с изученным материалом. Личностные УУД: - понимать где вести поиск необходимой информации. | Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений. |