Разработка урока "РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"

УРОК НА ТЕМУ "РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"

Содержимое разработки

Технологическая карта урока Плесневые грибы и дрожжи (системно-деятельностный подход)

Предмет биология класс 5



Учитель биологии МБОУ «СОШ№8»

Махмутова Ф.Р.

Класс/даты


Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Урок № 20 Глава 3 (Царство Грибы), 4 урок из 6

Тип урока

Форма урока

Форма учебной деятельности

Методы

обучения

Комбинированный урок.

Урок- лабораторная работа; ИКТ -урок.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа с учебником

Работа в парах, группах

Обращение к опыту обучающихся

Цель урока

Задачи урока

Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по изучению дрожжей, плесневых грибов на примере мукора.




Образовательные: на основе работы с текстом и в ходе выполнения лабораторной работы, выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей;
Развивающие: в ходе обсуждения осознать значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применения человеком.
Воспитательные: вызывать интерес к изучению биологии, поощрять активность, направленную на решение учебных задач;

формировать потребность в приобретении новых знаний, через сотрудничество, взаимодействие в группах.


Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД


1. Знакомятся с особенности строения плесневых грибов и дрожжей, учатся выделять их отличительные черты, приводить примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, их значение в природе;

2. Овладевают умением объяснять основные особенности строения плесневых грибов и дрожжей, их отличительные черты, приводить примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, их значение в природе

3. Учатся извлекать нужную информацию из текста.


.









Личностные УУД

1. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;

2. Осознавать свои трудности при сравнении плесневых грибов и преодолевать их.

3. Формировать навыки контроля и самооценки

4. Уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме.

5. Развивать познавательную активность.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы работая с учебником и при проведении лабораторной работы;

2. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выявлять сущность, особенности объектов;

3. Уметь сравнивать плесневые грибы, выделять их отличительные признаки, характеризовать дрожжи.

Коммуникативные УУД:

1. Представлять результат своей деятельности при сравнении плесневых грибов, объяснять значение дрожжей.

2. Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы и делать комментарии по данной теме.

3. Формировать умение высказывать свою точку зрения при сравнении плесневых грибов.

4. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель урока, формулировать учебные задачи;

2.Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

3.Определять степень успешности своей деятельности при выполнении тестов.

4. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.


Информационные УУД:

1. Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, осмысливать её;

2. Владеть современными средствами информации (интерактивная доска, ноутбуки, работа в интернете)

Педагогические технологии

Оборудование

- ИКТ технология

- технология проблемного обучения;

- технология здоровьесбережения.


Компьютер, мультимедиапроектор, ноутбуки

Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2015.

Основные понятия

 Сапротрофы, мукор, пенициллин, плесневые грибы, дрожжи.

Ресурсы 

Основные: Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2015.

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь (с тестовым зад. ЕГЭ). ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) / В. В. Пасечник. Дрофа, 2014.

Дополнительные: Презентация «Плесневые грибы и  дрожжи», интерактивные тесты "Грибы", "Плесневые грибы и дрожжи".

Фильм «Дрожжи»,

http://www.virtulab.net/ - изучение строения плесневых грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Фильм "Плесень и микробы интересное и познавательное. Суперфизкультминутка.

Фильм "Плесень".

Фильм "Мгновения 20 века. Открытие пенициллина".











ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

Рифмованное начало урока

- приветствие обучающихся;

- проверяет готовность к уроку;

- создает благоприятный психологический настрой на работу (через чтение четверостишия):

Помнит правила простые на уроке ученик: отвечаешь - нужно встать, на уроке не мешать, ни минуты не терять и оценка будет -5!

- приветствие учителя;

- положительный настрой на работу;

- организация внимания;

- оценивают готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам;

Регулятивные УУД: - умение организовывать себя, настраиваться на работу.


Самоконтроль.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (9 мин.)


- организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.

Ребята, давайте проверим ваши знания по пройденным темам: откройте в ноутбуках тест "Грибы"

(индивидуальная работа)

- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог, подготавливает к изучению нового материала;


- актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения;

- индивидуальная работа;

- в конце предложенного теста видят свою оценку, могут посмотреть допущенные ошибки при выполнении заданий.

Познавательные УУД:

- определять границу знания-незнания;

- устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД:

- формулируют свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

- осуществлять самоконтроль;

- оценивать правильность выполнения действия.

Информационные УУД:

- использование интерактивного теста;

- владеть современными средствами информации

Коррекция ответов обучающихся,

оценка индивидуальной работы.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин.)

Обсуждение новых понятий

- организует с обучающимися обсуждение затруднений при выполнении теста (что оказалось для вас наиболее сложным);

- создает условия для определения цели урока обучающимися и постановки учебных задач;

- подводит обучающихся к формулированию цели урока.

Мотивация. Проблемный вопрос: На прошлом уроке, мы заложили опыт. Посмотрите, что произошло с хлебом после того, как он несколько дней пролежал в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.  Что образовалось на хлебе?

Включаю презентацию со 2 слайда! (фрагмент фильма http://www.youtube.com/watch?v=JsQHWj2RfXg). http://www.youtube.com/watch?v=JsQHWj2RfXg

Похоже это на то, что выросло на хлебе?

Что она из себя представляет?

Что используют при приготовлении хлеба? Зачем?

Целеполагание:

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы поставим?

Запишите их на доске.


- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- формируют цель и ставят задачи урока.

- записывают цель и задачи на слайде на интерактивной доске.

Познавательные УУД:

- Получают информацию из личного опыта и опыта одноклассников;

- ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя;

- выдвигают предположения и обосновывать их;

- определяют цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно;

Личностные УУД:

- развивают познавательные способности на основе интереса к изучению плесневых грибов

Информационные УУД:

- работают на интерактивной доске: записывают цель и задачи

Самооценка умения определять и формулировать цель урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (2 мин.)

Корзина идей

Планирует: предлагает средства для достижения цели (работа с текстом учебника, работа с интернетом, рассказ учителя, лабораторная работа, работа в группах), правила работы в группе.



- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.


Познавательные УУД:

- структурировать знания.

Коммуникативные УУД

- строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД

- планировать свою учебную деятельность;

- сохранять учебную задачу – осуществлять контроль.

Оценочное суждение,

самоконтроль,

самооценка

5. Реализация построенного проекта (11 мин.)

Работа с учебником.


- организует самостоятельную деятельность обучающихся по учебнику;

- организует самостоятельную деятельность обучающихся при выполнении лабораторной работы;

- организует групповую работу с обучающимися;

- помогает при выполнении работы.


Раздаёт распечатанные задания для групп:

( Помимо распечатанных, задания размещены в папках: "1 группа", "2 группа", там же находятся фрагменты фильмов для просмотра и ссылка на виртуальную лабораторию.)

1 группа: Строение плесневого гриба мукора и пеницилла.

Откройте учебник стр. 78

Выполните лабораторную работу "Плесневый гриб мукор".

Обсудите в группе результат вашей работы.

Поработайте с материалом учебника. Найдите в чем отличие гриба мукора от пеницилла? Зарисуйте гриб пеницилл. Каково значение мукора? Пеницилла? Просмотрите фрагмент фильма "Мгновения 20 века. Открытие пенициллина", кому принадлежит открытие лекарства пенициллина? Каким действием он обладает?

2 группа: Строение дрожжей. Работа в виртуальной лаборатории. Перейдите по ссылке: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=147:2009-08-23-11-34-26&catid=42:7&Itemid=103Выполните виртуальную лабораторную работу. Результаты работы обсудите в группе.

Прочитайте текст учебника стр. Каково значение дрожжей? Где они используются? Просмотрите фильм "Дрожжи". Зарисуйте рисунок размножение дрожжей, объясните, как называется такой способ размножения. Для чего в тесто добавляют сахар? Что происходит с сахаром под действием дрожжей?

- работают с учебником;

- анализируют информацию;

- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения;

- выполняют задание в группах;

- представляют результат работы своей группы.

- Знакомятся с особенности строения плесневых грибов и дрожжей,

- учатся выделять их отличительные черты, приводить примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, их значение в природе;

- овладевают умением объяснять основные особенности строения плесневых грибов и дрожжей, их отличительные черты,

- приводят примеры их использования в хозяйственной деятельности человека, значение в природе.


Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста параграфа;

- уметь выполнять лабораторную работу

- уметь оформлять полученные результаты в виде схемы ( опорного конспекта, рисунка)

Коммуникативные УУД:

- представлять результат деятельности своей группы при характеристике плесневого гриба мукора;

- обсуждать полученные результаты в группе;

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности своей деятельности при сравнении мукора и пеницилла;

Информационные УУД:

- использование виртуальной лаборатории;

- владеть современными средствами информации.

Оценка работы в группах

Физкультурная минутка. (2 мин.)

Суперфизкультминутка

- организует проведение физминутки. http://videouroki.net/view_post.php?id=108


- выполняют упражнения

Коммуникативные УУД:

- слушать, понимать и выполнять задания учителя.



6. Первичное закрепление (5 мин.)


Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главные особенности плесневых грибов и дрожжей. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют плесени и дрожжам размножаться.

Где используются плесневые грибы и какова их роль и значение в природе и жизни человека?

Способ питания плесневых грибов?

Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?  

Какой ученый впервые выделил из пеницилла вещество, способное подавлять деятельность бактерий?

Для чего человек использует дрожжи?

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища.

Прочитайте цель урока

Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?



- отвечают на вопросы учителя;

- находят ошибки в ответах друг у друга и исправляют их;

Познавательные УУД:

- использовать новую информации для ответов на вопросы;

- уметь сравнивать плесневые грибы

Коммуникативные УУД:

- способность вести диалог, высказывание суждения, выслушивание мнения одноклассников, участников групп

Регулятивные УУД:

- искать пути сравнения плесневых грибов;

- определять применение плесневых грибов в жизни человека.

Взаимопроверка, взаимоконтроль.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (8 мин.)

Решение тестовых задач.

- организует самостоятельное выполнение учащимися теста по изученной теме

- создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

Опираясь на проведённую работу, подводит учеников к пониманию значимости изученной темы.

В считанные минуты получает лаконичную информацию о степени понимания учеником материала.

















- осуществляют проверку знаний.

Личностные УУД:

- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме.

Познавательные УУД:

- уметь сравнивать плесневые грибы;

- уметь выделять главные черты сходства и строения плесневых грибов

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

Регулятивные УУД:

- контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном.

Информационные УУД:

- использование интерактивного теста.






Выполнение интерактивного теста.

8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)

Синквейн

ПОПС - формула

Ученикам предлагается выразить собственное мнение, пишут предложения, отражающие 4 момента ПОПС - формулы: Позиция, Объяснение, Пример, Следствие.

Составляют синквейн по теме.

- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности;

- фиксирует новое содержание, изученное на уроке.

Учащимся предлагается продолжить четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:

позиция

(Я считаю, что плесневые грибы играют важную роль, так как …., а дрожжи можно применять….)

объяснение-обоснование

(Потому что мукор и пеницилл появляются …, участвуют в ........, пеницилл используют для........, а дрожжи…)

пример. Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»

С-следствие. Четвёртое предложение

( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

Составление синквейна по теме, например: 1.Грибница

2.Микроскопическая, ветвящиеся

3.Портит, размножается, лечит

4.Приносит вред и пользу человеку.

5.Плесень- соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- выделяют важные моменты учебной деятельности;


Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками;

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений;

- давать самооценку.

Составление синквейна, формулирование ПОПС - формулы.


9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1мин.)


Выбирает задание с учётом индивидуальных особенностей

1. Параграф по теме в учебнике. Выучить новые термины.

2. Параграф по теме в учебнике. Выучить новые термины. Подготовить презентацию на выбор: Открытие пенициллина.

Значение плесени.

Дрожжи: правда и ложь.



3. Любознательным и интересующимся биологией: посмотреть дома фильм по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=n7MGxoBknkw,

либо скачайте фильм у учителя на флэш карту.

- записывают домашнее задание;

- задают уточняющие вопросы.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формулировать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное задание на дом с изученным материалом.

Личностные УУД:

- понимать где вести поиск необходимой информации.

Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений.





























Сохранить у себя:
Разработка урока "РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки