Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: познакомиться с основными царствами живой природы;
выяснить и проанализировать признаки живых организмов, их отличия от неживой природы.
Используемые технологии: элементы технологии критического мышления, личностно – ориентированной технологии, технологии проблемного обучения.
Предметные результаты
формировать умение объяснять характерные особенности основных царств живой природы;
формировать умение находить и объяснять отличительные признаки живого и неживого;
формировать умение понимать смысл биологических терминов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
продолжить формирование умения работать с разными источниками информации, преобразовывать один вид информации в другой (текст в схему и т.д.) .
Коммуникативные УУД
продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре);
проложить формирование умения высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД
продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;
продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты
создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;
формирование познавательных интересов и мотивации к изучению биологии.
Приемы: схема «кластеры», таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», работа с текстом.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, работа с учебным текстом.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийная презентация, ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Пасечник В.В. М.: 2014. - 144 с.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент |
| Учитель проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, провели на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя |
2. Проверка домашнего задания | 1.Фронтальная беседа:
2.Индивидуальный опрос:
3.Работа по карточкам (Приложение) | 1. устный опрос. 2. работа по карточкам | Обучающиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. Остальные обучающиеся отвечают на вопросы учителя. После выполнения заданий по карточкам все обучающиеся выполняют тест | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
3.Актулизация знаний, сообщение темы и целей урока. | Учащиеся рассматривают предложенный слайд и формулируют тему урока. Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого» Цель: познакомиться с основными царствами живой природы; | Координирует работу учащихся. | Записывают тему себе в тетрадь | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
4.Изучение нового материала | Прием «кластеры» (Приложение) Рассказ учителя с элементами беседы об отличительных особенностях бактерий, грибов, растений, животных. Таблица «Знаю- хочу узнать – узнал» (Приложение)
Основные свойства живых организмов.
| Учитель рассказывает о разнообразии живой природы, о царствах природы. Демонстрация презентации. | Обучающиеся работают индивидуально, в парах, группах, отвечают на вопросы, самостоятельно осмысливая текст учебника. Заполняют кластеры, сверяют с эталоном правильность заполнения. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения |
5.Физкультминутка. | Комплекс упражнений для глаз, физическая разминка. | Контролирует правильность выполнения упражнений. | Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем. |
|
6.Первичное закрепление изученного материала. | Заполнение таблицы «Знаю- хочу узнать – узнал»
| Учитель предлагает обучающимся заполнить до конца таблицу и проверить правильность заполнения. | Обучающиеся составляют таблицу. | Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
7. Домашнее задание. | Домашнее задание:
| Рассказ учителя. | Записывают домашнее задание. |
|
8. Рефлексия. | Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? - Какие понятия мы изучили? - Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик и закончите фразу.
| Задает вопросы, уточняет ответы | Отвечают на вопросы. | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности. Коммуникативная: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Приложение
1.Работа по карточкам:
Задание №1Найдите соответствие между биологическими методами:
Метод | Характеристика |
А. Наблюдение | 1.Происходит в лаборатории |
Б. Эксперимент | 2.Происходит в природной среде |
| 3.Воспринимается органами чувств |
| 4.Необходимы строго контролируемые условия |
| 5.Исследователь влияет на объект |
1______2______3______4______5______
Задание №2 Найдите верные утверждения:
Для эксперимента необходимо создание специальных условий.
При наблюдении исследователь вмешивается и активно влияет на процессы исследования.
При нагревании спиртовку можно держать в руках.
После окончания работы в кабинете биологии необходимо сдать все материалы учителю и привести рабочее место в порядок.
Научные факты подтверждаются наблюдениями и экспериментами.
Примером эксперимента является фенологические наблюдения.
Ответ________________
2. Схема кластеры ( гроздья)
3.Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
|