«Реализация требований ФГОС ООО на уроках изобразительного искусства в 5 – 8 классах общеобразовательных организаций»
Тема работы: «Разработка учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе»
Ломтева Любовь Владимировна учитель изобразительного искусства МБОУ «Астаповская ООШ» городской округ Луховицы
п.Астапово 2017 г.
Актуальность темы
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика .
Цель и задачи работы
- Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
- Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами
Практическая значимость, основные подходы
Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса МБОУ «Астаповская ООШ» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); примерных программ по изобразительному искусству; программы формирования универсальных учебных действий; программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство», «Просвещение» 2012.
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека
Выпускник научится:
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Основное содержание программы
Тема года: Природа и человек в искусстве.
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов.
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная).
Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная).
Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения).
Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов.
Бытовой жанр в живописи и графике.
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).
Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
Художник – творец – гражданин.
Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов.
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.
Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву.
Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов
Анималистический жанр и его особенности.
Плакат как вид графики.
Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».
Национальные особенности орнамента в одежде разных народов.
Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Планируемые результаты:
Ученик будет понимать :
- значение древних корней народного искусства;
- связь времён в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- особенности народного (крестьянского) искусства России;
- знать годовые народные календарные праздники (Масленица, Троица), классическую оперу, положительных героев былин и сказок народов России и мира.
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Ученик научится:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Заключение
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
- содержательно-деятельностный подход;
- системно-комплексный подход;
- личностью ориентированный подход;
- региональный подход.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.
Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
Художественно-эстетическое развитие – важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.
Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества на основе интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую его творческую активность. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству способствует значительному расширению опыта собственной художественно-творческой деятельности; развитию творческого потенциала, умения создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приёмов художественного конструирования.
В процессе освоения содержания курса развиваются коммуникативные качества и активная жизненная позиция через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разны народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Библиография
- Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного
рисования". Москва "Просвещение"
2. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват.
Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.;
под.ред. Т.Я.Шпикаловой . – М.: Просвещение, 2012
- Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
- Шпикалова , Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.