Разработка учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе

Разработка программы по изо в 5 классе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы

Содержимое разработки

Тема работы:  «Разработка учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе»     Ломтева Любовь Владимировна  учитель изобразительного искусства  МБОУ «Астаповская ООШ»  городской округ Луховицы п.Астапово    2017 г.

Тема работы: «Разработка учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе»

Ломтева Любовь Владимировна учитель изобразительного искусства МБОУ «Астаповская ООШ» городской округ Луховицы

п.Астапово

2017 г.

Актуальность темы    Актуальность программы  в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.  В основе  - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа  в форме художественных действий.  Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится  на основе собственного  наблюдения и переживания окружающей реальности.  Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.  Основной  принцип: от родного порога  в мир общечеловеческой культуры.  Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика .

Актуальность темы

Актуальность программы  в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе  - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа  в форме художественных действий.  Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится  на основе собственного  наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной  принцип: от родного порога  в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика .

Цель  и  задачи  работы

Цель  и  задачи  работы

  • Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
  • Задачи курса:
  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения;
  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Практическая значимость,  основные подходы

Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса МБОУ «Астаповская ООШ» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); примерных программ по изобразительному искусству; программы формирования универсальных учебных действий; программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство», «Просвещение» 2012.

Выпускник научится:

•   различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

•  различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

•  определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

•  понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

•  осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

  передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

•  осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

•  понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

•  осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека

Основное содержание программы Тема года: Природа и человек в искусстве.  Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов.  Виды живописи (станковая, монументальная декоративная).  Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная).  Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения).  Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Основное содержание программы

Тема года: Природа и человек в искусстве.

Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов.

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная).

Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная).

Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения).

Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов.  Бытовой жанр в живописи и графике.   Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).  Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.  Художник – творец – гражданин.  Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов.

Бытовой жанр в живописи и графике.

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).

Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.

Художник – творец – гражданин.

Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов.  Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека.  Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.  Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве.  Орнамент как основа декоративного украшения.  Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву.  Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов.

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.

Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву.

Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов  Анималистический жанр и его особенности.  Плакат как вид графики.  Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».  Национальные особенности орнамента в одежде разных народов.  Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов

Анималистический жанр и его особенности.

Плакат как вид графики.

Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов.

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Планируемые результаты:          Ученик будет понимать : значение древних корней народного искусства; связь времён в народном искусстве; место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; особенности народного (крестьянского) искусства России;  знать годовые народные календарные праздники (Масленица, Троица), классическую оперу, положительных героев былин и сказок народов России и мира.  представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.  Ученик научится:

Планируемые результаты:

         Ученик будет понимать :

  • значение древних корней народного искусства;
  • связь времён в народном искусстве;
  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
  • особенности народного (крестьянского) искусства России;
  • знать годовые народные календарные праздники (Масленица, Троица), классическую оперу, положительных героев былин и сказок народов России и мира.
  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Ученик научится:

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)
  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Заключение

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразитель­ное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как осо­бая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессио­нально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в посто­янном взаимодействии.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно зна­чимы:

  • содержательно-деятельностный подход;
  • системно-комплексный подход;
  • личностью ориентированный подход;
  • региональный подход.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.

Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.

Художественно-эстетическое развитие – важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.

Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества на основе интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую его творческую активность. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству способствует значительному расширению опыта собственной художественно-творческой деятельности; развитию творческого потенциала, умения создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приёмов художественного конструирования.

В процессе освоения содержания курса развиваются коммуникативные качества и активная жизненная позиция через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разны народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Библиография Т. Я. Шпикалова

Библиография

  • Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного

рисования". Москва "Просвещение"  

2.      Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват.

Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.;

под.ред. Т.Я.Шпикаловой . – М.: Просвещение, 2012

  • Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
  • Шпикалова , Т. Я.  Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.
Сохранить у себя:
Разработка учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки