Урок № 19
Тема урока: «Выделение у растений, грибов и животных.»
Цель: познакомить учащихся с особенностями процесса выделения у животных, научить определять значение выделения в жизни животных и растений.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями выделения у животных; учатся определять значение выделения в жизни животных; объясняют роль жабр, лёгких, кожи, почек в удалении продуктов обмена веществ.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.
Основные понятия: выделение, почки, листопад.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей удаления продуктов обмена веществ из организма животных.
Оборудование: плакаты "Внутреннее строение насекомых", "Внутреннее строение дождевого червя", "Одноклеточные", "Система выделения человека".
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие
2. Актуализация знаний:
Фронтальный опрос
- какова роль кровеносной системы?
- Из чего состоит кровь?
- Каково значение испарения воды листьями?
3. Изучение нового материала:
Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает дополнительный материал на карточке по одной из тем: "Выделение у одноклеточных", "Выделение у червей", "Выделение у насекомых", "Выделение у позвоночных"
Группы готовят ответ по плану:
- Какие вещества удаляются из организма?
- Назовите органы системы выделения.
- Покажите систему выделения на таблице.
Выделение у одноклеточных
Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль, которая удаляет излишки воды. Если организм пресноводного простейшего лишить этого приспособления, он погибнет, его просто может разорвать избытком воды.
Таким образом, сократительные вакуоли регулируют осмотическое давление (концентрацию растворённых в воде веществ) в клетке. Сократительные вакуоли простейших за 0,5 часа могут вывести наружу количество воды равное объему тела. Организм человека такое количество воды выводит приблизительно за три недели.
Выделение у червей
У кольчатых червей органом выделения служат метанефридии, которые представляют собой покрытую ресничками воронку, которая соединена с длинными канальцами, открывающимися наружу выделительными порами. Биением ресничек продукты обмена удаляются из организма, а вода и глюкоза всасываются в капилляры, оплетающие нефридий. У дождевого червя имеется пара нефридиев в каждом сегменте, у других представителей их меньше.
У некоторых кольчатых червей есть хлорагогенные клетки, которые фагоцитируют твердые частицы отходов и откладывают их в коже как пигмент.
Выделение у насекомых
У насекомых существуют специализированные органы выделения – мальпигиевы сосуды, которые были открыты и изучены итальянским ученым – исследователем М.Мальпиги. Они представляют собой слепо оканчивающиеся канальцы, расположенные в полости брюшка. Путем диффузии или активного переноса продукты обмена попадают в трубочки, а затем в пищеварительный тракт. Вода всасывается, а основной продукт – мочевая кислота осаждается и выделяется в виде сухой пасты, таким образом, организм насекомого сберегает воду. Содержимое канальцев выводится в прямую кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи и удаляется наружу. Жировое тело насекомого, которое извлекает из крови вредные вещества, накапливает их и запасает жир. У водных насекомых мальпигиевые сосуды регулируют осмос.
Некоторые животные способны откладывать вредные вещества в покрове тела и вместе с ними сбрасывать его во время линьки.
Выделение у позвоночных
Выделительная система позвоночных представлена парными почками, которые выделяют из крови жидкие продукты жизнедеятельности, когда она доходит через них по капиллярам. От каждой почки отходит по мочеточнику, которые открываются в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря продукты обмена удаляются через мочеиспускательный канал. Почки состоит из сети многочисленных почечных канальцев, пронизанных густой сетью капилляров. За счет диффузии жидкие продукты жизнедеятельности из крови поступают в почки.
Представители от каждой группы делают сообщения. Учащиеся делают записи в тетради.
По сравнению с выделением у растений какие особенности этого процесса у животных вы можете назвать?
Учащиеся делают выводы.
Выделение у растений
От многих вредных веществ растения освобождаются во время листопада. А что такое листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? (изменяют окраску, стареют)
В чём проявляется процесс старения листа? Почему изменяется его окраска?
Назовем те процессы, которые сопровождают листопад.
Итак, давайте запишем элементы в порядке протекания процессов.
В листьях разрушается хлорофилл.
Лист меняет цвет.
Лист накапливает ненужные вещества.
Лист становится бурым.
Лист отрывается.
Лист падает.
Ответьте на вопрос – какое значение имеет листопад для растений?
Растение использует лист в качестве контейнера для удаления ненужных веществ.
Ребята, а каким еще образом, растения могут удалять ненужные вещества? (дети отвечают)
Некоторые растения от избытка воды и солей освобождаются через специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды. Обычно они располагаются на верхушке деревьев и по краям листа. Выделяемые ими капли (росу) можно видеть на листьях утром в жаркую погоду.
4.Рефлексия:
Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня на уроке? Вернемся к цели нашего исследования.
Что такое процесс выделения?
Каково значение выделения?
Какие части растения удаляют из растения ненужные вещества?
С помощью каких процессов происходит выделение у растений?
Что нового узнали на уроке?
Как эти знания помогут нам для сохранения собственного здоровья?
5. Домашнее задание:
П .10 стр70-75, задание 1-8 на стр 76
Подготовить сообщение на выбор "Выделение у моллюсков", "Выделение у плоских червей", "Выделение у земноводных"
Выделение конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, из организма образовавшихся или поступивших с пищей выведение в организме
Задача 1. Учёные измерили температура листа, испаряющего воду и не испаряющего воду. В результате они выяснили, что температура испаряющего воду листа на 7 градусов ниже, чем не испаряющего. Какой вывод можно сделать из этого исследования?
Задача 2. Влажность воздуха изменяется в течение дня, недели, лета. Как влияет изменение влажности воздуха на испарение воды растением? В каких условиях интенсивность испарения выше: при высокой температуре или низкой влажности?
Выделение конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, из организма образовавшихся или поступивших с пищей выведение в организме
Задача 1. Учёные измерили температура листа, испаряющего воду и не испаряющего воду. В результате они выяснили, что температура испаряющего воду листа на 7 градусов ниже, чем не испаряющего. Какой вывод можно сделать из этого исследования?
Задача 2. Влажность воздуха изменяется в течение дня, недели, лета. Как влияет изменение влажности воздуха на испарение воды растением? В каких условиях интенсивность испарения выше: при высокой температуре или низкой влажности?