Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Содержимое разработки

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта 

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Основания для разработки проекта

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31.

Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании" №273-ФЗ.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля1998г. N 124-ФЗ)

Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Редакция от 29.12.2015.

Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г)

Автор проекта:

 

И.Э.Гузеева

Цель проекта

Обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи инклюзивного образования:

1. Разработать образовательные программы с учётом анализа требований к ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ.

2. Создание эффективной системы психолого-­педагогического и социального сопровождения обучающихся с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития.

3. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение.

5. Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

6. Подготовить каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации. 

Основные мероприятия проекта

1.Формирование нормативно-правовой базы.

2. Организация образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.

3. Организация интегрированного образования посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (полная инклюзия) или организация обучения на дому с включением обучающегося в классные воспитательные мероприятия (точечная или частичная инклюзия).

4. Адаптирование содержания образовательной программы в различных предметных областях. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при реализации адаптированных программ.

5.Разработка коррекционно-развивающей работы узкими специалистами (олегофренопедагогами, дефектологами, учителями-предметниками, специалистами по адаптивной физкультуре, учителями логопедами, тьютерами. Включение соответствующих коррекционных мероприятий в планы работы узких специалистов для психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей с ОВЗ.

7. Создание «безбарьерной» среды, объектовой и информационной доступности.

8.Организация семейно-ориентированного сопровождения

Объемы и источники финансирования проекта

Финансирование расходов на психолого-педагогическое сопровождение образования детей-инвалидов осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Система контроля

Координацию работы и контроль исполнения Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор школы.
















Пояснительная записка

Введение

Актуальность проекта.

Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5) , регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и ганы местного самоуправления создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В связи с этим образование для всех членов общества должно быть, безусловно, доступно и все должны иметь равные права для его получения, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от состояния их здоровья. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального образования, но и в развитии инклюзивного образования.

Инклюзивное образование позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование.

Развитие инклюзивного образования дает возможность детям-инвалидам и детям с ОВЗ проживать в семье и воспитаться в среде нормативно развивающихся сверстников, повышать уровень социальной устойчивости, быть обеспеченными законодательно закрепленных образовательных прав.

ФГОС ОВЗ определяет специальные условия обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК; учебный план в соответствии с программой рекомендованной ПМПК, в кадровый состав обязательно входят узкие специалисты (олегофренопедагоги, дефектологи, учителя-предметники, специалисты по адаптивной физкультуре. учителя логопеды, тьютеры ит.д.), специальное оборудование, организация объектовой и информационной доступности.. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Данная проектная модель целесообразна при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. Она определяет примерную последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.









Цель и задачи проекта

Цель: Обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи:

1. Создание эффективной системы психолого-­педагогического и социального сопровождения обучающихся с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития.

2. Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение.

5. Разработать образовательные программы с учётом анализа требований к ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ.

6. Подготовить каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации. 

Этапы реализации проекта

  этап

Задачи

Сроки

Подготовительный

 

Разработка программы поиска детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,

Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов.

01.01- 31.05

Этап

запуска проекта 

На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.06. -31.08.

Основной этап развертывания проекта

Планирование образовательного процесса с учетом работы педагогического совета:

1. Рассмотрение и согласование индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, при необходимости включающая разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое).

2.Определение адекватных методических приемов в процессе обучения.

3. Определение вида и объема, периодичности получения необходимой коррекционной помощи.

4. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.

5. Определение состава педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог).

6. Определение куратора, ответственного за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида

7.Проведение оценки динамики развития ребенка-инвалида психолого- педагогического сопровождения), успешности освоения образовательной программы, при необходимости внесение изменения.

8. Организация совместной жизнедеятельности ребенка в условиях инклюзивного класса.

1.09. -31.05.

Завершающий этап проекта

1. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов..

2. Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения.

3. Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

1.06. -31.08

Ожидаемые результаты:

• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

• реализация себя в обществе;

• повышение качества жизни;

• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;

• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.






Критерии  оценки реализации проекта:


Критерий

Показатели

Индикаторы

Реализация индивидуального подхода к детям.

Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики.

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.


Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого.

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями.


Активное включение в образовательный процесс всех его участников.

Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Функционирование разнообразных командных форм работы.

Междисциплинарный подход.

Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП.

Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.

Наличие специалистов.

Партнерское взаимодействие с семьей.

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий.

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов: приказы, положения, функциональные обязанности

январь

Администрация школы

1.2.

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)


Директор

1.3.

Кадровое обеспечение:

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение всего периода

Директор

1.4.

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) .

01.01.-31.08

Заместитель директора по УВ

1.5.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями

В течение всего периода

Заместитель директора по УВ

1.6.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения.

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды.

Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа).

01.01.-31.08.

Администрация

2. Работа с родителями

2.1

Анкетирование и опросы, консультации

1.01. -31.05.

Социальный педагог, педагог-психолог

2.2.

Обучение совместным формам деятельности родителей с ребенком, приемам коррекционной работы.

1.01. -31.05.

Педагог-психолог

2.3

Обсуждение хода коррекционно-развивающего процесса и результатов обследования, выявление причин, препятствующих развитию.

1.01. -31.05.

Специалисты, учителя

2.4

Разработка мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

1.01. -31.05.

Специалисты, учителя

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

В течение года

Педагог-психолог

3.2

Участие и проведение детских мероприятий:

-ярмарка этических норм «Закон нравственности – часть культуры общества»;

-конкурс социальных постеров «Дружат дети всей Земли»;

-агит-поезд «Рейс толерантности;

- психолого-педагогический тренинг «Азбука общения»;

- книжно-иллюстративная выставка «Давайте будем толерантны»;

-акция «Сердечко на ладошке»;

- конкурс рисунков «Мы разные! Мы равные!».

В течение года.

Классные руководители

3.3

Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

В течение года

Классные руководители

3.4

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

В течение года

Классные руководители, учителя.

Учителя

 3.5

Индивидуальное планирование работы учителями

август

Завуч, учителя-предметники

3.6

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

В течение года

Завуч, уителя-предметники

3.7

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.8

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.10

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.11

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.12

Методический анализ результатов и хода осуществления

Апрель-май

Завуч, учителя-предметники

3.13

Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегрированного образовательного пространства"

Август

Администрация школы

3.14

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента

Август

Администрация школы



Заключение.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.




Литература

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

3. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

4. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьмиКоростелев

5. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.



Сохранить у себя:
Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки