Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования |
Основания для разработки проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31. Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании" №273-ФЗ. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля1998г. N 124-ФЗ) Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа" Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Редакция от 29.12.2015. Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г) |
Автор проекта:
| И.Э.Гузеева |
Цель проекта | Обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. |
Задачи инклюзивного образования: | 1. Разработать образовательные программы с учётом анализа требований к ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ. 2. Создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития. 3. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение. 5. Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом. 6. Подготовить каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации. |
Основные мероприятия проекта | 1.Формирование нормативно-правовой базы. 2. Организация образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья. 3. Организация интегрированного образования посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (полная инклюзия) или организация обучения на дому с включением обучающегося в классные воспитательные мероприятия (точечная или частичная инклюзия). 4. Адаптирование содержания образовательной программы в различных предметных областях. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при реализации адаптированных программ. 5.Разработка коррекционно-развивающей работы узкими специалистами (олегофренопедагогами, дефектологами, учителями-предметниками, специалистами по адаптивной физкультуре, учителями логопедами, тьютерами. Включение соответствующих коррекционных мероприятий в планы работы узких специалистов для психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей с ОВЗ. 7. Создание «безбарьерной» среды, объектовой и информационной доступности. 8.Организация семейно-ориентированного сопровождения |
Объемы и источники финансирования проекта | Финансирование расходов на психолого-педагогическое сопровождение образования детей-инвалидов осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. |
Система контроля | Координацию работы и контроль исполнения Проекта осуществляет администрация школы. Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор школы. |
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5) , регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и ганы местного самоуправления создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В связи с этим образование для всех членов общества должно быть, безусловно, доступно и все должны иметь равные права для его получения, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от состояния их здоровья. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального образования, но и в развитии инклюзивного образования.
Инклюзивное образование позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование.
Развитие инклюзивного образования дает возможность детям-инвалидам и детям с ОВЗ проживать в семье и воспитаться в среде нормативно развивающихся сверстников, повышать уровень социальной устойчивости, быть обеспеченными законодательно закрепленных образовательных прав.
ФГОС ОВЗ определяет специальные условия обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК; учебный план в соответствии с программой рекомендованной ПМПК, в кадровый состав обязательно входят узкие специалисты (олегофренопедагоги, дефектологи, учителя-предметники, специалисты по адаптивной физкультуре. учителя логопеды, тьютеры ит.д.), специальное оборудование, организация объектовой и информационной доступности.. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Данная проектная модель целесообразна при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. Она определяет примерную последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.
Цель и задачи проекта
Цель: Обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Задачи:
1. Создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития.
2. Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.
3. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение.
5. Разработать образовательные программы с учётом анализа требований к ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ.
6. Подготовить каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации.
Этапы реализации проекта
этап | Задачи | Сроки |
Подготовительный
| Разработка программы поиска детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства, Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями; Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов. | 01.01- 31.05 |
Этап запуска проекта | На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | 1.06. -31.08. |
Основной этап развертывания проекта | Планирование образовательного процесса с учетом работы педагогического совета: 1. Рассмотрение и согласование индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, при необходимости включающая разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое). 2.Определение адекватных методических приемов в процессе обучения. 3. Определение вида и объема, периодичности получения необходимой коррекционной помощи. 4. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов. 5. Определение состава педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог). 6. Определение куратора, ответственного за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида 7.Проведение оценки динамики развития ребенка-инвалида психолого- педагогического сопровождения), успешности освоения образовательной программы, при необходимости внесение изменения. 8. Организация совместной жизнедеятельности ребенка в условиях инклюзивного класса. | 1.09. -31.05. |
Завершающий этап проекта | 1. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов.. 2. Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения. 3. Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. | 1.06. -31.08 |
Ожидаемые результаты:
• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
• реализация себя в обществе;
• повышение качества жизни;
• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;
• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Показатели | Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям. | Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики. | Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
| Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого. | Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. |
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями.
| Активное включение в образовательный процесс всех его участников. | Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Функционирование разнообразных командных форм работы. |
Междисциплинарный подход. | Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП. | Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. Наличие специалистов. |
Партнерское взаимодействие с семьей. | Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам | Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий
| Срок исполнения | Исполнители | |||||
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | ||||||||
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов: приказы, положения, функциональные обязанности | январь | Администрация школы | |||||
1.2. | Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда) |
| Директор | |||||
1.3. | Кадровое обеспечение: -наличие в штате специалистов сопровождения, -организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы) | В течение всего периода | Директор | |||||
1.4. | Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) . | 01.01.-31.08 | Заместитель директора по УВ | |||||
1.5. | Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями | В течение всего периода | Заместитель директора по УВ | |||||
1.6. | Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения. Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды. Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа). | 01.01.-31.08. | Администрация | |||||
2. Работа с родителями | ||||||||
2.1 | Анкетирование и опросы, консультации | 1.01. -31.05. | Социальный педагог, педагог-психолог | |||||
2.2. | Обучение совместным формам деятельности родителей с ребенком, приемам коррекционной работы. | 1.01. -31.05. | Педагог-психолог | |||||
2.3 | Обсуждение хода коррекционно-развивающего процесса и результатов обследования, выявление причин, препятствующих развитию. | 1.01. -31.05. | Специалисты, учителя | |||||
2.4 | Разработка мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. | 1.01. -31.05. | Специалисты, учителя | |||||
3. Организация образовательного процесса | ||||||||
Обучающиеся | ||||||||
3.1. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | В течение года | Педагог-психолог | |||||
3.2 | Участие и проведение детских мероприятий: -ярмарка этических норм «Закон нравственности – часть культуры общества»; -конкурс социальных постеров «Дружат дети всей Земли»; -агит-поезд «Рейс толерантности; - психолого-педагогический тренинг «Азбука общения»; - книжно-иллюстративная выставка «Давайте будем толерантны»; -акция «Сердечко на ладошке»; - конкурс рисунков «Мы разные! Мы равные!». | В течение года. | Классные руководители | |||||
3.3 | Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». | В течение года | Классные руководители | |||||
3.4 | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | В течение года | Классные руководители, учителя. | |||||
Учителя | ||||||||
3.5 | Индивидуальное планирование работы учителями | август | Завуч, учителя-предметники | |||||
3.6 | Проведение диагностики по УУД в интегративных классах | В течение года | Завуч, уителя-предметники | |||||
3.7 | Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||||
3.8 | Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||||
3.10 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||||
3.11 | Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||||
3.12 | Методический анализ результатов и хода осуществления | Апрель-май | Завуч, учителя-предметники | |||||
3.13 | Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегрированного образовательного пространства" | Август | Администрация школы | |||||
3.14 | Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента | Август | Администрация школы |
Заключение.
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
3. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
4. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьмиКоростелев
5. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.