Разработка конспекта лабораторно-практического занятия по учебной дисциплине «Электротехника»
Убушаев Н.Л., преподаватель
Большую роль в подготовке молодых специалистов играет практическая направленность обучения. Первые навыки применения теоретических знаний студенты получают на лабораторно-практических занятиях.
Каждый педагог стремится сформировать умения проектировать конспект лабораторно-практического занятия, потому что студент должен знать, что такое лабораторно-практическое занятие, инструкционная карта, организационную структуру лабораторно-практического занятия, правила оформления конспекта урока; уметь определять тип и вид занятия, ставить педагогическую цель и задачи, определять методы и средства обучения, проектировать структуру занятия, отбирать содержание, преобразовывать содержание в соответствии с педагогической целью и задачами, конструировать инструкционную карту лабораторно-практического занятия. Безусловно, что обучающийся должен владеть навыками оформления конспекта лабораторно-практического занятия.
Лабораторно-практическое занятие является одним из видов как теоретического, так и практического обучения. В основе этой организационной формы обучения находится лабораторно-практическая работа, которая занимает промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики. Лабораторно-практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний (в теоретическом обучении), развития умений и навыков практической деятельности и самостоятельного экспериментирования (в практическом обучении и самостоятельной работе).
По дидактическим задачам лабораторно-практические работы могут быть иллюстративными и исследовательскими. Лабораторно-практические работы, на которых обучающиеся работают над уже известными вопросами, после того как педагогом установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации, являются иллюстративными. Лабораторно-практические работы, результаты которых заранее неизвестны обучающимся, когда опытные исследования предшествуют тем выводам, которые содержатся в учебниках, являются исследовательскими. Ряд работ, особенно в вузах могут носить комплексный иллюстративно-исследовательский характер.
В зависимости от организации лабораторно-практические работы могут быть фронтальными и нефронтальными. При фронтальных лабораторно-практических работах все студенты учебной группы выполняют одинаковое задание, работая на однотипном оборудовании индивидуально или небольшими звеньями. Нефронтально проводятся лабораторно-практические работы иллюстративного характера после изучения части курса.
Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения задания. Поэтому важной составляющей частью конспекта лабораторно-практического занятия является инструкционная карта.
Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Наличие инструкционной карты позволяет каждому студенту многократно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль.
По итогам лабораторно-практических работ обучающиеся представляют письменный отчет, который обычно оформляется в порядке выполнения домашней работы.
Структура лабораторно-практического занятия, как правило, состоит из следующих частей и этапов:
1. Вводная часть:
1) входной контроль подготовки студента (повторение теоретических знаний, необходимых для выполнения работы);
2) вводный инструктаж (знакомство студентов с целью и содержанием предстоящей работы, анализ инструкционных карт, технологической документации, показ способов выполнения отдельных операций, предупреждение о возможных ошибках).
2. Основная часть:
3) выполнение студентов лабораторной работы;
4) текущий инструктаж (разъяснения преподавателем выполняемых студентами действий в случае необходимости);
3. Заключительная часть:
5) оформление отчета о выполнении задания;
6) заключительный инструктаж (подведение итогов выполнения работы, разбор допущенных ошибок и выявление их причин, сообщение результатов работы каждого, объявление о том, что необходимо повторить к следующему занятию).
По усмотрению преподавателя могут быть добавлен этап защиты лабораторно-практической работы.
При подготовке плана-конспекта лабораторно-практического занятия необходимо придерживаться структуры, представленной в инструкционной карте к лабораторной работе №18 «Разработка конспекта урока теоретического обучения». Отличием является описание хода урока, который в конспекте лабораторно-практического занятия следует (но не обязательно) представить в форме инструкционной карты (табл.).
Таблица – Инструкционная карта
№ п\п | Задание | Алгоритм действий | Результат, критерии контроля |
|
|
|
|
Кроме того, в ходе урока необходимо подготовить эталоны по заданиям для облегчения проверки и разработать требования к письменному отчету и критерии оценки лабораторно-практической работы.
Вопросы для закрепления:
Чем отличаются иллюстративные и исследовательские лабораторно-практические работы?
Что такое инструкционная карта?
Для чего педагогу необходимо разрабатывать инструкционную карту?
Задание на практическую работу:
По рабочей программе дисциплины определить тему учебного занятия.
По календарно-тематическому плану выявить внутрипредметные и межпредметные связи, а также запланированные методы и средства обучения.
Оформить титульный лист конспекта учебного занятия, на котором следует указать учебное заведение, ФИО преподавателя, название дисциплины, аббревиатуру учебной группы, в которой проводится занятие, курс, год разработки.
На втором листе зафиксировать тему занятия, тип и вид занятия, цель и задачи занятия, формы работы студентов, методы и средства обучения, указать межпредметные и внутрипредметные связи.
Составить поэтапную схему проведения лабораторно-практического занятия с указанием времени по каждому этапу.
Представить подробное описание хода лабораторно-практической работы по каждому этапу. Он включает в себя серию заданий для выполнения. В конспекте этот этап может быть представлен инструкционной картой для обучающихся в табличной форме (табл.).
Подготовить эталоны по заданиям для облегчения проверки.
Разработать требования к письменному отчету и критерии оценки лабораторно-практической работы.
Оформить список литературы, которая использовалась при составлении конспекта.
Оформить приложения к конспекту урока (при наличии).
Требования к оформлению отчета.
Отчет должен быть оформлен на бумажном носителе либо в электронной форме и иметь следующую структуру:
Титульный лист.
Цель лабораторной работы.
Задание на лабораторную работу.
Конспект лабораторно-практического занятия.
Оценка выполненной работы.
Оценка выполненной лабораторной работы проводится по следующим критериям:
Оформление конспекта лабораторно-практического занятия.
Правильность постановки цели и задач урока, соответствие цели, задач, форм, методов и средств обучения.
Соответствие содержания урока программе и календарно-тематическому плану.
Рациональность структуры занятия, ее соответствие типу и виду урока.
Творческий подход в выполнении работы.