Разработка конспекта лабораторно-практического занятия по учебной дисциплине «Электротехника»

Большую роль в подготовке молодых специалистов играет практическая направленность обучения. Первые навыки применения теоретических знаний студенты получают на лабораторно-практических занятиях. Каждый педагог стремится сформировать умения проектировать конспект лабораторно-практического занятия, потому что студент должен знать, что такое лабораторно-практическое занятие, инструкционная карта, организационную структуру лабораторно-практического занятия, правила оформления конспекта урока; уметь определять тип и вид занятия, ставить педагогическую цель и задачи, определять методы и средства обучения, проектировать структуру занятия, отбирать содержание, преобразовывать содержание в соответствии с педагогической целью и задачами, конструировать инструкционную карту лабораторно-практического занятия. Безусловно, что обучающийся должен владеть навыками оформления конспекта лабораторно-практического занятия.Лабораторно-практическое занятие я занимает промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики.

Содержимое разработки

Разработка конспекта лабораторно-практического занятия по учебной дисциплине «Электротехника»

Убушаев Н.Л., преподаватель


Большую роль в подготовке молодых специалистов играет практическая направленность обучения. Первые навыки применения теоретических знаний студенты получают на лабораторно-практических занятиях.

Каждый педагог стремится сформировать умения проектировать конспект лабораторно-практического занятия, потому что студент должен знать, что такое лабораторно-практическое занятие, инструкционная карта, организационную структуру лабораторно-практического занятия, правила оформления конспекта урока; уметь определять тип и вид занятия, ставить педагогическую цель и задачи, определять методы и средства обучения, проектировать структуру занятия, отбирать содержание, преобразовывать содержание в соответствии с педагогической целью и задачами, конструировать инструкционную карту лабораторно-практического занятия. Безусловно, что обучающийся должен владеть навыками оформления конспекта лабораторно-практического занятия.

Лабораторно-практическое занятие является одним из видов как теоретического, так и практического обучения. В основе этой организационной формы обучения находится лабораторно-практическая работа, которая занимает промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики. Лабораторно-практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний (в теоретическом обучении), развития умений и навыков практической деятельности и самостоятельного экспериментирования (в практическом обучении и самостоятельной работе).

По дидактическим задачам лабораторно-практические работы могут быть иллюстративными и исследовательскими. Лабораторно-практические работы, на которых обучающиеся работают над уже известными вопросами, после того как педагогом установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации, являются иллюстративными. Лабораторно-практические работы, результаты которых заранее неизвестны обучающимся, когда опытные исследования предшествуют тем выводам, которые содержатся в учебниках, являются исследовательскими. Ряд работ, особенно в вузах могут носить комплексный иллюстративно-исследовательский характер.

В зависимости от организации лабораторно-практические работы могут быть фронтальными и нефронтальными. При фронтальных лабораторно-практических работах все студенты учебной группы выполняют одинаковое задание, работая на однотипном оборудовании индивидуально или небольшими звеньями. Нефронтально проводятся лабораторно-практические работы иллюстративного характера после изучения части курса.

Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения задания. Поэтому важной составляющей частью конспекта лабораторно-практического занятия является инструкционная карта.

Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Наличие инструкционной карты позволяет каждому студенту многократно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль.

По итогам лабораторно-практических работ обучающиеся представляют письменный отчет, который обычно оформляется в порядке выполнения домашней работы.

Структура лабораторно-практического занятия, как правило, состоит из следующих частей и этапов:

1. Вводная часть:

1) входной контроль подготовки студента (повторение теоретических знаний, необходимых для выполнения работы);

2) вводный инструктаж (знакомство студентов с целью и содержанием предстоящей работы, анализ инструкционных карт, технологической документации, показ способов выполнения отдельных операций, предупреждение о возможных ошибках).

2. Основная часть:

3) выполнение студентов лабораторной работы;

4) текущий инструктаж (разъяснения преподавателем выполняемых студентами действий в случае необходимости);

3. Заключительная часть:

5) оформление отчета о выполнении задания;

6) заключительный инструктаж (подведение итогов выполнения работы, разбор допущенных ошибок и выявление их причин, сообщение результатов работы каждого, объявление о том, что необходимо повторить к следующему занятию).

По усмотрению преподавателя могут быть добавлен этап защиты лабораторно-практической работы.

При подготовке плана-конспекта лабораторно-практического занятия необходимо придерживаться структуры, представленной в инструкционной карте к лабораторной работе №18 «Разработка конспекта урока теоретического обучения». Отличием является описание хода урока, который в конспекте лабораторно-практического занятия следует (но не обязательно) представить в форме инструкционной карты (табл.).

Таблица – Инструкционная карта

п\п

Задание

Алгоритм действий

Результат, критерии контроля






Кроме того, в ходе урока необходимо подготовить эталоны по заданиям для облегчения проверки и разработать требования к письменному отчету и критерии оценки лабораторно-практической работы.

Вопросы для закрепления:

  1. Чем отличаются иллюстративные и исследовательские лабораторно-практические работы?

  2. Что такое инструкционная карта?

  3. Для чего педагогу необходимо разрабатывать инструкционную карту?

Задание на практическую работу:

  1. По рабочей программе дисциплины определить тему учебного занятия.

  2. По календарно-тематическому плану выявить внутрипредметные и межпредметные связи, а также запланированные методы и средства обучения.

  3. Оформить титульный лист конспекта учебного занятия, на котором следует указать учебное заведение, ФИО преподавателя, название дисциплины, аббревиатуру учебной группы, в которой проводится занятие, курс, год разработки.

  4. На втором листе зафиксировать тему занятия, тип и вид занятия, цель и задачи занятия, формы работы студентов, методы и средства обучения, указать межпредметные и внутрипредметные связи.

  5. Составить поэтапную схему проведения лабораторно-практического занятия с указанием времени по каждому этапу.

  6. Представить подробное описание хода лабораторно-практической работы по каждому этапу. Он включает в себя серию заданий для выполнения. В конспекте этот этап может быть представлен инструкционной картой для обучающихся в табличной форме (табл.).

  7. Подготовить эталоны по заданиям для облегчения проверки.

  8. Разработать требования к письменному отчету и критерии оценки лабораторно-практической работы.

  9. Оформить список литературы, которая использовалась при составлении конспекта.

  10. Оформить приложения к конспекту урока (при наличии).

Требования к оформлению отчета.

Отчет должен быть оформлен на бумажном носителе либо в электронной форме и иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист.

  2. Цель лабораторной работы.

  3. Задание на лабораторную работу.

  4. Конспект лабораторно-практического занятия.

Оценка выполненной работы.

Оценка выполненной лабораторной работы проводится по следующим критериям:

  1. Оформление конспекта лабораторно-практического занятия.

  2. Правильность постановки цели и задач урока, соответствие цели, задач, форм, методов и средств обучения.

  3. Соответствие содержания урока программе и календарно-тематическому плану.

  4. Рациональность структуры занятия, ее соответствие типу и виду урока.

  5. Творческий подход в выполнении работы.


Сохранить у себя:
Разработка конспекта лабораторно-практического занятия по учебной дисциплине «Электротехника»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки