Викторина «Южные материки»
Цели: развитие познавательных способностей учащихся и интереса к предмету, формирование умения работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция, широта кругозора, любознательность.
Форма: интеллектуальная игра.
Подготовительная работа с детьми: предложить детям объединиться в шесть команд, выбрать капитанов, придумать названия команд.
Оборудование: контурные карты мира ,презентация «Животные и растения Южных материков».
План: 1. Вступительное слово.
2. Представление команд.
3. Конкурс-разминка «Дальше, дальше».
4. Конкурс «Три попытки».
5.«Ориентирование», Найти лишнего»
6. Конкурс капитанов
7. Подведение итогов конкурса.
Ход конкурса
1.Вступительное слово.
Учитель: Дорогие ребята, началась предметная неделя географии и сегодня мы проводим географический конкурс между учащимися 7-х классов «Путешествие по Южным материкам». Я передаю слово нашим ведущим, а командам желаю успеха в соревновании и пусть победит сильнейший.
2. Представление команд.
Ведущий Сегодня состоится конкурс среди учащихся 7-х классов «Путешествие по Южным материкам» .
Ведущий И мы приглашаем вас совершить это увлекательное путешествие вместе с командами 7-а 7 в и 7-Б класса. Давайте поприветствуем наши команды и представим капитанов.
Все готово к началу соревнований и мы переходим к первому конкурсу.
Конкурс-разминка «Дальше, дальше…»
Ведущий. Наш первый конкурс – разминка, он называется «Дальше, дальше…». За 1 минуту командам необходимо ответить на как можно большее количество вопросов.
1 тур Дальше. Дальше…
1. Горная система на северо-западе Африки
2. Пустыня на западе Ю Америки(самая засушливая пустыня) материка.
3. Островок растительности в пустыне.
4. Символ Австралии на гербе
5. Ветры, дующие к экватору
6. Город на севере Африки, в котором наблюдается наиболее высокая температура (абсолютный максимум
7. Пустыня, самая большая по площади в мире
8. Сухие русла рек Австралии
9. Леса Амазонии
10. Прерия –это природная зона ….
11. Самая полноводная река
12. Животное африканских саванн с большим рогом на носу.
13. Житель пустынь Единственные мужчины, которые закрывают лицо .
14. Вулкан –самая высокая точка Африки
15. Сильный ветер в пустыне Сахара
16. Столица Австралии
17. Гилеи –это…
18. Самые длинные горы земли
19. Река. Дважды пересекает экватор
Ведущий 1. Наша разминка окончена, а уважаемое жюри подводит итоги первого конкурса.
2. Конкурс «Три попытки».
Ведущий 1. А мы переходим к конкурсу «Три попытки». Чтобы ответить на вопрос о природном объекте Африки Ю.Америки или Австралии у команды будет три попытки, если команда догадается, о чем идет речь после первой подсказки то получит 3 балла, со второй – 2 балла, а если с третьей – всего 1 балл.
Вопрос 1. Слайд 3
1.Из всех крупных африканских озер это озеро обладает наиболее прозрачной водой, т.к. реки, впадающие в него, несут мало ила. Юго-восточные пассаты вызывают на озере высокие волны.
Слайд 4
2.Озеро лежит на высоте 773 м в тектонической трещине. Это гостеприимный дом для 2 тысяч видов флоры и фауны. Около 600 из них уникальны: моллюски, медузы, пиявки, цапли, утки, крокодилы, гиппопотамы…и , конечно цихлиды9 аквариумные рыбки)
3. Его называют «братом-близнецом » Байкала. Это самое глубокое озеро Африки.
(Танганьика)
Слайд 5 Вопрос 2.
Слайд 6
1.В переводе с языка инков переводится как скала - пума».Если смотреть на карту, можно увидеть, что по форме напоминает пуму
2.обитающие здесь индейцы племени уру живут на плавучих островах, которые были сделаны ими вручную из тростника- тотора
Слайд 7
3.это самое высокогорное судоходное озеро в мире
(Титикака )
Слайд 8 Вопрос 3
1.В Пензе в 1989 году с таким названием животного Австралии была создана российская рок-группа. Такое название носит и образовательная игра.
Слайд 9
2. Валлаби – так называются самые маленькие представители. Весят разные виды от 500 г до 90 кг.
3. Животное преимущественно растительноядные животные, но некоторые питаются также насекомыми и червями. По одной из версии название этого животного на языке местного племени означает «не понимаю».
Слайд 10 (Кенгуру)
Слайд 11 Вопрос 4.
Слайд 12
1. Высушенные оболочки плодов некоторые африканские племена используют в качестве стаканов. Одно из неофициальных названий — лимонадное дерево, потому что мякоть его плодов, растворённая в воде, даёт напиток, действительно напоминающий лимонад. Также африканцы активно используют это растение в косметологии – изготовленном из плодов этого дерева порошком, моют голову, делают мыло, а красным соком, который содержат корни растения, женщины раскрашивают лица.
Слайд 13
2. Цветки живут всего одну ночь. Раскрываясь вечером, они приятно пахнут, но уже к утру они вянут и начинают вонять гнилью. Так,согласно легенде, он был наказан за гордость и насмешки.
Слайд 14 3. Это чуть ли не самое «тучное» дерево планеты: встречаются экземпляры 20 и даже 40 м в обхвате. По подсчетам ученых, дерево живет 4-5 тысяч лет. В Зимбабве функционирует автовокзал, расположенный в стволе этого растения. в Лимпопо — обустроили бар; в Ботсване посадили растение, которое в прежние времена использовали вместо темницы; а в Сенегале в них хоронили поэтов, поскольку считалось, что те не достойны быть погребёнными в земле.
Слайд 15 (Баобаб)
Слайд 16 Вопрос 5
Слайд 17
1.Достопримечательность города - прекрасные пляжи. Здесь живут люди 140 национальностей.
2. Был основан в 1778 году Артуром Филиппом и назван в честь лорда , который был министром колоний Великобритании. Город –порт принимавший уголовников из Европы, претендент столицы Австралии.
Слайд 18
Неоднократно был избран центром олимпийских летних игр.
Не найдется ни одного путеводителя по Австралии без изображения Оперного Театра.
Слайд 19 (Сидней)
Слайд 20 Вопрос 6.
Слайд 21 1. в переводе с языка племени нама- место, где нет ничего самая древняя из пустынь, она существует уже 80 миллионов лет, а это значит, что образовалась ещё во времена существования динозавров.
Слайд 22 2. Из-за охлаждающего влияния холодного Бенгельского течения для этой пустыни Африки характерны осадки не в виде дождя, а в виде тумана
Слайд 23 3.Только в этой пустыне встречается удивительное растение вельвичия. Эта пустыня расположена на берегу Атлантического океана
(Намиб)
3. Конкурс «Путешествие по карте». « Ориентирование
Ведущий Чтобы путешествовать по «Южным материкам» необходимо очень хорошо знать карты этих материков. Мы предлагаем командам одинаковые контурные карты , на которые необходимо обозначить географические объекты. Напишите названия этих объектов. ведущий:
За каждый правильно показанный объект командам присуждается по 1 баллу
Озеро Эйр-норд, Оз. Танганьика, Река Замбези, Река Конго, Бассов пролив, оз. Чад, Мыс Альмади, оз. Маракайбо, г.Атлас, Гвинейский залив, М. Бен- Секка, вдп. Виктория, Вулкан Килиманджаро, Ла-платская низменность, гора Аконкагуа, Драконовы горы, Р.Нигер, , Средиземное море, Капские горы, мыс Рас- Хафун, , Карибское море, Красное море, Мозамбикский пролив, Сахара, Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, вдп.Анхель, Оринокское плоскогорье, Пустыня Калахари, Озеро Виктория, Восточно- Африканское плоскогорье, мыс Горн, Мыс Игольный, остров Огненная Земля, Полуостров Сомали, Залив Карпентария, Остров Мадагаскар, Река Нил, остров Тасмания,
ведущий: Уважаемое жюри! Назовите результаты предыдущих конкурсов и общий счет.
4 Конкурс « Найти лишнего»
На доске через компьютер
1. Томаты, рис, какао, картофель, фасоль. (рис лишнее названы культуры, чьих родина Америка, а рис – Китай родина)
2. Метисы, пигмеи, мулаты, инки, самбо. (названы народы Южной Америки, пигмеи – народ в Африке)
3. муравьед, броненосец, ленивец, лама, кенгуру. (эндемики Южной Америки, кенгуру – Австралии)
4. Парана, Риу - Негру, Ориноко, Замбези, Парагвай. ( реки Южной Америки, Замбези – река Африки)
5. Бразилия, Аргентина, Перу, Чили, Боливия. (страна не имеющая выход в море)
6. Казуар ,ехидна, вомбат, утконос, лирохвост, окапи ( окапи –эндемик Африки)
ведущий:
Где – то под руками были близко капитана Врунгеля записки, к нашему величайшему сожалению, кое- что здесь подвергается сомнению. Итак, следующий Конкурс капитанов
5. Конкурс капитанов
Приглашаются капитаны. Они выбирают конверты, в которых дано описание материка. Необходимо найти ошибки и исправить их. Жюри учитывает количество найденных ошибок, правильность их исправления. (Одна ошибка - один балл). Время выполнения - 3 минуты.
«Наш корабль шел вдоль берегов Африки. Этот материк почти симметрично располагается по обе стороны северного тропика. Мы высадились на полуострове Мадагаскар .Нас встретили пигмеи племени «Эфе», которые предложили нам вкусный напиток из сока плодов земляничного дерева. Гуляя по окрестностям селения пигмеев, мы любовались влажным экваториальным лесом, в котором нас поразила метасеквойя, пальма- ротанг. Первые животные, которых мы увидели, были лемуры, они играли с медвежонком- коала на ветвях пальмы- ротанг.»
(Ошибки: 1. Материк Африка располагается по обе стороны экватора, а не северного тропика. 2. Мадагаскар – остров, а не полуостров. 3. Земляничное дерево не растет в гилее. 4. Метасеквойя – это растение, характерное для Северной Америки.5. Медведь – коала не характерен для Африки, он живет в Австралии.)
Конкурс капитанов.
«Знаешь ли ты Африку?»
Необходимо найти ошибки и исправить их.(Одна ошибка - один балл). Время выполнения - 3 минуты.
«Наш корабль шел вдоль берегов Африки. Этот материк почти симметрично располагается по обе стороны северного тропика. Мы высадились на полуострове Мадагаскар .Нас встретили пигмеи племени «Эфе», которые предложили нам вкусный напиток из сока плодов земляничного дерева. Гуляя по окрестностям селения пигмеев, мы любовались влажным экваториальным лесом, в котором нас поразила метасеквойя, пальма- ротанг. Первые животные, которых мы увидели, были лемуры, они играли с медвежонком- коала на ветвях пальмы- ротанг.»
ведущий: Пока капитаны исправляют письмо, остальным участникам команд предлагается отгадать загадки (по три загадке каждой команде, правильный ответ – один балл.) Ведущие по очереди читают загадки, а команды через 30 сек. дают ответ
Загадки:
1. Я - птица, чемпион по бегу.
Меня не обогнать атлету. (страус)
2. Полосатая как зебра,
А трусливая как заяц.
На зверей не нападаю, только падалью питаюсь. (гиена)
3. До «зубов» вооружен:
Есть броня и меч.
Пробегу, земля дрожит
Словно бьет картечь. (носорог)
4. Шея выгнута дугой,
Нежная окраска.
Тихо дремлет над водой
Птица или сказка? (фламинго)
5. Родственником обезьянам довожусь я
На острове Мадагаскар ищи меня! (лемур)
6. От рыжих «Европеек»
Ушами отличительна,
Но хищник я прекрасный!
Охочусь замечательно! (фенек)
7. Совсем одна в пустыне
Я выгляжу величественно,
А потому зовут меня божественно-… (вельвичия)
8. Всех в саванне он боится,
Но приходится делиться даже льву
Прячется всегда а траву,
Прыгает, кусок хватает
И обратно убегает. (шакал)
9. Он трубит как паровоз,
Между глаз имеет хвост.
Через зарослей заслон
Шел по джунглям толстый …(слон)
10. Таких деревьев нет у нас,
Больше дуба в сотню раз.
Звуки издает как дед,
Ведь ему пять тысяч лет. (баобаб)
11. Я – ядовитых змей ловлю
И им веду я счет.
Ношу за ухом я перо
И мне не нужно счет. (птица-секретарь)
12. По лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (зебра).
8. Подведение итогов конкурса.
Жюри подводит окончательные итоги конкурса. Ведущие благодарят команды за участие. Награждение .
команда | дальше дальше. | три попытки | Найти лишнего | Ориенти рование | капитаны | загадки | итог |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Ответы
1 конкурс Дальше…
1. Горная система на северо-западе Африки.(Атлас)
2. Пустыня на западе Ю Америки(самая засушливая пустыня) (Атакама) материка.
3. Островок растительности в пустыне.(оазис)
4. Символ Австралии на гербе( кенгуру)или страус эму
5. Ветры, дующие к экватору (пассаты)
6. Город на севере Африки, в котором наблюдается наиболее высокая температура (абсолютный максимум (Триполи)
7. Пустыня, самая большая по площади в мире (Сахара)
8. Сухие русла рек Австралии ( крики)
9. Леса Амазонии(Сельва)
10. Прерия –это природная зона ….(степи или травянистая )
11. Самая полноводная река (Амазонка)
12. Животное африканских саванн с большим рогом на носу.(Носорог)
13. Житель пустынь Единственные мужчины, которые закрывают лицо .(Бербер или туарег)
14. Вулкан –самая высокая точка Африки (Килиманджаро)
15. Сильный ветер в пустыне Сахара (самум)
16. Столица Австралии (Канберра)
17. Гилеи –это…( леса Африки)
18. Самые длинные горы земли (Анды)
19. Река. Дважды пересекает экватор (Конго)
Литература:
Баглаева Н.И. «Нетрадиционное изучение географии».Новосибирск, 1992.
Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995
«Зачет как форма контроля знаний». Составитель Красновская В.А., МГИУУ, 1992Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990
Никитина Н.А. «Поурочные разработки по географии» 7 класс Москва «Вако» 2007.
Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии». Волгоград, «Учитель-АСТ», 2004.
Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы». М, «Дрофа», 1996.
Элькин Г.Н. «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов». Санкт-Петербург, изд. Дом «МиМ»,
Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000