Растровая графика в информатике

Конфуций говорит о том, что необходимо на протяжении всей жизни учиться. Сложно с ним не согласиться, ведь в наше время есть возможность достичь те или иные знания как необходимые для жизни, так и для общего развития. В свою очередь в нашей жизнь каждый день появляются различного рода инновации, необходимо их изучать, чтобы просто-напросто не потерять связь с обществом.

Содержимое разработки

Тема урока: Основы растровой графики.

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы; закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – основных понятий растровой графики.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; интерес к учению, стремление к расширению кругозора; самостоятельность, самооценку; внимание и память; настойчивость; умение работать с литературой и справочной информацией.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся умение рационально распределять время, преодолевать трудности в учебной работе; способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, индивидуальной и коллективной ответственности за порученное дело; воспитание бережного отношения к материальным ценностям.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • показать применение способов действий по созданию и обработке компьютерной графики в будущей (возможно профессиональной) деятельности обучающихся.

Предметные:

  • сформировать понятие о растровой графике, растровом графическом редакторе;

  • сформировать умения создавать и редактировать растровые графические изображения.

Метапредметные:

  • развитие интереса к предмету, информационной культуры;

  • формирование приёмов логического мышления;

  • развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудио/видео пособия.



Ход урока:

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

(1-2 минуты)

(слайд 1)

– Здравствуйте, ребята!

Запишите домашнее задание:

для всех - § 56;

базовый уровень – вопр. 1,3,7;

повышенный уровень – вопр. 1-7, задачи 1-2;

творческое задание – подготовить сообщение:

а) «Преобразование цвета между моделями RGB и CMYK»

б) «Цветовая модель HSV»

в) «Цветовая модель Lab»

На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике.

Приём «Эпиграф к уроку»

Посмотрите на высказывание китайского философа Конфуция «Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает» и попробуйте проанализировать его (слайд 2).

Организовывают рабочее место.

Настраиваются на учебную деятельность.

Записывают домашнее задание.














Приём «Эпиграф к уроку»

- Конфуций говорит о том, что необходимо на протяжении всей жизни учиться. Сложно с ним не согласиться, ведь в наше время есть возможность достичь те или иные знания как необходимые для жизни, так и для общего развития. В свою очередь в нашей жизнь каждый день появляются различного рода инновации, необходимо их изучать, чтобы просто-напросто не потерять связь с обществом.

Личностные:

создание условий для самопознания и самореализации.

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: выделять существенную информацию из текста.

II. Актуализация и пробное учебное действие

(5 минут)

- Обратите внимание на изображения, которые представлены на слайде. Что вы можете сказать о них? (слайд 3)








- Верно!

Приём «Облако слов»

Обратите внимание на слайд. В представленном облаке слов зашифрована тема. Вам необходимо её сформулировать (слайд 4).





Учитель слушает ответы обучающихся и корректирует их при необходимости.


- Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Основы растровой графики». (слайд 5)

Приём «Согласен – Не согласен»

Сейчас каждый из вас получит карточку с таблицей. Вам нужно выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен: «+»,

не согласен: «–».

Учитель раздаёт карточки обучающимся (каждому) (Приложение 1).

Полученные результаты дети не оглашают, учитель только демонстрирует на слайде 6 (в конце следующего этапа) «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.



Внимательно рассматривают представленные на слайде изображения.

- Заметно, что изображение с разрешением 300 смотрится вполне естественно (пиксели не видно), а при разрешении 24 ромашки уже с трудом угадываются в получившемся наборе пикселей.


Приём «Облако слов»

Возможные варианты: цветовые модели, графика, компьютерная графика, работа в графическом редакторе.

- тема урока: «Основы растровой графики».



Приём «Согласен – Не согласен»


1. Пиксель – это наименьший элемент рисунка.

+

2. Чем меньше разрешение, тем точнее кодируется рисунок.

3. Цвет, который мы видим на мониторе, зависит от характеристик и настроек монитора.

+

4. Обычно изображения, предназначенные для печати, готовятся на компьютере (в режиме RGB), а потом переводятся в цветовую модель CMYC.

+

5. Разрешение – это количество пикселей, приходящихся на единицу линейного размера изображения.

+

6. В модели RGB яркость каждой составляющей чаще всего кодируется целым числом от 0 до 155.

7. При дискретизации всегда есть потеря информации.

+

8. Одним из недостатков растрового кодирования является то, что не все изображения можно закодировать.


Коммуникативные:

владение формами устной речи; умение приводить довод при устном ответе.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении, самореализации и позитивной моральной самооценки.

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; выполнять пробные учебные действия; самостоятельно формулировать тему урока.

III. Локализации индивидуальных затруднений

(2 минуты)

Обсуждение выполненного задания.

Приём «Учимся сообща»

Алгоритм действий:

1. Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».

2. Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте.

3. Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.

4. Учитель вносит дополнительные разъяснения.

- Предлагаю оценить ваши работы, посмотрите на слайд и сравните ответы. (слайд 6)



Приём «Учимся сообща»

Работают по алгоритму, работают в паре, группе, обсуждают задание, помогают друг другу, при необходимости задают вопросы учителю.

Познавательные:

умение выдвигать гипотезы; умение оценивать начальные данные и планируемые результаты.

Регулятивные:

умение принимать решение.

Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний; использование речи для регуляции своих действий.

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(1-2 минуты)


- Где возникло затруднение?



- Почему возникло затруднение?


- Как будем выходить из затруднения?



- Что нам с вами нужно вспомнить, изучить, повторить?




- Возникает путаница и, соответственно, сложность при решении предложенного Вами задания.

- Затруднение возникло при работе с основными понятиями темы «Растровая графика», которую изучали в прошлом году.

- Надо поставить перед собой цель, составить план (проект) действий по выполнению подобного рода заданий. А также прибегнуть к изучению материала по теме.

- Нужно повторить такие понятия как растровое изображение, пиксель, разрешение, принципы формирования растровых изображений; вспомнить программы для создания и редактирования изображений; закрепить знания о цифровых моделях для кодирования цвета.

Познавательные:

формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умение отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

умение слышать и слушать.

Регулятивные:

умение ставить цель, выявлять задачи, планировать пути достижения цели.

V. Реализации построенного проекта

(10-12 минут)

Приём «Своя опора»

Учитель предлагает составить очень краткий опорный конспект, который поможет при выполнении заданий на уроке.

Время выполнения 5 минут.


Вспомните какие растровые редакторы вы знаете?

Для иллюстраций мы будем использовать свободный растровый графический редактор GIMP.

Сейчас вы просмотрите видео https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=LhnUoe5jqDE&feature=emb_logo. Будьте внимательны, после просмотра нужно ответить на вопросы.

- Итак, вы посмотрели видео. Предлагаю ответить на вопросы, которые вы увидите на слайдах. Ответы записывайте на листочках, в конце теста подведем итоги.

(слайды 7 – 14):

- Вопрос 1. GIMP является графическим редактором

А) растровых изображений

Б) векторных изображений

В) фрактальных изображений

Г) нет правильного ответа

- Вопрос 2. Значок глаза означает

А) Наличие прозрачного фона

Б) Видимость слоя

В) Наличие одного и более слоев

Г) Активность слоя (то есть тот, с которым в данный момент ведётся работа)

- Вопрос 3. Цветной полосой выделен

А) Активный слой, то есть тот, с которым в данный момент ведётся работа.

Б) Прозрачный фон

В) Видимый слой

Г) Изображение на слое


- Вопрос 4. Перечислите три важнейших отличительных особенности GIMP.


- Вопрос 5. Какие шесть инструментов находятся во вложенном меню «Инструменты выделения»?


- Вопрос 6. В каком формате, поддерживающем свойство прозрачности, предпочтительнее сохранять изображение для публикаций в Интернет?

- Вопрос 7. В программе GIMP существует три варианта работы с контурами, перечислите их.

Самостоятельно оцените свои работы. Если есть вопросы, задавайте.

Решение задач

1

Какой размер в пикселях должен иметь закодированный рисунок, чтобы при выводе на экран его размеры были 10×15 см?







2

Какой размер в пикселях должен иметь закодированный рисунок, чтобы при печати с разрешением 300 ppi получилась фотография размером 10×15 см?





3

Закодированный рисунок имеет размеры 5760 × 3840 пикселей и разрешение 600 ppi. Какой размер будет у изображения, отпечатанного на принтере?





- Молодцы, отлично справились. В начале урока мы ставили перед собой цель, что нужно вспомнить и повторить. Подумайте, о чем мы еще не говорили сегодня?

- Верно, сейчас этим и займемся. Вспомнить материал вам помогут флешролики:

Приём «Своя опора»

Составляют собственный опорный конспект по новому материалу. Выделяют главную мысль в тексте; устанавливают связи между объектами; учатся представлять информацию в «свернутом виде».


- adobe photoshop, paint, gimp, pixlr, paint.net.
















Отвечают на вопросы, представленные на слайдах.



- А) растровых изображений







- Б) Видимость слоя











- А) Активный слой, то есть тот, с которым в данный момент ведётся работа.









- свободная модель разработки и распространения, кроссплатформенность, гибкость и расширяемость

- прямоугольное выделение, выделение эллипса, свободное выделение, выделение связанной области, выделение по цвету, умные ножницы





- PNG





- создание, правка и перемещение



Самостоятельно оценивают работы, сравнивая результаты, в случае необходимости задают вопросы учителю.

Решают задачи

1

высота (10 см*96 пикселей)/2,54 см~378 пикселей

ширина (15 см*96 пикселей)/2, 54 см~567 пикселей

378*567~214330 пикселей~0,21 Мп

1 Мпикс = 1 000 000 пикселей.

Ответ: 0,21 Мпикс.

2

высота (10 см * 300 пикселей) / 2,54 см ~ 1181 пикс.

ширина (15 см * 300 пикселей) / 2,54 см ~ 1771 пикс.

1181 * 1771 ~ 2,09 Мпикс.

Ответ: 2,09 Мпикс.

3

ширина (5760 пикс. * 2,54 см) / 600 пикс. ~ 24,4 см

высота (3840 пикс. *2,54 см) / 600 пикс. ~ 16,4 см

Ответ: 24,4 × 16,4 см



- Мы не повторили цветовые модели для кодирования цвета.







Внимательно просмотрите ролики.

Личностные:

создание условия для самопознания и самореализации.

способность действовать в собственных интересах.

Регулятивные:

умение формулировать собственные учебные цели;

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

владение формой устной речи – диалог; умение задавать вопросы.

Познавательные:

умение выдвигать гипотезы;

умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям; умение выдвигать гипотезы.

VI. Обобщение выявленных затруднений

(6 минуты)

Приём «Восстанови текст»

- Надеюсь, что вы вспомнили цветовые модели и с лёгкостью сможете справиться с заданием. На ваших столах лежат карточки с заданием, в котором вам необходимо вставить пропущенные слова (Приложение 2.).

Приём «Восстанови текст»

Слушают объяснение учителя.

Приступают к выполнению задания.

Вариант 1.

Модель RGB описывает цвет как смесь трёх базовых цветов: красного, зеленого и синего. Эта модель используется для воспроизведения спектра видимого света. Свое название данная цветовая модель получила по первым буквам английских названий цветов: Red(красный), Green(зеленый), Blue(синий). Обычно эту цветовую модель называют моделью аддитивных основных цветов (от анг. слова add - добавлять, складывать). Черный цвет - это отсутствие любого цвета; для создания различных цветов необходимо складывать разные уровни основных цветов. Модель RGB применяется при выводе информации на экран монитора. В телевизорах тоже используется RGB-модель.

В палитре RGB каждый оттенок кодируется тройкой чисел (R, G, B). Каждый из цветов может менять свою интенсивность от 0 до 255

0 – интенсивность цвета минимальна

255 – интенсивность цвета максимальна


Вариант 2.

Цветовая модель CMYK используется для подготовки печатных изображений. Основными цветами являются:

Cyan – голубой;

Magenta – пурпурный;

Yellow – желтый.

Каждый из них поглощает (вычитает) определенные цвета из белого цвета. При смешении трех дополнительных цветов получается неопределенный темный цвет. Поэтому в этой модели понадобился дополнительный компонент - ЧЕРНЫЙ (blacK). Эту модель используют для подготовки не экранных, а печатных изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к (увеличению/уменьшению) визуальной яркости, а наоборот к ее (увеличению/уменьшению).


Коммуникативные:

умение привести довод при устном ответе; умение представить свои мысли письменно; умение оформить текст.

Регулятивные: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; работать по плану; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; делать выводы по результатам работы.

Познавательные: соотносить информацию, представленную в разных формах; структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 минут)

- Молодцы, отлично справились! А теперь переходим к самостоятельной работе, а именно к решению небольшого теста, который находится на парте у каждого.


Тест: «Растровая графика»(Приложение 3).


Обучающиеся выполняют тест «Растровая графика» (Приложение 3)

После выполнения сдают работы учителю.

Регулятивные: осуществлять самостоятельную работу.

Познавательные:

умение оформить результаты своей деятельности;

умение создать целостной картины мира на основе собственного опыта.

VIII. Включение в систему знаний и повторения

(3-4 мин.)

- Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд по изучаемой теме, для этого вам необходимо разделиться на две группы. Удачи! (Приложение 4).

Работают в командах, разгадывают кроссворд.

После выполнения устно поверяют ответы.


Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 минуты)

Учитель проводит с обучающимися рефлексию, предлагая учащимся облако "тегов", которые необходимо дополнить.



Молодцы! Хорошо работали на уроке.

Получили оценки ………..


Обучающиеся дополняют облако "тегов".

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Личностные: создание условия для самореализации;

умение правильно оцени свою работу.

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; синтез; установление причинно-следственных связей.





Приложение 1. Приём «Согласен – Не согласен»





1. Пиксель – это наименьший элемент рисунка.


2. Чем меньше разрешение, тем точнее кодируется рисунок.


3. Цвет, который мы видим на мониторе, зависит от характеристик и настроек монитора.


4. Обычно изображения, предназначенные для печати, готовятся на компьютере (в режиме RGB), а потом переводятся в цветовую модель CMYC.


5. Разрешение – это количество пикселей, приходящихся на единицу линейного размера изображения.


6. В модели RGB яркость каждой составляющей чаще всего кодируется целым числом от 0 до 155.


7. При дискретизации всегда есть потеря информации.


8. Одним из недостатков растрового кодирования является то, что не все изображения можно закодировать.






Приложение 2. Приём «Восстанови текст»

Вариант 1.

Модель RGB описывает цвет как смесь трёх базовых цветов: ___________________________. Эта модель используется для воспроизведения спектра видимого света. Свое название данная цветовая модель получила по первым буквам английских названий цветов: _____(красный), _______(зеленый), _______(синий). Обычно эту цветовую модель называют моделью ______________ основных цветов (от анг. слова add - добавлять, складывать). __________ цвет - это отсутствие любого цвета; для создания различных цветов необходимо складывать разные уровни основных цветов. Модель RGB применяется при выводе информации на экран монитора. В телевизорах тоже используется RGB-модель.

В палитре RGB каждый оттенок кодируется тройкой чисел (R, G, B). Каждый из цветов может менять свою интенсивность от 0 до _____

0 – интенсивность цвета минимальна

____ – интенсивность цвета максимальна.








Вариант 2.

Цветовая модель CMYK используется для подготовки ____________ изображений. Основными цветами являются:

Cyan –__________;

Magenta – ____________;

Yellow – _____________.

Каждый из них ______________ (вычитает) определенные цвета из белого цвета. При смешении трех дополнительных цветов получается неопределенный темный цвет. Поэтому в этой модели понадобился дополнительный компонент - __________ (англ._______). Эту модель используют для подготовки не экранных, а ______________ изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок _____________ почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти ___________. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к (увеличению/уменьшению) визуальной яркости, а наоборот к ее (увеличению/уменьшению).







Приложение 3. Тест

Тест: «Растровая графика»

1. Одной из основных функций графического редактора является:

а) генерация и хранение кода изображения

б) создание изображений

в) просмотр и вывод содержимого видеопамяти

г) сканирование изображений

2. Качество изображения определяется количеством точек, из которых оно складывается и это называется:

а) цветовая способность

б) графическая развертка

в) разрешающая развертка

г) разрешающая способность

3. Цветовое изображение на экране формируется за счет смешивания следующих базовых цветов:

а) синий, желтый, красный

б) красный, зеленый, синий

в) желтый, красный, черный

г) белый, зеленый, красный

4. Графическая информация на экране монитора представляется в виде:

а) светового изображения

б) растрового изображения

в) цветного изображения

г) векторного изображения

5. В цветовой модели CMYK реальные графические краски описываются с помощью цветов:

а) голубой, пурпурный, желтый

б) белый, желтый, зеленый

в) красный, синий, зеленый

г) черный, красный, зеленый

6. Какое действие можно выполнить только при помощи растрового графического редактора?

а) изменить масштаб изображения

б) изменить яркость и контрастность изображения

в) скопировать фрагмент изображения

г) повернуть изображение на заданное число градусов

7. Как называется наименьший элемент рисунка, для которого можно независимым образом задать свой цвет?

Ответ: ___________________

8. Укажите формат, не являющийся графическим:

а) BMP

б) GIF

в) COM

г) JPG

9. Графический редактор – прикладная программа, которая может быть использована для:

а) создания графических изображений

б) сочинения музыкального произведения

в) проведения вычислений

г) написания сочинения

10. Сетка из горизонтальных и вертикальных столбцов, которую на экране образуют пиксели, называется:

а) видеопамять

б) видеоадаптер

в) растр

г) дисплейный процессор

Ключ к тесту «Растровая графика»



вопроса

Ответ

1.

б

2.

г

3.

б

4.

б

5.

а

6.

в

7.

пиксель

8.

в

9.

а

10.

в



Приложение 4. Кроссворд




1

К

А

Л

И

Б

Р

А

Т

О

Р









1





















2

С

К

А

Н

Е

Р












2


















3

Р

А

С

Т

Р













3
















4

П

Р

И

Н

Т

Е

Р











4



















5

Р

А

З

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е








5

















6

Ц

В

Е

Т

О

В

А

Я










6


















7

З

А

Л

И

В

К

А











7















8

К

О

Д

И

Р

О

В

А

Н

И

Е







8

















9

И

Н

Т

Е

Р

П

О

Л

Я

Ц

И

Я






9






























































10

Г

Л

У

Б

И

Н

А











10














11

Д

И

С

К

Р

Е

Т

И

З

А

Ц

И

Я





11



















12

Р

Е

Д

А

К

Т

О

Р










12


















13

П

Р

О

Ф

И

Л

Ь











13


















14

П

А

Л

И

Т

Р

А











14



















15

П

И

К

С

Е

Л

Ь











15
















16

В

И

З

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я






16


















Вопросы к кроссворду:

1. Специальный прибор, который используется для «измерения» цвета с помощью трёх датчиков.

2. Устройство ввода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт его цифровое изображение.

3. Решетка для структурного преобразования направленного пучка лучей света.

4. Внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель.

5. Количество пикселей, приходящихся на единицу линейного размера изображения.

6. _____________ модель - математическая модель описания представления цветов в виде кортежей чисел (обычно из трёх, реже — четырёх значений), называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами.

7. Инструмент в растровом редакторе GIMP -

8. Перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

9. Восстановление промежуточных значений функции.

10. ___________ цвета – это количество битов, используемое для кодирования цвета пикселя.

11. Процесс деления объекта на отдельные элементы.

12. Какое понятие объединяет следующие слова: adobe photoshop, paint, gimp, pixlr, paint.net?

13. Цветовой __________ - характеристика устройства, которая показывает, как именно выводится на нём цвет с определённым кодом.

14. Цветовая __________ - это таблица, в которой каждому цвету, заданному в виде составляющих в модели RGB, сопоставляется числовой код.

15. Наименьший элемент рисунка, для которого можно независимым образом задать свой цвет.

16. Представление информации в наглядном виде.

Сохранить у себя:
Растровая графика в информатике

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки