- Министерство образования и науки РК БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по учебной дисциплине «Уголовной процесс»
по теме: «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции»
- Разработал: преподаватель спец. дисциплин БПОУ РК «ЭПТК» Умадыков В.С.
- г. Элиста, 2018 г. Пояснительная записка
Методическая разработка урока по дисциплине «Уголовный процесс» предназначена для проведения занятия по приобретению новых знаний по теме «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции».
- Целевая аудитория – студенты 4 курса, обучающиеся по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения». МДК 03.02 «Уголовный процесс» входит в ПМ 03 «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения». Время проведения занятия – 40 минут.
В результате освоения темы обучающиеся должны знать общие условия судебного разбирательства, процессуальный порядок рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, владеть навыками выступлений в прениях и репликах в ходе рассмотрения уголовного дела в общем порядке в суде первой инстанции, ведения судебного разбирательства, общими и профессиональными компетенциями, предусмотренные ФГОС СПО.
- Задачи урока: обучающие:
Расширение понятийной базы по предмету за счет включения в нее новых элементов.
Стимулирование учащихся к расширению объема знаний и компетенций и применению их в учебной деятельности и жизни.
развивающие:
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умения объяснять свои действия и отстаивания своей точки зрения;
развитие логического мышления;
развитие навыков культуры диалога;
усложнение словарного запаса учащихся и смысловой функции
их речи;
воспитательные:
формирование уважения к праву;
формирование умения вести дискуссию, убеждать;
формирование навыков профессионально грамотной речи.
развитие коммуникабельности.
При проведении урока использованы интерактивные технологии: деловая игра и кейс-технология. Основной целью урока является создание условий для развития компетенций студентов путем получения знаний по теме «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции», умения применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций, анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по уголовно-правовым отношениям.
Используемые ИКТ – компьютер, интерактивная доска, проектор.
Основные нормативно-правовые источники – Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
- 1. Технологическая карта урока.
Предмет, группа | Уголовный процесс | ||
Преподаватель | Умадыков В.С. | ||
Тема урока | «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции». | ||
Тип урока | Получение новых знаний | ||
Вид урока | Комбинированный урок с использованием элементов деловой игры | ||
Цель урока | Получение новых знаний и представления о порядке проведения судебного разбирательства. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Расширение понятийной базы по предмету за счет включения в нее новых элементов Стимулирование учащихся к расширению объема знаний и компетенций и применению их в учебной деятельности и жизни. | 1.Развитие умения объяснять свои действия и отстаивания своей точки зрения; 2.Развитие логического мышления; 3. Развитие навыков культуры диалога; 4.Усложнение словарного запаса учащихся и смысловой функции их речи; | 1.Формирование уважения к праву; 2.формирование умения вести дискуссию, убеждать; 3.формирование навыков профессионально грамотной речи. 4.развитие коммуникабельности. | |
Используемые технологии | Кейс-технологии; интерактивные технологии с элементами деловой игры | ||
Межпредметные связи: | Обеспечиваемые: уголовное право, Обеспечивающие: конституционное право, уголовное право | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ; дидактические материалы | Компьютер, видеопроектор, проекционный экран, раздаточный материал: макеты уголовного дела. | ||
Используемые ЦОР | Справочно-правовая система «Консультант Плюс» | ||
Используемая лит-ра | Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. «Уголовный процесс конспект лекций» В.В. Вандышев, «Питер» СпБ,2012г. |
Планируемые результаты
Требования к знаниям | Знать: - основные теоретические понятия и положения уголовного процесса; - принципы осуществления правосудия; - общие понятия уголовно-процессуального кодекса; - обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу; - требования к выполнению следственных и судебных действий; - сроки проведения предварительного расследования и судебного разбирательства. |
Требования к умениям, практическому опыту | уметь: - работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; - анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по уголовно-правовым отношениям; - применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций. |
Формируемые общие компетенции
| ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;
|
Формируемые профессиональные компетенции | ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы. ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики, Конституционного, Верховного судов в сфере уголовного, уголовно-процессуального права в целях единообразного применения законодательства с использованием информационных справочно-правовых систем. |
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы, используемые учителем |
Организационный момент (1 минута)
| Включение в деловой ритм. Создание психологического настроя. | Подготовка учащихся к работе.
|
|
Целеполагание и актуализация знаний (2 минуты) | Формулирование темы урока путем постановки вопросов и опоры на имеющийся опыт, определение цели и задачи урока, направленные на обобщение и систематизацию знаний. Постановка вопроса урока.
| Студенты слушают и определяют для себя цель занятия; воспроизводят имеющиеся знаний по теме; формулируют правильные ответы на вопросы преподавателя.
| Самоопределение деятельности. Индивидуальный, групповой опрос. Проблемный метод. |
Объяснение новой темы | Преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, рассказывает о порядке проведения судебного заседания, функциях участников процесса, используя презентацию. Задает студентам наводящие вопросы, вовлекает их в | Воспринимают знания; Участвуют в объяснении
| Мотивация побуждения к поиску. Индивидуальный, групповой опрос.
|
Закрепление и применение полученных на уроке знаний Решение кейс задания. (15 мин) | 1. Организует деятельность по применению полученных знаний. 2. Проводит инструктаж, выдает кейс-задание, организует и консультирует работу студентов. 3. Распределяет роли в деловой игре. 4. Корректирует деятельность учащихся в ходе выполнения задания.
| Выполняет задания в соответствие с отведенной ролью.
| Практическая работа с ситуацией в форме деловой игры.
|
Контроль результатов первичного запоминания (5 мин.) | Задает вопросы по теме, просит сформулировать ответ на вопрос, поставленный в начале урока | Отвечают на поставленные вопросы. | Индивидуальный, групповой опрос. Установление причинно-следственных связей между блоками информации, возвращение к основным понятиям |
Рефлексия (2 мин) | Обсуждение и анализ деятельности на уроке, оценка урока.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
|
Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.
(Гольбах Поль Анри - французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия, 18 в.)
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья. (Цицерон)
Законодательство должно быть голосом разума, а судья - голосом закона. (Пифагор)
От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей - в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными. (Наполеон I)
Всегда везде для всех да будет правый суд. (Корнель Пьер)
Правосудие следует рассматривать как воздание каждому своего. (Цицерон)