Знакомство с 3D редактором Blender.
Ссылка для скачивания программы http://freesoft.ru/blender
3D редактор Blender - бесплатная программа для создания трёхмерных моделей и анимации с их участием.
В настоящее время 3D-модели применяются всюду, начиная от создания игр и заканчивая проектированием зданий и автомобилей.
Моделирование в Blender - достаточно сложный процесс, и для того чтобы научиться создавать объекты в нем, нужно «познакомится» с интерфейсом среды.
Интерфейс - объектно-ориентированный редактор с жесткой структурой и для создания абсолютно любой сцены требуется задать свойства и детально определить атрибуты, описывающие данную сцену.
Интерфейс Blender состоит из главного окна, условно поделенного на области, именно условно, потому что здесь можно эти области всячески изменять, убирать совсем, расширяя и сужая перетаскиванием.
Каждая область имеет в левом углу меню, позволяющее превратить ее в другую область. Здесь Вы можете настроить, что именно будет отображаться в данной области окна. Можно, например, сделать вторую сцену или добавить второй таймлайн.
Окна можно менять в размерах, как это показано выше, а можно и продублировать. В каждом этом «окне» есть небольшой треугольник в углу, потянув за который, можно «вытащить» еще одно точно такое же «окно». Все изменения с объектами будут показываться в обоих окнах одновременно.
Для того чтобы удобно было работать в программе необходимо русифицировать англоязычный интерфейс. Сделать это можно следующим образом: при помощи комбинации клавиш «Ctrl+Alt+U», после переходим во вкладку System, которая находится в правом верхнем углу окна, внизу находим пункт International Fonts – и ставим галочку.
После этого появятся две строчки: Language (выбираем язык) и под пунктом International Fonts выбираем Translate. Нажав на выбор языка, Вы увидите окно со списком языков, которое поделено на три колонки: Complete (перевод на данный язык полностью завершен), In Progress (перевод в процессе),Starting (начальный уровень перевода). После этого не забудьте их сохранить нажатием на кнопку Save User Settings.
Но в дальнейшем, я все же продолжу свой рассказ с англоязычным интерфейсом, как с самым универсальным.
«Сцена», вид и навигация
Открыв программу, Вы увидите объекты и сетку – это сцена. Объект, похожий на пирамидку – это камера. С ее помощью вы можете просматривать элементы перемещаться в разных плоскостях, приближать и удалять. Но сохраненное изображение или анимация будут представлять собой то, что видит камера. Можете убедиться в этом сами, нажав на цифровой клавиатуре цифру «0». Это и будет вид из камеры.
Для передвижения объекта проще всего использовать горячие клавиши.
Горячие клавиши в таких программах очень важны. В Блендере буквально все функции имеют свои горячие клавиши. Они значительно ускоряют работу и Вам конкретно могут помочь быстрее освоить множество простых (и не очень) операций. Поэтому приведу их здесь.
«A» - выбор объекта полностью, выбрать все.
«G» - движение объекта.
«R» - вращение объекта.
«S» - масштабирование (изменение размера) объекта.
«Z» - переход в каркасный вид (Wireframe).
«Tab» - переход в режим редактирования объекта (Edit mode).
Num Pad. Управление обзором сцены.
«1» – вид спереди.
«2» – вращение вида вниз.
«3» – вид справа (сбоку).
«4» – вращение вида влево.
«5» – ортографический вид.
«6» – вращение вид вправо.
«7» – вид сверху.
«8» – вращение вида вверх.
«0» – перейти на вид из камеры, увидеть сцену «из камеры», кадр (Frame).
«.» - центрирование объекта.
«-»/«+» - отдалить/приблизить (также для этого используется колесико мыши).
«Ctrl+Alt+0» - выставить вид из камеры. При нажатии этой комбинации вид из камеры устанавливается именно в том положении, где вы «находитесь». Сама камера, соответственно, перемещается тоже.
«Ctrl+Alt+U» - окно пользовательских настроек (Blender User Preferences).
«Ctrl»+«+» (цифр. клав.) – выбрать следующее.
«Alt+ПКМ» - выделение Loop’а (Edge Loop).
«Alt+Shift+ПКМ» – поможет выделить несколько Loop’ов.
«Alt+M» - меню соединения точек (Merge).
«Ctrl-N» - пересчитывает нормали выделенных граней наружу.
«Shift+A» - меню создания объектов.
«Shift+C» - моментальное перемещение курсора в центр сцены.
«Shift+F» - плавный «облет» сцены (Fly mode). Управление – мышкой. Отключение – левая кнопка мышки.
Трёхмерное моделирование - достаточно сложный процесс и если вы думаете, что не имея никакого опыта за 15 минут сделаете свой первый 3D-мультфильм, то скорее всего вы будете разочарованы. Начнем с самого простого…….
Указание к работе: при нажатии любой клавиши, указатель мышки должен быть на рабочем поле (на поле где расположен объект).
№ | Задание | Способ выполнения | Иллюстрация |
1 | Запустив Blender, удалить куб. | X, затем Enter. |
|
2 | Добавить на сцену сферу. | Пробел. |
|
3 | Переключиться на вид спереди. | 1 на NumLock. |
|
4 | Приблизить сферу. | Навести мышь на сферу и покрутить колесо мыши. |
|
5 | Переключиться в режим редактирования. | Tab |
|
6 | Сбросить выделение. | A |
|
7 | Выделить самую верхнюю вершину сферы. | Щелчок правой кнопкой мыши по самой верхней точке сферы. |
|
8 | Включить пропорциональное редактирование переходов. | Нажать O (англ. буква "оу"). |
|
9 | Переместить вершину вверх и, возможно, немного в сторону, предварительно отрегулировав количество передвигаемых вершин. | G - включение режима перемещения. |
|
| Слегка переместить вверх нижнюю вершину. | подобно п.7 - п.9 |
|
| Переключиться в объектный режим | Tab |
|
| Придать получившемуся объекту сглаженность. | Кнопка " Smooth" на панели редактирования (Editing). |
|
| Переключиться на вид из камеры | 0 на NumLock. |
|
| Рассмотреть объект.
| Вы можете воспользоваться клавишами управления обзором сцены. «1» – вид спереди. «2» – вращение вида вниз. «3» – вид справа (сбоку). «4» – вращение вида влево. «5» – ортографический вид. «6» – вращение вид вправо. «7» – вид сверху. «8» – вращение вида вверх |
|
| Сохранить файл. | F2 |
|