Карта – второй язык географии.
Н.Н Баранский.
Работа с картой на уроках географии как форма реализации системного-деятельностного подхода.
Изменения, которые происходят в современной системе школьного образования, переход к реализации образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС ООО), в основе которых лежит системно-деятельностный подход, требуют от учителя достижения новых результатов обучения и воспитания. Развитие личности в системе общего в настоящее время должно обеспечиваться, прежде всего, через формирование УУД, овладение которыми позволит учащимся самостоятельно усваивать новые знания.
Системно-деятельностный подход- это метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
География это именно та наука которая относится к одной из ведущих в обучении критическому мышлению и формированию исследовательской деятельности. Достичь результатов в этом направлении возможно с помощью развития активного познавательного интереса. На уроках учащиеся предпочитают выполнять задания разного уровня, в которых они могут реализовать себя, показать на практике свои знания и умения.
Системно-деятельностный подход положен в основу ФГОС. В рамках этого подхода обеспечивается развитие личности посредством вовлечения ее в разнообразную самостоятельную деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела. Таким образом, на уроке учитель должен научить учащихся не только пользоваться картой, но и активно ее использовать. Деятельность ребенка на уроке должна быть направлена на создание картографического образа, необходимого для получения географических знаний.
В настоящее время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. В Федеральном образовательном государственном стандарте говорится о том, чтобы учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненных ситуаций. Следовательно знание еографической карты- пример реального использования и применения в жизни картографических знаний.
Географическая карта привлекает внимание учащихся, помогает им сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
В ЕГЭ и ОГЭ по географии можно встретить задания где необходимо применение умений и навыков в работе с географической картой. Поэтому учащиеся должны не только ее знать,но и правильно читать и понимать. Знание карты- это ясное представление меторасположения тех или иных географических объектов. Понимание какрты- это знать основные свойства и правила работы с ней. А вот самое главное ,что должен уметь школник это читать карту, тоесть уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Поэтому при работе с учащимися начиная с 5 класса, учитель ориентируется на 3 уровня чтения карты.
Первый уровень – это элементарное чтение плана и общегеографических карт в 5-6 классах. Он уясняет свойства объектов по их внешнему виду.
Пример 1. (5 класс. Тема: «Географическая карта» ): Рассмотрите физическую карту полушарий. Найдите на ней линию экватора. Попробуйте найти отличие этой линии от других параллелей на карте. Дайте определение понятию «экватор». Далее с помощью карты полушарий найдите и нанесите на контурную карту тропики,полярные круги. Объяснить их различие.
Пример: 2.(5 класс Тема:«Великие географические открытия»): Рассмотрите карту «Основные географические путешествия». Найдите маршрут кругосветного плавания Ф. Магеллана.Х.Колумба,Дж.Кука с последующим нанесением на контурную карту. Проанализируйте путь, проделанный мореплавателями.
Пример 3. Работа с топографической картой.(Задания ВПР 6 класс)
Второй уровень – к опыту подключаются полученные географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов
Пример 1.(7 класс. Урок по теме «Обобщение знаний по теме Южная и Северная Америка»):Посмотрите на физическую карту Южной Америки и Северной Америки. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.
Пример 2.(7 класс. Урок по теме «Внутренние воды» или «Путешествуем по Южной Америке»): Рассмотрите физическую карту полушарий. Определите, в какой океан впадает большая часть рек Южной Америки. Объясните, выявленную закономерность.
Пример 3. 8 ноября 1978 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду 8 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.
Работа с картой
1. Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.
2. *Подпишите на карте названия стран и их столиц.
3. Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.
4. Определите, на территории каких гор, расположены страны.
5. Сделайте выводы на основе полученной информаци.
Третий уровень - включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний, и на этом уровне широко привлекаются полученные географические знания.
Пример 1.(8 класс. Тема "Электроэнергетика России"): По карте «Электроэнергетика России» определите как размещены крупнейшие ГЭС,ТЭС и АЭС.Объясните такой размещение электростанций.
Пример 2.(8 класс. Тема: "ГП России"): На контурной карте покажите географическое положение России: обведите красной линией государственную границу; укажите крайние точки, подпишите моря омывающие Россию, обозначьте государства-соседи; административно-территориальное деление.Сделать вывод об обособленностях ГП России.
Пример 3 (9 класс. Тема "Центральная Россия"): На контурной карте покажите границы всех экономичсеких районов входящие в состав Центральной России. Подпишите какие субъекты РФ входят в состав этих районов.
Также учитель может приводить задания с иллюстративными вопросами при работе с географической картой. В таких заданиях используются вопросы с фрагментами или целыми картами. Предмет география дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Подобные задания способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться.
Например, задания “найди – вспомни – напиши”. В этом задание карта используется как часть вопроса. Учащимся необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и географические знания.
При повторение изученного материала используется такой прием работы с картой как " Географический диктант". Такой метод использования работы с картой может быть как словесный так и цифровой.Учащимся предоставляется карта,где дан ряд географических объектов ,каждое под цифрой в соответствие с нумерацией.Необходимо найти ответ и указать его номер. Такой прием работы с картой,позволяет учащимся развитать зрительную память и лучше усваивать образ карты.
Подводя итоги, хочу отметить ,что приёмы работы с географической картой могут широко и плодотворно применяться для формирования разнообразных метапредметных УУД в изучении предмета география.
Работа с географической картой обеспечивает образ карты ее визуализацию: природных явлений, понятий,объектвов, что упрощает процесс их понимания, усвоения, облегчает осуществление логических операций анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, формулирования умозаключений. Задания по географической карте могут быть и должны быть использованы при формировании познавательных, личностных и коммуникативных УУД.
Географическая карта была и будет главным источником знаний на уроках географии. Но время идет, в нашу жизнь все более прочно входят компьютерные технологии, что повзоляет освоиваивать и разрабатывать методы и приемы работы с интерактивными картами. Наше современное образование не должно останавливаться на месте.
Список литературы
1.В. В. Барабанов и др. Готовимся к единому государственному экзамену по географии. Москва "Школьная Пресса", 2004 г
2.И. В. Белевич. Методика преподавания географии. Москва " Просвещение 2006 г.
3.Душина И.В. Методика преподавания географии. – М.:Просвящение, 1996. – 192 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.