1. Использование коллектива для повышения требований к учащимся по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью проводятся классные часы, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчёты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.
2. Разъяснительные беседы об обязанностях школьников, о культуре умственного труда, контроль за их домашней работой.
3. Анализ причин неуспеваемости (низкая мотивация, ЗПР в эмоционально-волевой сфере, плохая подготовка к школе, пропуски уроков и т.д.) Исходя из причин, предпринимаются конкретные меры.
4. Развитие познавательного интереса: организация кружков и вовлечение учащихся в них, экскурсии, конкурсы, олимпиады, предметные недели и др. формы внеклассной работы, повышающие интерес к учебной деятельности.
5. Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несёт личную ответственность за пропуски
6. Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учёбе, передаче уроков, внимания товарищей по классу.
7. Создание обстановки, благоприятствующей учёбе
8. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости
9. Создание условий для развития наиболее одарённых детей, для развития познавательных интересов
10. Забота о круге чтения
11. Развитие умения научно организовывать труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа)
Работа классного руководителя с учителями
Классный руководитель должен поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Формы совместной деятельности:
1. посещение уроков, проводимых учителями в его классе (наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность, изучает вопрос о накоплении оценок, о дозировке объёма домашних заданий и т.д.)
2. организация помощи слабоуспевающим школьникам. Классный руководитель может подсказать другим учителям причины снижения качества знаний и попросить учителя учесть их в своей работе.
3. активизация внеклассной учебной работы (кружки, олимпиады, выставки и т.д.)
4. по просьбе классного руководителя учителя проводят с учащимися беседы, участвуют в собраниях и т.д.
Таким образом, тесное взаимодействие с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.
Работа классного руководителя с родителями
Цель: обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
1. систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении (родительские собрания, посещение на дому, приглашение в школу)
2. педагогическое просвещение родителей (беседы, лекции, день открытых дверей, конференции и т.д.)
3. совместная организация воспитательной работы (беседы родителей с детьми, организация экскурсий, совместные праздники и т.д.)
4. изучение условий воспитания в семье
5. индивидуальная работа с родителями
6. влияние на общение ребят с родителями
Организация внеучебной жизни классного коллектива
1. Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция.
2. Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом через порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за исполнением.
3. Организация творческих дел в классе.
4. Вовлечение в общественно-полезную деятельность.
5. Охрана здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу. Организация соревнований, игр, походов.
6. Помощь в деятельности общественных организаций.
7. Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела.
Организация деятельности класса
1. Ведение журнала.
2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом и т.д.
3. Организация дежурства по классу.
4. Соблюдение санитарного состояния кабинета.
5. Забота о внешнем виде воспитанников.
6. Организация питания.
7. Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. п.).
Полномочия классного руководителя:
Классный руководитель имеет право:
- регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учеников, через проведение педагогического консилиума, «малых» педсоветов и др.форм коррекции;
- определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учеников;
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов гимназии;
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
- отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений;
- определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- создавать собственно воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
- защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права:
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель обязан:
Классный руководитель как административное лицо обязан:
организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
вовлекать учеников класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
содействовать социальной и правовой защите их прав;
вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учеников, классный журнал, дневники учеников);
вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
Циклограмма деятельности классного руководителя
Ежедневно:
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников.
2. Организация питания учеников.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учениками.
Еженедельно:
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учеников.
Каждый месяц:
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога.
3. Сбор денег, раздача денег (питание, проездные билеты и т.д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
1. Проведение открытого мероприятия. Оформление личных дел учеников.
2. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).