Рабочие материалы к уроку литературы по теме "Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)" (8 класс)

Рабочий лист к уроку литературы и тест на знание текста.

Содержимое разработки

14.01.2019г. Ф.И.______________________________

«История одного города» - в сущности,

сатирическая история

русского общества», - писал И.С.Тургенев.


Тема_______________________________________________________________________________

Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)

Цели урока:______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Примечание: на уроке предполагается групповая работа. Для этого в начале урока учащимся раздаются определения, а на столах лежат термины. Детям необходимо правильно соотнести определение и термин. Проверяют себя по рабочим листам. Таким образом, собирается 6 групп.

Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием.

Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Алогизм как литературный прием

введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей. Алогизм связан обычно с установкой на комическое, иронию, гротеск, иррациональное.

История создания романа «История одного города»

Посмотрите видео, заполните в предложенном тексте пропуски. (Видео с РЭШ)

В 1849г. М.Е. Салтыков-Щедрин был арестован по делу_____________________________________ и выслан в ___________________ с правом нахождения на государственной службе. Там он познакомился с бытом___________________________________________________. Вернувшись в ___________________ после смерти ________________________, М.Е. Салтыков-Щедрин решает описать увиденное в ____________________. Тогда и возник образ______________________________________, как воплощение _________________________________строя. В 18__г. роман печатается в журнале_____________________

_______________. Автор представляет своё произведение как найденные тетради_____________________, живших в XVIII веке. Цари и министры представлены в образе___________________________.

___________________________

Слова для справок: «Отечественные записки», кружок Петрашевского, Николай I, самодержавно-помещичий, Глупов, Вятка, Александр I, российские города, Петербург, градоначальники, летописцы, «Современник».


Основная проблема романа__________________________________________________________________



группа 1

Группа 2 Характеристика головотяпов
Группа 3 Что принесло головотяпам самовластие? (+ цитата)









Группа 4 Звукоизобразительные характеристики головотяпов

Звукоизобразительная характеристика головотяпов

Черты характера

Галденье


Смех


Вздохи


Вопли


Плач


Рыдания




Группа 5 Звукоизобразительная характеристика князей

Звукоизобразительная характеристика князей

Черты характера

Поучил жезлом (удары)


Палил из пушек


Крик


Восклицания




Группа 6 Найти черты сказки

1.________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________________________
Тест
Вариант – 1

  1. Что такое гротеск?_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Как назывался древний народ, «живший далеко на севере…»?____________________________

  2. Зачем этот народ приглашал князя?_________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Кто стал править этим народом?___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

5.Каким словом начались «Исторические времена»?_______________________________________

_________________________________________________________________________________



Вариант – 2

  1. Что такое гипербола?_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Как жили соседствующие народы друг с другом?______________________________________

  2. Как назвали князья этот народ?______________________________________________________

  3. Чего лишился народ с приходом князя?_______________________________________________

  4. 5.Каким словом начались «Исторические времена»?_______________________________________








Раздаточный материал

Сатира

Гротеск

Гипербола

Сравне́ние

Иносказание

Эзопов язык




– разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

_____________________________________________________________________________________________


– причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

_____________________________________________________________________________________________


– средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

____________________________________________________________________________________________


— троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

___________________________________________________________________________________________


— выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием.


_____________________________________________________________________________________________


– различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

____________________________________________________________________________________________

– разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

_____________________________________________________________________________________________


– причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

_____________________________________________________________________________________________


– средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

____________________________________________________________________________________________


— троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

___________________________________________________________________________________________


— выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием.


_____________________________________________________________________________________________


– различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

____________________________________________________________________________________________






Сохранить у себя:
Рабочие материалы к уроку литературы по теме "Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)" (8 класс)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки