г. КРАСНЫЙ СУЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
| Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 2 ________Л.Г. Пархоменко Пр. ОУ №___от________ |
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству
Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1 «А» класс
Количество часов:_____32______
Срок реализации программы: 2017-2018 уч.год
ФИО учителя: Коздерко Татьяна Борисовна
Квалификационная категория первая
Составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству для 1-4классов общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2008г.
Типовой и авторской программы курса «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. – М.: Просвещение, 2011
Оглавление:
Пояснительная записка……………………………………………..…………3
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……….……6
Содержание учебного предмета……...……………………………………….7
Тематическое планирование……………………………………………….…10
Поурочное планирование………………………………………………….….12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 ч. 2);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
Устав МБОУ СОШ № 2.
Образовательная программа МБОУ СОШ № 2;
«Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых школой МБОУ СОШ №2»;
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2008г.
Программа «Изобразительное искусство» 1 класс Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебником Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Неменская Л.А.; под ред. Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы Изобразительное искусство направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), Математикой (геометрические фигуры и объемы), Трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.
Цели курса:
развитие личности учащихся средствами искусства;
получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса:
воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры(рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учётом особенностей времён года, красных дат календаря и интересов учащихся.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану школы на учебный предмет Изобразительное искусство в 1 классе отводится 1 час в неделю. В связи с постановлением Правительства РФ от 04.08.2016 №756 «О переносе выходных дней в 2017 году» и в соответствии с расписанием школы, курс Изобразительное искусство в 1 классе будет реализован за 32 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Личностные УУД
-положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
-осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности, способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
-понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире
2.Метапредметные
Регулятивные УУД
-самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу , соотносить свои действия с поставленной целью;
-руководствоваться правилами при выполнении работы;
-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
Познавательные УУД
-находить необходимую информацию для выполнения работы в материалах учебника, рабочей тетради;
-анализировать предлагаемую информацию;
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия;
-использовать знаково- символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме
Коммуникативные УУД
-организовывать под руководством учителя совместную работу в группе, распределять роли, сотрудничать , осуществлять взаимопомощь;
-формулировать собственное мнение и идеи , аргументировано их излагать
-выслушивать мнения и идеи товарищей;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» на конец 1 класса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописии скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрацияхк произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы учебной программы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства.
Знакомство с Мастером Украшения.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название разделов, тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения. | 6 | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 9 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 8 | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 9 | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. |
| 32 |
|
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Дата |
Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения (6ч) | ||
1 | Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас. | 06.09. |
2 | Мастер изображения учит видеть. Изображать можно пятном. | 13.09. |
3 | Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. | 20.09. |
4 | Разноцветные краски. | 27.09. |
5 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 04.10 |
6 | Цветы. Художники и зрители (обобщающий урок). | 11.10. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (9ч) | ||
7 | Мир полон украшений. | 18 10. |
8 | Красоту надо уметь замечать. | 25.10. |
9 | Узоры на крыльях. | 08.11 |
10 | Украшения птиц. | 15.11. |
11 | Красивые рыбы. | 22.11. |
12 | Готовимся к новогоднему карнавалу. | 29.11. |
13 | Праздничные новогодние гирлянды и игрушки. | 06.12. |
14 | Узоры, которые создали люди | 13.12. |
15 | Как украшает себя человек. | 20.12. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8ч) | ||
16 | Постройки в нашей жизни. | 27.12. |
17 | Дома бывают разными. | 10.01. |
18 | Домики, которые построила природа. | 17.01. |
19 | Дом снаружи и внутри | 24.01. |
20 | Рисуем город, село | 31.01. |
21 | Все имеет свое строение | |
22 | Рисуем вещи | 03.03. |
23 | Город, в котором мы живем | 10.03. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (9ч) | ||
24 | Совместная работа трех братьев-мастеров | 17.03 |
25 | Праздник весны. | 24.03. |
26 | Разноцветные жуки | 07.04. |
27 | Урок любования. Умение видеть и наблюдать | 14.04. |
28 | Создание коллективной композиции | 21.04. |
29 | Разноцветная поляна | 28.04. |
30 | Порадуем мам. Натюрморт. | 05.05. |
31 | Фантазируем на тему « Наш лес» | 12.05. |
32 | «Здравствуй, лето!» Итоговый урок. | 19.05. |
Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 ______________/ С.В.Цымбалова ____ ________________20__г.
Согласовано:
Протокол заседания методического
советаМБОУ СОШ № 2
№___ от __________
Руководитель МС
______________ С.В.Цымбалова
9