Рабочая программа внеурочной деятельности «Реальная математика» 5 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ. Программа адресована учащимся 6 класса МОУ «Шелтозерская СОШ» и является одной из важных составляющих работы с обучающимися для развития способностей в области математики. Программа курса способствует осознанию важности математики в реальной жизни и применения знаний математики на практике. А также на занятиях происходит подготовка обучающихся к решению заданий модуля «Реальная математика», вынесенные на государственную аттестацию ООО.

Содержимое разработки



Рабочая программа

«Занимательная математика»

основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС)

общеинтеллектуального направления

сроком реализации 1 год






















1. Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ. Программа адресована учащимся 5 класса МБОУ «Пламенская СОШ» и является одной из важных составляющих работы с обучающимися для развития способностей в области математики. Программа курса способствует осознанию важности математики в реальной жизни и применения знаний математики на практике. А также на занятиях происходит подготовка обучающихся к решению заданий модуля «Реальная математика», вынесенные на государственную аттестацию ООО.

На освоение программы согласно плану выделено 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младших подростков умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

  • пробуждение и развитие интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • раскрытие творческих способностей учащихся;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

Результаты освоения курса

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, диаграмма, график, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты задач и заданий: вести диалог с учителем (ставить вопросы к задаче и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Учиться уважительно относиться к мнениям других обучающихся, учиться договариваться выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

По завершении изучения курса выпускник научится:

  • некоторым способам решения задач по «реальной математике»;

  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями реальной жизни;

  •  познакомиться с новыми разделами математики (реальной), их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач.


2. Содержание курса

«Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи продолжительность учебного занятия 40 минут.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, поисковым, проблемным, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу обучающихся.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя.

  • Самостоятельное решение задач занимательной «реальной» математики.

  • Разбор решения задач (обучение решению задач).

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.

  • Ответы на вопросы учащихся.

2. Конкурсы, математические викторины и соревнования по решению математических задач, игры, соревнования.


Учебно-тематический  план

№ п/п

Темы занятий, разделов

Всего часов

Виды  деятельности обучающихся

1

О роли математики в практической жизни человека

3

Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач





2

Задачи на логическое

мышление.

2

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент. 

Строить диаграммы проводить социологические

исследования, обрабатывать данные. Обсуждать особенности математического языка. Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

3

Арифметика остатков

1

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. 

4

Задачи на переливание

2

Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

5

Проценты в задачах

2

6

Удивительный квадрат

1

7

Некоторые приёмы устных вычислений

4

Проводить логические рассуждения. Выдвигать гипотезы

8

Софизмы

2


9

Числовые ребусы

2

Проводить логические рассуждения. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

10

Старинные задачи

1

11

Задачи на совместную работу

2

12

Задачи на движение

1

13

Математическое ралли

2

Проводить логические рассуждения.  Выдвигать гипотезы. 

14

Замечательные произведения


2

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. 

15

Геометрические головоломки

1

Проводить логические рассуждения. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

16

Математические кроссворды

1

17

Задачи на вычисление площади

1

18

Игра «Лабиринт смекалки»

1

Проводить логические рассуждения.  Выдвигать гипотезы.

19

Популярные задачи разных народов

1

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать задачи помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения схем возможных вариантов решений. 

20

Математическая викторина

1

Проводить логические рассуждения.  Выдвигать гипотезы.

21

Итоговое занятие

1

Развитие логического мышления, формирование умения анализировать, сравнивать и классифицировать полученную на занятиях информацию.


Итого

34




3. Контроль или ….

4. Материально-техническое обеспечение:

  • Учебный кабинет

  • Компьютерная техника

  • Проектор, экран

  • Картон, клей, цветная бумага, ножницы, карандаши, линейка, циркуль.


Сохранить у себя:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Реальная математика» 5 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки