Рабочая программа
«Занимательная математика»
основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС)
общеинтеллектуального направления
сроком реализации 1 год
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ. Программа адресована учащимся 5 класса МБОУ «Пламенская СОШ» и является одной из важных составляющих работы с обучающимися для развития способностей в области математики. Программа курса способствует осознанию важности математики в реальной жизни и применения знаний математики на практике. А также на занятиях происходит подготовка обучающихся к решению заданий модуля «Реальная математика», вынесенные на государственную аттестацию ООО.
На освоение программы согласно плану выделено 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младших подростков умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
пробуждение и развитие интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
расширение и углубление знаний по предмету;
раскрытие творческих способностей учащихся;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Результаты освоения курса
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, диаграмма, график, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты задач и заданий: вести диалог с учителем (ставить вопросы к задаче и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Учиться уважительно относиться к мнениям других обучающихся, учиться договариваться выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
По завершении изучения курса выпускник научится:
некоторым способам решения задач по «реальной математике»;
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями реальной жизни;
познакомиться с новыми разделами математики (реальной), их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач.
2. Содержание курса
«Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи продолжительность учебного занятия 40 минут.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу обучающихся.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
1. Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя.
Самостоятельное решение задач занимательной «реальной» математики.
Разбор решения задач (обучение решению задач).
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.
Ответы на вопросы учащихся.
2. Конкурсы, математические викторины и соревнования по решению математических задач, игры, соревнования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий, разделов | Всего часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | О роли математики в практической жизни человека | 3 | Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач |
2 | Задачи на логическое мышление. | 2 | Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент. Строить диаграммы проводить социологические исследования, обрабатывать данные. Обсуждать особенности математического языка. Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. |
3 | Арифметика остатков | 1 | Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. |
4 | Задачи на переливание | 2 | Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. |
5 | Проценты в задачах | 2 | |
6 | Удивительный квадрат | 1 | |
7 | Некоторые приёмы устных вычислений | 4 | Проводить логические рассуждения. Выдвигать гипотезы |
8 | Софизмы | 2 |
|
9 | Числовые ребусы | 2 | Проводить логические рассуждения. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. |
10 | Старинные задачи | 1 | |
11 | Задачи на совместную работу | 2 | |
12 | Задачи на движение | 1 | |
13 | Математическое ралли | 2 | Проводить логические рассуждения. Выдвигать гипотезы. |
14 | Замечательные произведения
| 2 | Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. |
15 | Геометрические головоломки | 1 | Проводить логические рассуждения. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. |
16 | Математические кроссворды | 1 | |
17 | Задачи на вычисление площади | 1 | |
18 | Игра «Лабиринт смекалки» | 1 | Проводить логические рассуждения. Выдвигать гипотезы. |
19 | Популярные задачи разных народов | 1 | Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать задачи помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения схем возможных вариантов решений. |
20 | Математическая викторина | 1 | Проводить логические рассуждения. Выдвигать гипотезы. |
21 | Итоговое занятие | 1 | Развитие логического мышления, формирование умения анализировать, сравнивать и классифицировать полученную на занятиях информацию. |
| Итого | 34 |
|
3. Контроль или ….
4. Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет
Компьютерная техника
Проектор, экран
Картон, клей, цветная бумага, ножницы, карандаши, линейка, циркуль.