РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Я –гражданин» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Я –гражданин»

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Михайловска




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

руководитель кафедры заместитель Директор МБОУ «СОШ №30»

директора по УВР г. Михайловска

_______/Е.А. Ветрова/ _______/О.В.Стрекалова/ ________/Л.И. Петренко/

Протокол №_______ «_____»______2022г Приказ №______________

от «_____» ______ 2022г от «____»______2022г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Я –гражданин»

для 1-4 классов

на 2022-2023 учебный год












Составитель: Герчик Алёна Михайловна,

учитель начальных классов





Михайловск, 2022г.


Пояснительная записка

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире .Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни..


Нормативно-правовые документы:

Закон РФ «Об образовании» 1992г. №3266-1

Конституция Российской федерации (Ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52) Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А.

Кузнецова.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854 Декларация прав и свобод человека. Конвенция о правах ребёнка. Устав школы .


Цель программы:

формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи:

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

В качестве задач выдвигаются:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

  • развитие мотивации к саморазвитию.

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

способствовать духовному и личностному росту учащихся;

развитию творческого и логического мышления;

развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу; вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я -концепции».

Задачи воспитания:

Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои. Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла. Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца. Сформировать культуру общения.

Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения. Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

Характеристика курса

Особенностью данного курса является его интегративный метапредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.

Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.


Место курса в учебном плане:

Организация работы по программе “Я – гражданин ” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-4)-33-34 часа в год и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

Планируемые результаты курса.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.


Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;


Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. 


Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первона­чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс:

человек, общество, гражданин России, его права и обязанно­сти; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме­рах); международное сотрудничество, общечеловеческие про­блемы; история, предыстория;- умение пользоваться картой (определении границ России, круп­ных ее городов). рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.


Содержания курса.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Я - гражданин» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.


В основе методики преподавания курса «Я - гражданин» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения:. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Предполагаемый результат воспитательной программы :

формирование у детей навыков самостоятельности:

самоанализа,

самооценки,

самоуправления.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено.

Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты

Воспитанники дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

они обладают индивидуальными способностями и интересами,

умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания,

не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;

они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;

они способны к изменению самих себя.

Виды и формы воспитательной деятельности:

классные собрания;

классные часы:

Лекция;

Беседа;

Час общения;

Ролевые игры;

Диспуты,

Уроки творчества,

КТД,

Конкурсы, Викторины, КВН, Акции, проекты.

Система контроля и оценки достижения

планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  • Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  • Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

  • Изучение самооценки личности младшего школьника;

  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  • Проектная методика «Автопортрет»;

  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

  • Социометрия;

  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).


Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Направления воспитательной работы:

« Я - ЧЕЛОВЕК» (социализация)

Цель и задачи:

защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни;

сотрудничество со специалистами здравоохранения;

просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

«Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)

Цель раздела:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать

роль в обществе и в семье.

Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции.

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

« Я и школа» (учебно-познавательное)

Цель и задачи: расширение кругозора:

создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».

«Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)

Цели:

воспитание ответственности за сохранение окружающей среды;

воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней;

умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

«Я и ОТЕЧЕСТВО»( патриотическое воспитание )


Цели: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Михайловска











КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности

по курсу «Я –гражданин»

Образовательная система «Школа России»











Класс 1-4

Учитель Герчик А.М.

Количество часов:

всего 135 часов

в неделю 1__ час










Планирование составлено на основе рабочей программы

Герчик Алёны Михайловны, утвержденной директором МБОУ СОШ № 30 г. Михайловска Л.И. Петренко, приказ № 464/01-3 от 30 августа 2019 г.


Планирование по курсу «Духовно-нравственное

воспитание. Я – гражданин»


п/п

Дата по плану

Дата по факту


Тема

«Я - человек»

1





«Что означает быть настоящим человеком?»

2



«Конвенция о правах ребёнка»

3




«Правила поведения в общественных местах»

4





«С любовью к России»

(конкурс стихов и рисунков)

5



«Безопасное общение с незнакомцами»

6





«О дружбе, о товариществе, о хороших людях» (диспут)


7



«День Конституции»

8



«Я и моё имя»

«Я и семья»

9



«Все мы - дружная семья»

10




«Моя родословная. Откуда мы родом»

11



Гость в доме - хозяину радость.

12



«Праздник праздников - Пасха»

13



«Поговорим о воспитанности»

14



«Традиции моей семьи»

«Я и школа»

15





«Здравствуй, школа. Правила

поведения в школе»

16



«Что такое доброта?»

17



«Трудиться - всегда пригодится»

18





«Смешинки» (развлекательная

программа)

19



Конкурс «Ты наш друг, родной язык»

20



«Задачи и шутки в стихах»

21



«Книга и труд - рядом идут»

«Я и природа»

22





«Что такое хорошо, что такое плохо?»

23



«Конкурс стихов о природе».

24





«Мы гости в этом мире» (охрана животных)

25



«Знаете ли вы ? (брейн-ринг)

«Я и отечество»

26



«Государственные символы России»

27





«Нет дерева сердцу милей» (праздник

русской берёзки)

28





КВН для мальчиков «Защитники

Родины»

29



«Путешествие по родной стране»

30



Беседа «Героев помнят вечно»

31



«Название моего посёлка» (беседа)

32



Конкурс чтецов «Салют Победы»

33



«Что значит быть полезным людям?»










2 КЛАСС (34 ч.)

I раздел «Ставрополье – моя малая Родина» 11ч.

Дата по плану

Дата по факту

1

«Из истории города Ставрополя » (поход в музей).



2

«Достопримечательности современного города» (экскурсия).



3

«В годы суровых испытаний» (фильм о ВОВ).



4

«История памятников » (беседа).



5

«Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках).



6

«Пою мое Отечество» (конкурс патриотических стихотворений).



7

«Служу Отечеству» (встреча с военнослужащими или курсантами военных училищ).



8

«Жемчужины Ставропольского края» (заочное путешествие по краю).



9

«Михайловск – многонациональный город» (фестиваль).



10

«Трудовой десант по благоустройству территории школьного двора».



11

«Ставрополь в символах и знаках» (беседа).



II раздел «Горжусь тобой моя Родина»11ч.



1

«Из истории Ставропольского края» (музей).



2

«Символы Ставропольского края » (беседа).



3

«Делай хорошо для других – сам станешь лучше» (дискуссия).



4

«Города – герои Ставропольского края» (заочное путешествие).



5

«Краеведческая викторина».



6

«Земляки, которыми я горжусь» (фильм).



7

«Жемчужины Ставропольского края» (заочное путешествие).



8

«Хлеб - всему голова» (праздник, встреча с хлеборобами).



9

«Народные умельцы Ставропольского края».



10

Конкурс-выставка «Своими руками».



11

«Чистая река – чистая совесть» (практикум).



III раздел «Я – гражданин России»13ч.



1

«Флаг, герб и гимн России» (беседа).



2

«Конституция – основной закон нашего государства».



3

«Города-герои России».



4

«Урок мужества к дню победы».



5

Конкурс рисунков «Любимый уголок моей Родины».



6

«Я – будущий защитник Отечества» (спортивный праздник).



7

«Мои права и обязанности как гражданина России».



8

«Урок милосердия» (чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка»).



9

«Мой вклад в дела моей страны» (по итогам успеваемости).



10

«Моя будущая профессия».



11

«Мы одна семья» (многонациональный состав России).



12-13

«Знакомство с нравственными заповедями православия».



3 КЛАСС (34ч.)

I раздел «Я живу в России» 8ч.



1

«Современная карта России».



2

«Москва – столица России».



3

«Россия – многонациональное государство». «Народы России» (расы, языки, религия).



4

«Народы России» (разность традиций, обычаев – на отдельных примерах).



5

«Наши праздники» (общероссийские, национальные, религиозные – на отдельных примерах).



6

«Права и обязанности гражданина России».



7

«Права и обязанности ребенка – младшего школьника» (на отдельных примерах).



8

«Православная культура в России».



II раздел

«Без прошлого нет настоящего и будущего». 7ч.



1

«Человек – самое необычное существо на Земле».



2

«Связь настоящего с прошлым».



3

«Представление о происхождении мира» (научная версия).



4

«Представление о происхождении мира» (религиозно-мифологическая версия).



5

«Представления древних славян о мире».



6

«Представления древних греков о мире».



7

«Библейские представления о мире».



III раздел

«Как далекая Россия становится близкой». 7ч.



1

«Как воскресить прошлое? Археология.»



2

«Энтография».



3

«Топонимика».



4

«Имена и фамилии».



5

«Письменность».



6

«Время и пространство в истории» (хронология).



7

«Историческая карта».



IV раздел «Россия и мир». 12ч.



1

«Россия и другие страны мира».



2

«Земля наш общий дом».



3

«Чудеса света» (искусство).



4

«Чудеса света» (наука).



5

«Чудеса света» (культура).



6

«Общечеловеческие проблемы. Сохранение мира».



7

«Общечеловеческие проблемы. Сохранение здоровья».



8-9

«Общечеловеческие проблемы. Экологическое сознание».



10

«Прогнозирование и преодоление общечеловеческих проблем с использованием опыта, уроков истории».



11

«Международное сотрудничество».



12

«Международное сотрудничество».



4 КЛАСС (34ч.)

I раздел «Древняя Русь» 8ч.



1

«Восточные славяне и их соседи». «Образование Древнерусского государства.»



2

«Крещение Руси».



3

«Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый».



4

«Основание Москвы, Юрий Долгорукий».



5

«Культура древности, родной край в древности».



6

«Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар».



7

«Новгородская Русь и Александр Невский». «Невская битва и битва на Чудском озере».



8

«Объединение русских земель вокруг Москвы». «Куликовская битва». «Дмитрий Донской».



II раздел «Московское государство». 6Ч.



1

«Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства.»



2

«Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров».



3

«Смутное время». «Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века».



4

«Минин и Пожарский». «Иван Сусанин.»



5

«Степан Разин».



6

«Жизнь, быт и культура России в XVII веке».



III раздел «Российская империя». 5ч.



1

«Петр I и преобразования в России». (в армии, на флоте, в образовании, в быту).



2

«Новая столица России».



3

«Полтавская битва».



4

«Послепетровская Россия».



5

«Культура России XVIII века».



IV раздел «XIX век России». 5ч.



1

«Отечественная война 1812 года». «Бородинское сражение. М.Кутузов».



2

«Николай I и декабристы».



3

«Российская империя во второй половине XIX века».



4

«Отмена крепостного права».



5

«Жизнь и быт. Культура России».



V раздел

«XX и XXI век. История и современность». 10ч.



1

«Конец Российской империи. Падение царской власти».



2

«Октябрьская революция».



3

«Гражданская война».



4

«Образование СССР».



5-6

«Великая Отечественная война». «Города-герои». «Герои фронта и тыла».



7

«Послевоенное восстановление хозяйства страны». «Достижения науки и техники».



8

«Освоение космического пространства».



9

«Культура России».



10

«Новая Россия – государственное устройство». (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). «Государственные символы».







Список используемой литературы:

Для учителя:

1. Закон об образовании 2009г. №3266-1

2. Конституция Российской федерации (Ст1, 10, 17, 15, 19,32,43,50,51,52)

3. А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

4. М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2010.

5. А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной

жизнью», Москва, 2015.

6. Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2014.

7. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». - М., 1998. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно - методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2015.

8. Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы,

Вентана-Графф, 2014г.


Для обучающихся:

1. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.

3. Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2011.


Сохранить у себя:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Я –гражданин» для 1-4 классов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки