Рабочая программа внеурочной деятельности, кружок "Умницы и умники"

Рабочая программа внеурочной деятельности, кружок "Умницы и умники"

Содержимое разработки


АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Аврора»

Рассмотрено

Руководитель МО

_______

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

____________

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

Утверждаю

Директор МАОУ

__________

Приказ № ______

от «30» августа 2019 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖКА


«Умники и умницы»


4 класс








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2019 г.







2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Умники и умницы», рассчитанного на учеников начальной школы.

Рабочая программа включает в себя разделы:

  • Пояснительная записка

  • Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  • Содержание программы

  • Календарно-тематическое планирование

  • Список литературы


Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.


Общая характеристика программы:

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

 Образовательные

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности


Развивающие

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.


Воспитательные

  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.

  • Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познаватель-ных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.



Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:

  • Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет. Возраст детей 6,5 -10 лет


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 года обучения из расчёта 1 час в неделю.

  • год обучения – 35 часов;


Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • конкурсы, выставки;

  • трудовые дела;

  • наблюдение;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.



Планируемые результаты

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;


Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

  • самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.


Содержание программы:

1.Введение (1 ч)

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»

«Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Для проведения занятий по РПС предлагается учебно-методический комплект, состоящий из:

а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради;

в) программы курса РПС

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.


Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).




10. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.


Календарно-тематическое планирование


Четвертый год обучения

Кол-во часов раздела

заня-тия

Тема занятия.

Дата проведения

По плану

Факт.

1ч

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.



5 ч

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи



5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи



6 ч

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



5 ч


13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи



14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



5 ч

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



20

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



21

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



22

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



4 ч

23

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



24

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



25

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



26

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



4 ч

27

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



28

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



29

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



30

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



5 ч

31

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



32

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи



33

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек



34

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



35

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



2 ч

36

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



37

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



1ч

38

Что мы узнали и чему научились за год.







Список литературы

Список литературы для учителя

Основная литература

  • Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.

  • Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. / Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.

  • Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

  • Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

  • Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011. - Ч. 1.

Дополнительная литература

  • Акимушкин И. Мир животных. - М., 1971.

  • Воробьева И. А. Язык Земли. - Новосибирск, 1973.

  • Горощенко В.П. Природа и люди. - М., 1976.

  • Григорьев А.Г. Секретные заложники. - Томск, 1996.

  • Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Удивительные растения. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012

  • Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. - Л., 1987.

  • Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! - Новосибирск, 1972.

  • Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. - М., 1997.

  • Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

  • Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.


Список литературы для обучающихся

Основная литература

  • Иллюстрированная энциклопедия школьника «Мир живой природы». - М., 1998.

  • Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. - Ярославль: «Академия развития», 1998

  • Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или, о чем не узнаешь на уроках. - Ярославль, 1998.

  • Нуждина Т.Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. - Ярославль, 1998.

  • Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

Дополнительная литература

  • Барков А.В. Почему еж с лисой встречаться не любит. - М., 1989.

  • Галенс Д. Книга ответов для почемучки. –Харьков: «Книжный клуб», 2006

  • Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Удивительные растения. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012

  • Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012

  • Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М: «Педагогика». М. 1990.


Сохранить у себя:
Рабочая программа внеурочной деятельности, кружок "Умницы и умники"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки