РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
«ИНФОРМИКА»
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по информатике «ИНФОРМИКА» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO). На основе авторской программы курса информатики для 5-7 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатики «ИНФОРМИКА» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Цель программы:
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
развитие умственных и творческих способностей учащихся;
адаптация ребенка к компьютерной среде;
овладение основами компьютерной грамотности;
использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
дальнейшее освоение компьютера, его возможностей; формирование художественного вкуса, мышления и творческого развития путем углубленного изучения программы Paint.
Место предмета в учебном плане
Дополнительная образовательная программа по информатике «ИНФОРМИКА» рассчитана для обучающихся 11-13 лет сроком на 3 года обучения. Всего 51 ч., по одному часу в две неделю. На первый год обучения отводится 17 ч. и на второе и третие года обучения отводится по 17 ч. внеаудиторного времени. Занятия проводятся в группе по 12-15 человек.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «ИНФОРМИКА» используются учебники Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), (Информатика 6 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний) и (Информатика 7 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проектного.
Учебно-тематический план
для 5 класса
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. | Практическая часть |
| Основы работы в текстовом редакторе Word | 10 | Практическая работа № 1. - № 7.
|
| Дополнительные возможности Word | 6 | Практическая работа № 8. - № 13. |
| Рисование средствами Word | 6 | Практическая работа № 14. - № 18. |
| Проектная деятельность | 6 | Практическая работа № 19. - № 24. |
| Таблицы в Word | 4 | Практическая работа № 25. - № 27. |
| Заключительное занятие. Резерв. | 3 | Практическая работа № 28. |
| ИТОГО | 35 |
|
Учебно-тематический план
для 6 класс
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. | Практическая часть |
| Основы работы в графическом редакторе | 12 | Практическая работа № 1. - № 10. |
| Моделирование | 2 | Практическая работа № 11. - № 12. |
| Поздравительные открытки | 10 | Практическая работа № 13. - № 22. |
| Стенгазеты | 6 | Практическая работа № 23. - № 28. |
| Конкурс на лучший рисунок. | 4 |
|
| Заключительное занятие. Резерв. | 1 | Практическая работа № 29. |
| ИТОГО | 35 |
|
Учебно-тематический план
для 7 класса
№ п/п | Тематический блок | Кол. час. | Практическая часть |
| Основы работы в Microsoft Office Publisher | 13 | Практическая работа № 1. - № 7. |
| Основы работы в Microsoft Office PowerPoint | 9 | Практическая работа № 8. - № 13. |
| Правила работы с ABBYY FineReader | 5 | Практическая работа № 14. - № 18. |
| Электронные таблицы. | 7 | Практическая работа № 19. - № 24. |
| Резерв | 1 |
|
| ИТОГО | 35 |
|
Первый год обучения
(1 ч. в две неделю, 17 ч. в год)
Содержание изучаемого курса
Основы работы в текстовом редакторе Word
Техника безопасности на занятиях кружка.
Знакомство с текстовым редактором Word. Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.
Дополнительные возможности Word
Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.
Нумерация и маркеры. Изменение формата нумерации и маркировки
Вставка специальных символов, даты и времени. Проверка орфографии и грамматики. Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы. Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати. Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц. Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.
Рисование средствами Word
Используем элементы рисования: автофигуры, заливка. Используем элементы рисования: линии, стрелки. Используем элементы рисования: тени, объем. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков. Используем элементы рисования: объект WordArt. Используем элементы рисования: объект Надпись.
Проектная деятельность
Создание проектов по красным датам календаря
Таблицы в Word
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля.
Второй год обучения
(1 ч. в две неделю, 17 ч. в год)
Содержание изучаемого курса
Основы работы в графическом редакторе
Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни.
Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. Окно документа; запуск программы. Панель инструментов. Работа с инструментами. Меню «Палитра» Инструмент «Надпись» Буфер обмена. Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.
Моделирование
Использование редактора Paint для моделирования.
Поздравительные открытки
Особенности рисования поздравительных открыток. Правила дизайна и текста. Вставка рисунка и текста. Список календарных дат для поздравительных открыток.
Стенгазеты
Оформление стенных газет. Новостные, поздравительные, развлекательные стенгазеты.
Третий год обучения
(1 ч. в две неделю, 17 ч. в год)
Содержание изучаемого курса
Основы работы в Microsoft Office Publisher
Правила техники безопасности. Интерфейс Microsoft Office Publisher. Ввод текста. Установка параметров Publisher. Вставка графических объектов. Работа с несколькими объектами. Перекрашивание и обрезка объектов. Изменение свойств рамки. Параметры страницы. Печать публикации. Проверка макета. Диспетчер графики. Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций. Проект: Альманах "История информатики". Проект: “Визитка для директора”. Разработка проекта публикации (памятки). Создание информационного буклета «Векторные редакторы»
Основы работы в Microsoft Office PowerPoint
Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Разметка и оформление слайда. Влияние цвета на восприятие информации. Художественное оформление презентаций. Настройка анимации. Настройка презентации. Использование гиперссылки в показе слайдов.Использование звука, видео в презентации. Создание презентации с помощью мастера, шаблона. Создание презентации на основе уже имеющейся презентации.
Правила работы с ABBYY FineReader
Введение. Интерфейс ABBYY FineReader. Сканирование и распознавание документов с помощью FineReader. Сканирование текстовых документов, графических объектов, таблиц. Основные типы портфолио. Создание портфолио с помощью программы PowerPoint. Сбор и сканирование документов об успехах учащегося
Электронные таблицы.
Электронные таблицы. ЭТ для вычислений. Основные функции. Построение графиков. Решение задач в Excel. Моделирование в Excel. Решение задач в Excel.
Учебно-тематический план,
первого года обучения
№ | Наименование тем занятий | Кол. час | Дата проведения |
1
| Вводное занятие. Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа. | 1
| |
2 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. | 1 |
|
3 | Оформление текста: выделение текста цветом Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. | 1
|
|
4 | Нумерация и маркеры Изменение формата нумерации и маркировки | 1
|
|
5 | Вставка специальных символов, даты и времени Проверка орфографии и грамматики | 1 |
|
6 | Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати | 1 |
|
7 | Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п. | 1 |
|
8 | Используем элементы рисования: автофигуры, заливка Используем элементы рисования: линии, стрелки | 1 |
|
9 | Используем элементы рисования: тени, объем Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков | 1 |
|
10 | Используем элементы рисования: объект WordArt Используем элементы рисования: объект Надпись | 1 |
|
11 | Создание проекта Поздравительная открытка «С днем рождения» | 1 |
|
12 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 1 |
|
13 | Создание проекта Школьная стенгазета (в формате колонок) «День защитника Отечества»» | 1 |
|
14 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек | 1 |
|
15 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля | 1 |
|
16 | Создание проекта «Расписание уроков» | 1 |
|
17 | Заключительное занятие. | 1 |
|
|
| 17 |
|
Учебно-тематический план,
второго года обучения
№ | Наименование разделов и тем. | кол-во часов
| Дата проведения |
1. | Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни. | 1 |
|
2 | Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. | 1 |
|
3 | Окно документа; запуск программы. Панель инструментов. Работа с инструментами. | 1 |
|
4 | Меню «Палитра» Инструмент «Надпись» | 1 |
|
5 | Буфер обмена. | 1 |
|
6 | Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню. | 1 |
|
7 | Использование редактора Paint для моделирования. | 1 |
|
8-9 | Рисование поздравительного плаката к Дню рождения школы. | 2 |
|
10 | Поздравления родным и близким к 23 февраля. | 1 |
|
11 | Поздравления родным и близким к 8 Марта. | 1 |
|
12 | Приколы к Дню смеха. | 1 |
|
13 | Стенгазета, посвященная дню Космонавтики. | 1 |
|
14 | Рисунок «Праздник Весны и Труда» | 1 |
|
15 | Поздравления ветеранам ВОВ. | 1 |
|
16 | Рисование на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок. | 1 |
|
17 | Резерв | 1 |
|
ИТОГО: 17 ЧАСА |
|
Учебно-тематический план,
третего года обучения
№ | Наименование разделов и тем. | кол-во часов | Дата проведения
|
1. | Правила техники безопасности. Интерфейс Microsoft Office Publisher Ввод текста. Установка параметров Publisher | 1
|
|
2. | Вставка графических объектов Работа с несколькими объектами | 1 |
|
3. | Перекрашивание и обрезка объектов Изменение свойств рамки. Параметры страницы. | 1 |
|
4. | Проверка макета. Диспетчер графики Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций | 1 |
|
5. | Проект: Альманах "История информатики" | 1 |
|
6. | Создание информационного буклета «Векторные редакторы» | 1 |
|
7. | Интерфейс Microsoft Office PowerPoint Планирование презентации | 1 |
|
8.
| Разметка и оформление слайда Влияние цвета на восприятие информации. Художественное оформление презентаций | 1 |
|
9. | Настройка анимации. Настройка презентации Использование гиперссылки в показе слайдов | 1 |
|
10. | Использование звука, видео в презентации Создание презентации с помощью мастера, шаблона | 1 |
|
11. | Введение. Интерфейс ABBYY FineReader Сканирование и распознавание документов с помощью FineReader | 1 |
|
12. | Сканирование текстовых документов, графических объектов, таблиц. Основные типы портфолио. Создание портфолио с помощью программы PowerPoint. | 1 |
|
13. | Электронные таблицы. | 1 |
|
14. | ЭТ для вычислений | 1 |
|
15. | Основные функции. Построение графиков. | 1 |
|
16. |
| 1 |
|
17. | Резерв | 1 |
|
| ИТОГО | 17 |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
владеть основами компьютерной грамотности;
Использовать программу Publisher
представлять информацию в демонстрационном виде с помощью программы PowerPoint;
создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;
уметь работать с программами, сканирующими документы, картинки, фотографии и обрабатывать полученные продукты;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
владеть основами компьютерной грамотности;
Дальнейшее освоение компьютера, его возможностей; формирование художественного вкуса, мышления и творческого развития путем углубленного изучения программы Paint.
Задачи:
раскрыть роль рисунка, как части графики, в жизни общества;
развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
обучить работе с компьютерной программой Paint;
включить учащихся в творческую деятельность;
создать комфортную обстановку в творческом коллективе;
сформировать художественные навыки на уровне практического применения.
Прогнозируемый результат:
учащиеся должны уверенно и легко владеть компьютером;
самостоятельно составлять композиции;
видеть ошибки и уметь их исправлять;
знать терминологию;
быстрота исполнения работы.
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Список используемой литературы
Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: Учебник для 7 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Учебный курс Microsoft Office.
Методические пособия к учебникам по информатике для 5-7 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 5-7 классы.
Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
Интернет ресурсы.
http://www.edu.ru
http://teacher.fio.ru
http://www.encyclopedia.ru
http://www.kpolyakov.ru
http://www.informika.na.by