Рабочая программа внеурочной деятельности "информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ "ИНФОРМАТИКА"

Содержимое разработки


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

«ИНФОРМИКА»




Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа по информатике «ИНФОРМИКА» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO). На основе авторской программы курса информатики для 5-7 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.

Дополнительное образование по информатики «ИНФОРМИКА» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.


Цель программы:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;

  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

  • развитие умственных и творческих способностей учащихся;

  • адаптация ребенка к компьютерной среде;

  • овладение основами компьютерной грамотности;

  • использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

  • дальнейшее освоение компьютера, его возможностей; формирование художественного вкуса, мышления и творческого развития путем углубленного изучения программы Paint.


Место предмета в учебном плане


Дополнительная образовательная программа по информатике «ИНФОРМИКА» рассчитана для обучающихся 11-13 лет сроком на 3 года обучения. Всего 51 ч., по одному часу в две неделю. На первый год обучения отводится 17 ч. и на второе и третие года обучения отводится по 17 ч. внеаудиторного времени. Занятия проводятся в группе по 12-15 человек.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «ИНФОРМИКА» используются учебники Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), (Информатика 6 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний) и (Информатика 7 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:

  • словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проектного.

Учебно-тематический план

для 5 класса

п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Практическая часть

Основы работы в текстовом редакторе Word

10

Практическая работа № 1. - № 7.


Дополнительные возможности Word

6

Практическая работа № 8. - № 13.


Рисование средствами Word

6

Практическая работа № 14. - № 18.


Проектная деятельность

6

Практическая работа № 19. - № 24.


Таблицы в Word

4

Практическая работа № 25. - № 27.


Заключительное занятие. Резерв.

3

Практическая работа № 28.


ИТОГО

35




Учебно-тематический план

для 6 класс

п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Практическая часть

Основы работы в графическом редакторе

12

Практическая работа № 1. - № 10.

Моделирование

2

Практическая работа № 11. - № 12.

Поздравительные открытки

10

Практическая работа № 13. - № 22.

Стенгазеты

6

Практическая работа № 23. - № 28.

Конкурс на лучший рисунок.

4


Заключительное занятие. Резерв.

1

Практическая работа № 29.

ИТОГО

35


Учебно-тематический план

для 7 класса



п/п

Тематический блок

Кол. час.

Практическая часть

Основы работы в Microsoft Office Publisher

13

Практическая работа № 1. - № 7.

Основы работы в Microsoft Office PowerPoint

9

Практическая работа № 8. - № 13.

Правила работы с ABBYY FineReader

5

Практическая работа № 14. - № 18.

Электронные таблицы.

7

Практическая работа № 19. - № 24.

Резерв

1


ИТОГО

35



Первый год обучения

(1 ч. в две неделю, 17 ч. в год)

Содержание изучаемого курса


Основы работы в текстовом редакторе Word


Техника безопасности на занятиях кружка.
Знакомство с текстовым редактором Word. Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.


Дополнительные возможности Word


Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

Нумерация и маркеры. Изменение формата нумерации и маркировки

Вставка специальных символов, даты и времени. Проверка орфографии и грамматики. Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы. Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати. Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц. Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.


Рисование средствами Word


Используем элементы рисования: автофигуры, заливка. Используем элементы рисования: линии, стрелки. Используем элементы рисования: тени, объем. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков. Используем элементы рисования: объект WordArt. Используем элементы рисования: объект Надпись.


Проектная деятельность


Создание проектов по красным датам календаря


Таблицы в Word


Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля.


Второй год обучения

(1 ч. в две неделю, 17 ч. в год)

Содержание изучаемого курса


Основы работы в графическом редакторе

Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни.

Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. Окно документа; запуск программы. Панель инструментов. Работа с инструментами. Меню «Палитра» Инструмент «Надпись» Буфер обмена. Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

Моделирование

Использование редактора Paint для моделирования.

Поздравительные открытки

Особенности рисования поздравительных открыток. Правила дизайна и текста. Вставка рисунка и текста. Список календарных дат для поздравительных открыток.

Стенгазеты

Оформление стенных газет. Новостные, поздравительные, развлекательные стенгазеты.






Третий год обучения

(1 ч. в две неделю, 17 ч. в год)

Содержание изучаемого курса


Основы работы в Microsoft Office Publisher

Правила техники безопасности. Интерфейс Microsoft Office Publisher. Ввод текста. Установка параметров Publisher. Вставка графических объектов. Работа с несколькими объектами. Перекрашивание и обрезка объектов. Изменение свойств рамки. Параметры страницы. Печать публикации. Проверка макета. Диспетчер графики. Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций. Проект: Альманах "История информатики". Проект: “Визитка для директора”. Разработка проекта публикации (памятки). Создание информационного буклета «Векторные редакторы»

Основы работы в Microsoft Office PowerPoint

Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Разметка и оформление слайда. Влияние цвета на восприятие информации. Художественное оформление презентаций. Настройка анимации. Настройка презентации. Использование гиперссылки в показе слайдов.Использование звука, видео в презентации. Создание презентации с помощью мастера, шаблона. Создание презентации на основе уже имеющейся презентации.

Правила работы с ABBYY FineReader

Введение. Интерфейс ABBYY FineReader. Сканирование и распознавание документов с помощью FineReader. Сканирование текстовых документов, графических объектов, таблиц. Основные типы портфолио. Создание портфолио с помощью программы PowerPoint. Сбор и сканирование документов об успехах учащегося

Электронные таблицы.

Электронные таблицы. ЭТ для вычислений. Основные функции. Построение графиков. Решение задач в Excel. Моделирование в Excel. Решение задач в Excel.













Учебно-тематический план,

первого года обучения





п/п

Наименование тем занятий

Кол. час

Дата

проведения

1




Вводное занятие.
Знакомство с текстовым редактором Word.

Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа.

1



2

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.


1


3

Оформление текста: выделение текста цветом

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

1



4

Нумерация и маркеры

Изменение формата нумерации и маркировки

1



5

Вставка специальных символов, даты и времени

Проверка орфографии и грамматики

1


6

Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы

Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати

1


7

Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц

Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.

1


8

Используем элементы рисования: автофигуры, заливка

Используем элементы рисования: линии, стрелки

1


9

Используем элементы рисования: тени, объем

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

1


10

Используем элементы рисования: объект WordArt

Используем элементы рисования: объект Надпись

1



11

Создание проекта Поздравительная открытка «С днем рождения»

1


12

Работа с колонками: оформление газетных колонок

1


13

Создание проекта Школьная стенгазета (в формате колонок) «День защитника Отечества»»

1


14

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1


15

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля

1


16

Создание проекта «Расписание уроков»

1


17

Заключительное занятие.

1




17



Учебно-тематический план,

второго года обучения



Наименование разделов и тем.

кол-во

часов






Дата

проведения

1.


Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни.

1


2

Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.

1


3

Окно документа; запуск программы. Панель инструментов.

Работа с инструментами.

1


4

Меню «Палитра»

Инструмент «Надпись»

1


5

Буфер обмена.

1


6

Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

1


7

Использование редактора Paint для моделирования.

1


8-9

Рисование поздравительного плаката к Дню рождения школы.

2


10

Поздравления родным и близким к 23 февраля.

1


11

Поздравления родным и близким к 8 Марта.

1


12

Приколы к Дню смеха.

1


13

Стенгазета, посвященная дню Космонавтики.

1


14

Рисунок «Праздник Весны и Труда»

1


15

Поздравления ветеранам ВОВ.

1


16

Рисование на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.

1


17

Резерв

1


ИТОГО: 17 ЧАСА



Учебно-тематический план,

третего года обучения



Наименование разделов и тем.

кол-во часов

Дата

проведения



1.

Правила техники безопасности. Интерфейс Microsoft Office Publisher

Ввод текста. Установка параметров Publisher

1



2.

Вставка графических объектов

Работа с несколькими объектами

1


3.

Перекрашивание и обрезка объектов

Изменение свойств рамки. Параметры страницы.

1


4.

Проверка макета. Диспетчер графики

Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций

1


5.

Проект: Альманах "История информатики"

1


6.

Создание информационного буклета «Векторные редакторы»

1


7.

Интерфейс Microsoft Office PowerPoint

Планирование презентации

1


8.


Разметка и оформление слайда

Влияние цвета на восприятие информации. Художественное оформление презентаций

1


9.

Настройка анимации. Настройка презентации

Использование гиперссылки в показе слайдов

1


10.

Использование звука, видео в презентации

Создание презентации с помощью мастера, шаблона

1


11.

Введение. Интерфейс ABBYY FineReader

Сканирование и распознавание документов с помощью FineReader

1


12.

Сканирование текстовых документов, графических объектов, таблиц.

Основные типы портфолио. Создание портфолио с помощью программы PowerPoint.

1


13.

Электронные таблицы.

1


14.

ЭТ для вычислений

1


15.

Основные функции.

Построение графиков.

1


16.


1


17.

Резерв

1



ИТОГО

17





Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • владеть основами компьютерной грамотности;

  • Использовать программу Publisher

  • представлять информацию в демонстрационном виде с помощью программы PowerPoint;

  • создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;

  • уметь работать с программами, сканирующими документы, картинки, фотографии и обрабатывать полученные продукты;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • владеть основами компьютерной грамотности;


Дальнейшее освоение компьютера, его возможностей; формирование художественного вкуса, мышления и творческого развития путем углубленного изучения программы Paint.


Задачи:

  • раскрыть роль рисунка, как части графики, в жизни общества;

  • развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;

  • обучить работе с компьютерной программой Paint;

  • включить учащихся в творческую деятельность;

  • создать комфортную обстановку в творческом коллективе;

  • сформировать художественные навыки на уровне практического применения.


Прогнозируемый результат:

  • учащиеся должны уверенно и легко владеть компьютером;

  • самостоятельно составлять композиции;

  • видеть ошибки и уметь их исправлять;

  • знать терминологию;

  • быстрота исполнения работы.



Перечень средств ИКТ,

необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

Список используемой литературы



  1. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Информатика: Учебник для 7 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Учебный курс Microsoft Office.

  6. Методические пособия к учебникам по информатике для 5-7 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  7. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 5-7 классы.


  1. Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.

  2. Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.

  3. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

Интернет ресурсы.


  • http://www.edu.ru

  • http://teacher.fio.ru

  • http://www.encyclopedia.ru

  • http://www.kpolyakov.ru

  • http://www.informika.na.by




Сохранить у себя:
Рабочая программа внеурочной деятельности "информатика"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки