МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебно-производственной работе
__________ Т. А. Исакова
«30 » августа 2023 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ
основной образовательной программы
среднего профессионального образования -
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
15.02.16 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Каменск-Уральский, 2023г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО), по специальности 15.02.16 Технология машиностроения, учебного плана основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.16 Технология машиностроения в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум». Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины СГ.01. История России. Эксперт: Зарипова М. М., зам. директора ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум» Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол заседания ЦК №1 от «_30_»___августа____2023г. Председатель ЦК ______________/ А.Н. Аркушина Рекомендована к утверждению на заседании методсовета Протокол заседания методсовета № 1 от 30.08. 2023 г. Председатель методсовета ______________/М.М.Зарипова Автор: Макарова Наталья Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум». Рецензент: Чиканова Людмила Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум». |
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
| |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.16 Технология машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина СГ.01. История России относится к социально-гуманитарному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Умения | Знания |
Уметь: -ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России; -выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; -пользоваться историческими источниками, научной и учебной литературой, средствами ИКТ; -раскрывать смысл и значение важнейших исторических событий; -обобщать и анализировать особенности исторического и культурного развития России на рубеже XX-XIX вв; -давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов; -демонстрировать гражданско-патриотическую позицию. | Знать: -основные периоды государственно-политического развития на рубеже XX-XIX вв., особенности формирования партийно-политической системы России; -итоги «шоковой терапии», проблемы и противоречия становления рыночной экономики, причины и итоги финансовых кризисов 1998, 2008-2009 гг., основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в постсоветском пространстве; -основные тенденции и явления в культуре; -роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; -ретроспективный анализ развития отрасли. |
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | знать | ||
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
| распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | ||
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной |
| определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств. | ||
|
| организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности | ||
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно устно и письменно излагает свои мысли по профессиональной тематике на государственном и изучаемом языках. | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений | ||
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Понимает значимость своей специальности Демонстрирует поведение на основе общечеловеческих ценностей. | описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -52 часа.
Теоретическое обучение– 42 часа.
самостоятельная работа – 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 52 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 42 |
самостоятельная работа | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.01. История России
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Элементы формируемых компетенций | ||
Раздел 1. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века | |||||
Тема 1. Предпосылки формирования новой российской государственности в конце XX – начале XXI века. | Формирование новой российской государственности, государственное строительство Российской Федерации в 1991–1999 гг. Октябрьские события 1993 года. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 2. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в новом тысячелетии. | Особенности формирования партийно-политической системы России в условиях демократической формы правления. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в новом тысячелетии. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 3. Россия в 90-е годы ХХ века. | Самостоятельная работа № 1. Выполнение заданий по теме 3. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 4. Социально-экономическое развитие России. | «Шоковая терапия» как способ перехода к рыночной экономике. Реформы Е.Т. Гайдара. Экономический курс В.С. Черномырдина. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 5. Финансово-экономический кризис 1998 года и преодоление его последствий. | Финансово-экономический кризис 1998 года и преодоление его последствий. Экономика. Политика. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 6. Кризис государственности на Северном Кавказе и его преодоление. | Региональные проблемы Кавказа. Осетино-Ингушский конфликт. Первая чеченская война. Ичкерия. Вторая чеченская война. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 7. Радикальный исламизм и терроризм. | Проблемы восстановления Чечни. Радикальный исламизм и терроризм. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 8. Кризис государственности на Северном Кавказе и его преодоление. | Самостоятельная работа № 2. Выполнение заданий по теме 8. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 9. Основные направления внешней политики. | Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве. Договор о коллективной безопасности. Содружество независимых государств (СНГ); Таможенный союз (ТС); ЕврАзЭС; БРИКС. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 10. Особенности миротворческой миссии России в постсоветский период. | Особенности миротворческой миссии России в постсоветский период | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 11. Социальная структура современной России. | Самостоятельная работа №3. Выполнение заданий по теме 11. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 12. Культура современной России. |
| 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 13. Нарастание кризиса и национальное самоопределение в Крыму. | Украина перед геополитическим выбором. Нарастание кризиса. Отстранение Президента Украины В.Ф. Януковича от должности. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 14. Социально-экономическое развитие Крыма в составе Российской Федерации. | Референдум о национальном самоопределении в Крыму и образование Крымского федерального округа Российской Федерации. Социально-экономическое развитие Крыма в составе Российской Федерации | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 15. Основные тенденции и явления в культуре на рубеже XX – XXI вв. | Особенности развития культуры России на рубеже XX – XXI вв. Государственная поддержка отечественной культуры; сохранение традиционных нравственных ценностей. Восстановление системы кинопроката; лидеры театральной жизни; культура на телевидении и радио. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 16. Реформы системы образования. | Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Реформы системы образования. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Раздел 2. Россия и глобальный мир | |||||
Тема 17. Россия в процессе глобализации. | Усиление Китая. Мировой финансовый кризис и его последствия (2008–2009 гг.). Пандемия и ее влияние на мировое развитие. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 18. Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир. | Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 19.«Современный мир на пути решения глобальных проблем». | Самостоятельная работа №4. Выполнение заданий по теме 19. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 20.Роль России в системе международной безопасности». | Россия и международная безопасность. ООН. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема21. Россия в мировой экономике. | Интеграция. Россия. Мировое хозяйство и экономика. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 22. Интеграция России в международные экономические организации. | Интеграция России. Россия. Запад. Восток. Азия. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 23. Санкционная война: санкции и контрсанкции. | Россия и враждебный Запад. Экономика. Санкции и контрсанкции. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 24. Интеграционные процессы современного мира. | Интеграционные процессы. Интеграционное сотрудничество. Интеграционное партнерство. Новейшие факторы интеграции. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 25. Место России на международной арене. | Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04- ОК 05. ОК 06 | |||
Всего | | 52 | |
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете истории (№213).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-автоматизированное рабочее место преподавателя-1шт.;
-доска классная аудиторная-3 шт.;
Технические средства обучения:
- Проектор View Sonic PJD5234 – 1 шт.
- экран для проектора на штативе Lumien – 1 шт.
Перечень используемых электронных образовательных ресурсов:
Юрайт образовательная платформа https://urait.ru
Система электронного обучения и тестирования Moodle https://www.ispring.ru/elearning-insights/moodle
Интернет - платформа «Инфоурок» для изучения и просмотра учебных видеороликов по истории. https://iu.ru/video-lessons?utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_campaign=redirect
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Сдам ЕГЭ, решу ВПР» https://hist11-vpr.sdamgia.ru
Программное обеспечение:
Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Печатные издания:
1.Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.
2. Артемов, В. В. История: В 2 ч. Ч. 1: учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - М.: ИЦ «Академия», 2017. – 352 с.
3.Артемов, В. В. История: В 2 ч. Ч. 2: учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - М.: ИЦ «Академия», 2017. – 400 с.
Дополнительные источники
Печатные издания:
1.Загладин, Н. В. Всеобщая история. ХХ век : учебник / Н. В. Загладин. – 9-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 400 с.
2. Кириллов, В. В. История России 1800-2002 гг. / В. В. Кириллов, М. Н. Чернова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 512 с
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Уметь: -ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России; -выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; -пользоваться историческими источниками, научной и учебной литературой, средствами ИКТ; -раскрывать смысл и значение важнейших исторических событий; -обобщать и анализировать особенности исторического и культурного развития России на рубеже XX-XIX вв; -давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов; -демонстрировать гражданско-патриотическую позицию. | Демонстрирует умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; демонстрирует умение распознавать задачу и/или проблему в историческом контексте; демонстрирует умение анализировать задачу и/или проблему в историческом контексте и выделять ее составные части; демонстрирует умение оценивать результат и последствия исторических событий; демонстрирует умение определять задачи поиска исторической информации; демонстрирует умение определять необходимые источники информации; демонстрирует умение структурировать получаемую информацию; демонстрирует умение выделять наиболее значимое в перечне информации; демонстрирует умение оценивать практическую значимость результатов поиска и умение оформлять результаты поиска; демонстрирует умение выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей; демонстрирует умение организовывать и мотивировать коллектив для совместной деятельности; демонстрирует умение излагать свои мысли в контексте современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; демонстрирует умение осознавать личную ответственность за судьбу России; демонстрирует умение проявлять социальную активность и гражданскую зрелость; демонстрирует умение применять средства информационных технологий для решения поставленных задач; демонстрирует умение анализировать правовые и законодательные акты мирового и регионального значения; демонстрирует умение определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте. 91-100 % правильных ответов оценка 5 (отлично). 71-90 % правильных ответов 4 (хорошо). 61-70 % правильных ответов оценка 3 ( удовлетворительно). Менее 60 % правильных ответов оценка 2 ( неудовлетворительно) | Текущий контроль: в форме письменного и устного опроса. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета по дисциплине. |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Знать: -основные периоды государственно-политического развития на рубеже XX-XIX вв., особенности формирования партийно-политической системы России; -итоги «шоковой терапии», проблемы и противоречия становления рыночной экономики, причины и итоги финансовых кризисов 1998, 2008-2009 гг., основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в постсоветском пространстве; -основные тенденции и явления в культуре; -роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; -ретроспективный анализ развития отрасли. | Демонстрирует знание основных тенденций экономического, политического и культурного развития России в XX–XXI вв.; демонстрирует знание основных источников информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте; демонстрирует знание приемов структурирования информации; демонстрирует знание формата оформления результатов поиска информации; демонстрирует знание возможных траекторий личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей; демонстрирует знание психологии коллектива психологии личности; демонстрирует знание роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; демонстрирует знание сущности гражданско-патриотической позиции; демонстрирует знание общечеловеческих ценностей; демонстрирует знание содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов государственного значения; демонстрирует знание перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе. 91-100% правильных действий - оценка 5 (отлично) 71-90% правильных действий - оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных действий - оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных действий - оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: в форме письменного устного опроса. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета по дисциплине. |