государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Отрадненский нефтяной техникум»
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Отрадненский нефтяной техникум» |
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № «203/1-о » от 22 июня 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
г.о. Отрадный, 2020 год.
РАССМОТРЕНО Цикловой комиссией ЦК СЭЦ Протокол №11 от 19 июня 2020 г. Председатель ЦК СЭЦ / Оруджева Н.Х./ (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Разработчик: Ефимова А.А., преподаватель ГБПОУ «ОНТ» 18 июня 2020 |
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) специальности 22.02.06 Сварочное производство, утверждённой приказом Министерством образования и науки РФ № 360 от 21.04.2014 года.
Разработчик:
А.А. Ефимова | преподаватель | 1 КК |
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза
О.А. Бердыева | руководитель МО | ВКК |
Содержательная экспертиза
Н.Х. Оруджева председатель ЦК ТЦ ВКК |
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза
| |
|
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
|
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и тематическое планирование | 8 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 13
|
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 16
|
Приложение А КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 18
|
Приложение Б ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК | 19
|
Приложение В ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ | 20
|
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 22 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Информатика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство, утверждённой приказом Министерством образования и науки РФ № 360 от 21.04.2014 года.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
Место дисциплины в структуре ППССЗ
Рабочая программа входит в базовую часть общего математического и естественнонаучного цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 22.02.06 Сварочное производство и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение А):
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение Б):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
1.4.1 Очной формы обучения
максимальной учебной нагрузки 108 час, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 | не предусмотрено |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 | не предусмотрено |
в том числе: | | |
лабораторные занятия | не предусмотрено | не предусмотрено |
практические занятия | 62 | не предусмотрено |
контрольные работы | не предусмотрено | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 | не предусмотрено |
в том числе: | | |
– самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| не предусмотрено | |
– работа с учебной литературой: выполнение опорного конспекта | 5 | |
–подготовка рефератов по проблемам использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | 8 | |
– подбор материала в локальной сети и в Интернет | 2 | |
– презентация | 15 | |
– создание коллажей по профилю специальности домашнее задание (работа с ресурсами Интернет, подготовка к практическим занятиям) | 6 | |
Промежуточная аттестация в форме | Дифференцированный зачет | не предусмотрено |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Информатика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1.Структура и функциональная организация ЭВМ. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
| |||
Тема 1.1. Архитектура ПК, структура вычислительной системы | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Магистрально - модульный принцип построения компьютера. | 1 | ||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | | ||
Практические занятия | 3 | | ||
Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память и т.д. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Основные элементы окна Windows. Управление окнами. Меню и запросы. | | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | | ||
Тема 1.2. Текстовый процессор Word | Содержание учебного материала | 1 |
3 | |
1 | Технология обработки текстовой информации. Использование шаблонов документов и других средств повышающих эффективность работы с текстом. | |||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | | ||
Практические занятия | 4 |
| ||
Программы для верстки оригинал-макетов. Вставка колонтитулов, нумерация страниц. Создание объектов SmartArt. Гиперссылка, разбиение текста на колонки. Создание гиперссылок в документе, оглавление, нумерация страниц. Создание комплексного документа средствами текстового процессора Word. | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Работа над исследовательским проектом по направлению «Информационные технологии в моей профессии». Создание доклада в текстовом редакторе. | ||||
Тема 1.4. Табличный процессор Excel | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Моделирование электронной таблицы. Примеры моделирования в электронной таблице. | 1 | ||
| ||||
Лабораторные занятия | не предусмотрено |
| ||
Практические занятия | | | ||
Условное форматирование, сортировка, фильтрация. Промежуточные итоги, подбор параметров. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная ссылка Решение задач графическим способом (построение диаграмм). Условное форматирование, сортировка, фильтрация. Промежуточные итоги. Подбор параметров. | 7 | 2 | ||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Работа над исследовательским проектом по направлению «Информационные технологии в моей профессии». Создание расчетного листа в электронных таблицах Excel | ||||
Тема 1.5. Система управления базами данных | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Базы данных как модель информационной структуры. | 2 | ||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | | ||
Практические занятия | 11 |
| ||
Компьютерная база данных – система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации. Создание форм. Элементы управления. Создание отчетов. Создание таблицы базы данных с использованием конструктора. Импорт таблиц из других приложений. Создание пользовательских форм. Создание отчетов. Модель расчета оплаты труда в табличной базе данных. | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Спроектировать и создать базу данных «Наша группа». База данных должна содержать анкетные данные студентов, выполнять поиск нужных студентов по параметрам, выводить в форме отчетов результаты поиска. | ||||
Тема 1.6. Создание презентации в программе PowerPoint | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Программа создания презентаций PowerPoint: основные понятия и способ организации. | 1 | ||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | 2 | ||
Практические занятия | 11 | |||
Анимация смены слайдов, оформление слайдов, вставка объектов из других приложений Создание презентации по теме « Компьютерные технологии в моей профессии/ специальности» Типы публикаций. Пользовательский макет Вставка в макет различных объектов. Создание резюме, календаря. Создание буклета по выбранной специальности. | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 15 | |||
Работа над исследовательским проектом по направлению «Информационные технологии в моей профессии». Создание презентации. Работа над исследовательским проектом по направлению «Информационные технологии в моей профессии». Создание буклета. | ||||
Раздел 2. Основы компьютерных коммуникаций | ||||
Тема 2.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. Internet | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Сервер, локальная сеть, глобальная сеть, региональная, корпоративная сеть. | 1 | ||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | |||
Практические занятия | 16 | |||
Методы и средства для соединения сетей. Тип соединения звезда и шина. Модем, сетевая карта. Получение информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная почта. Создание электронного ящика. Использование сети Интернет и ее возможностей для организации оперативного обмена информацией. Поиск информации в сети интернет. | 2 | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовить реферат по теме «Развитие операционных систем для локальных сетей». | ||||
Раздел 3. Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | ||||
Тема 3.1. Классификация информационных систем по различным признакам. | Содержание учебного материала | 1 |
| |
1 | Понятие структурированности задач. | 1 | ||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | | ||
| Практические занятия | 5 | | |
Классификация информационных систем по функциональному принципу и уровням управления, по степени автоматизации, по сфере применения. Управление технологическими процессами. Общая схема типовой информационной системы. Интегрированные сети на принципах мультимедийных технологий. Профессионально ориентированные информационные системы, структура, сфера применения. Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | | ||
Раздел 4. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности |
| |||
Тема 4.1. Защита информации | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Закон о защите информации. Авторское право, патент, лицензия, производственные секреты. | 1 | ||
Лабораторные занятия | не предусмотрено | | ||
Практические занятия | 5 | 2 | ||
Вирусы: файловые, сетевые, мутанты, репликаторы. Антивирусные программы: доктора, фаги, ревизоры, детекторы. Классификация вирусов и антивирусных программ. Поиск вирусов с помощью антивирусной программы. | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить опорную схему раскрывающую следующие вопросы: понятие вируса, способы заражения компьютера, классификация вирусов, антивирусные программы, виды антивирусных программ. | 2 | |||
| Дифференцированный зачет | 2 | ||
| Всего: | 108 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ЕН. 02 Информатика требует наличия учебного кабинета – Информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- персональный компьютер преподавателя;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- доска;
-шкаф с раздаточным материалом -2 шт.
Технические средства обучения:
–компьютеры (рабочие станции);
мультимедийный проектор;
сервер;
локальная сеть;
выход в глобальную сеть;
внешние накопители информации;
–мобильные устройства для хранения информации;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
аудиовизуальные средства.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для преподавателей
Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2016
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – 8-e изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Михеева Е.В, Титова О.И. Информатика: учеб. для сред. проф образования / под ред. Михеевой Е.В. — М., Издательский центр «Академия»2016.
Для обучающихся
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие. – 9-e изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2016.
Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учеб. пособие– 3-e изд., перераб и доп.. – М.: Эксмо», 2016
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М.: ИЦ, 2016
Дополнительные источники:
Для преподавателей
Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2016.
Симонович С.В, Информатика базовый курс: учеб.– 2-e изд.,– СПб: Питер, 2016.
Официальный учебный курс Microsoft Office 2007: Базовый курс. – М., 2016.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Цветкова М.С.Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Интернет-ресурсы:
Информационные технологии. http://novtex.ru/IT/
Информатика и образование. http://infojournal.ru/journal/
Информационные технологии и вычислительные системы. http://www.jitcs.ru/
федеральный портал «Российское образование» http:// www.edu.ru ;
федеральный портал «Информационно – коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru ;
Электронная энциклопедия Windows http://www.winpedia.ru.
www.intuit.ru/studies/courses(Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications(Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
4 Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
| контроль выполнения практических заданий |
| контроль выполнения практических заданий |
| индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
| контроль выполнения практических заданий |
| контроль выполнения практических заданий |
знать:
| Оценка выполнения практических заданий. Компьютерное тестирование. |
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий |
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
| Оценка составления глоссария по ключевым понятиям тем разделов 1-3, контроль выполнения практических работ |
| фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения практических заданий |
Приложение А
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Не предусмотрено
Приложение Б
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
названия ок | технология формирования ок (на учебных занятиях) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
|
.
Приложение В
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | Код формируемых компетенций | ||
1 | Введение в настольные издательские системы. Сравнительная характеристика НИС и текстового процессора | 1 | Учебная дискуссия, интерактивная лекция | ОК1, ОК3-ОК5 | ||
3 | Использование многоколончатой вёрстки, сносок, колонтитулов в MS Word. | 2 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
4 | Работа с редактором формул в MS Word. | 2 | Анализ конкретных ситуаций | ОК8, ОК9 | ||
6 | Использование логической функции ЕСЛИ для решения квадратных уравнений в MS Excel. | 1 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
7 | Построение графиков функций в MS Excel. | 2 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
8 | Системы управления базами данных (СУБД). Возможности СУБД. Основные элементы БД. Режимы работы. | 1 | Технология критического мышления методом чтения и письма (ТКМЧП) | ОК1, ОК3 | ||
9 | Работа в СУБД MS Access. Создание таблиц, форм. | 2 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
11 | Моделирование БД по текущему и плановому ремонту сварочного оборудования с использованием СУБД MS Access. | 1 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
13 | Создание изображений в растровом и векторном редакторах. | 1 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
15 | Демонстрация слайд-фильма и настройка анимации объектов средствами MS Power Point. | 2 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8, ОК9 | ||
16 | Телекоммуникации. Аппаратные средства Интернета. Способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Браузер. Каналы связи. | 1 | Метод иллюстрации и демонстрации | ОК1, ОК3-ОК5 | ||
17 | Организация работы с Интернет-ресурсами. | 1 | Анализ конкретных ситуаций Практический метод | ОК8,ОК9 | ||
18 | Основные услуги Интернет | 1 | Деловая игра | ОК1, ОК3-ОК5 | ||
19 | Электронная почта в профессиональной деятельности. Организация приема и передачи информации в сети. | 1 | Учебная дискуссия, интерактивная лекция | ОК1, ОК3-ОК5 | ||
20 | Основы проектирования Web-страниц. Современные технологии создания Web-сайтов. | 1 | Мозговой шторм | ОК1, ОК3-ОК5 | ||
Максимальная учебная нагрузка | 108 | | ||||
Обязательные учебные занятия | 72 | |||||
Количество часов использования активных и интерактивных форм и методов обучения | 20 | |||||
% использования активных и интерактивных форм и методов обучения от обязательной учебной нагрузки | 28% |
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ | № страницы | Результаты актуализации | Дата актуализации | Подпись разработчика |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |