Рабочая программа предмета «Литература», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Витинская ОШ (далее ООП ООО МКОУ Витинская ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебников В.Я. Коровиной «Литература».
В соответствии с учебным планом ООП ООО МКОУ Витинская ОШ учебный предмет «Литература» реализуется по 3 часа в неделю в 5, 6, 9 классах и по 2 часов в неделю в 7-8 классах, за счет часов обязательной предметной области «Русский язык и литература». Общий объём учебного времени в 5, 6, 9 классах - 105 ч, в 7-8 классах по 70 ч. Всего на изучение литературы отводится 455 ч.
Предмет «Литература» в начальном общем образовании изучается с целью:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального и основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований; научно- технического творчества, проектной деятельности;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Второй уровень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).
Смелова Галина Семёновна ,