МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Амурской области
Администрация Завитинского муниципального округа
МБОУ СОШ с.Антоновка Завитинского района Амурской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Л.Н. Шеленкова №1 от «30» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР ________________________ Н.И. Арефина №1 от «29» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Э.С.Ширяева №1 от «31» 08 2023 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Россия – мои горизонты
Класс – 6-11
с.Антоновка 2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты
Всферегражданскоговоспитания:
готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ,уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникампредстоитвзаимодействоватьврамкахреализациипрограммы;
готовностькразнообразнойсовместнойдеятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программынаосновевзаимопонимания и взаимопомощи.
Всферепатриотическоговоспитания:
осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюистории,культурыРоссийской Федерации, своего края,народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,спорту,технологиям,боевымподвигамитрудовымдостижениямнарода,скоторыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий напредприятияхсвоего региона.
Всфередуховно-нравственноговоспитания:
ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;
готовностьоцениватьсвоёповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствийпоступков;
осознаниеважностисвободыинеобходимостибратьнасебяответственностьвситуацииподготовки к выбору будущей профессии.
Всфереэстетическоговоспитания:
осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражениядляпредставителей многихпрофессий;
стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства,втомчислеприкладного;
стремлениесоздаватьвокругсебяэстетическипривлекательнуюсредувнезависимостиоттойсферыпрофессиональнойдеятельности,которойшкольникпланируетзаниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, втомчисленавыков безопасного поведениявинтернет-среде;
ответственноеотношениексвоемуздоровьюиустановканаздоровыйобразжизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостьюпрофессиональногосамоопределения,осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели, связанныесбудущей профессиональной жизнью;
умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
умениеосознаватьэмоциональноесостояниесебяидругих,умениеуправлятьсобственнымэмоциональнымсостояниемдляэкономии внутреннихресурсов;
сформированностьнавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуитакогожеправадругого человека.
Всферетрудовоговоспитания:
установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи,образовательнойорганизации,города,края)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакого родадеятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том численаосновезнаний,полученныхвходеизученияпрограммыпроекта;
осознаниеважностиобучениянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональнойдеятельностииразвитиенеобходимыхуменийдляэтого;
готовностьадаптироватьсявпрофессиональнойсреде;
уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;
осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойобразовательнойтраекторииижизненныхплановсучётомличныхиобщественныхинтересов ипотребностей.
Всфереэкологическоговоспитания:
повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления спрофессиямисферы«человек-природа»;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числеосознаниепотенциальногоущербаприроде,которыйсопровождаеттуилиинуюпрофессиональнуюдеятельность;
осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологической и социальнойсред.
Всферепониманияценностинаучногопознания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы насовременнуюсистемунаучныхпредставленийобосновныхзакономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека сприроднойисоциальной средой;
овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниямира,средствомсамосовершенствованиячеловека,втомчислевпрофессиональнойсфере;
овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельностивпроцессеизучениямирапрофессий,установканаосмыслениесобственногоопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиженияцелииндивидуальногои коллективного благополучия.
Всфереадаптациикизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
освоениесоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественногоповедения,формсоциальнойжизнивгруппахисообществах,включаясемью,группы,сформированныепо профессиональному признаку;
способностьдействоватьвусловияхнеопределённости,повышатьуровеньсвоейкомпетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться удругихлюдей,осознаватьвсовместнойдеятельностиновыезнания,навыкиикомпетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферахдеятельности;
навыквыявленияисвязыванияобразов,способностьосознаватьдефицитысобственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числепрофессиональное;
умениеоперироватьтерминамиипредставлениямивобластиконцепцииустойчивогоразвития;
умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
умениеоцениватьсвоидействиясучётомвлияниянаокружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследствий;
способностьосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизмененияи их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формироватьопыт,уметь находить позитивноев произошедшей ситуации.
Метапредметныерезультаты
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:
выявлятьдефицитинформацииотойилиинойпрофессии,необходимойдляполнотыпредставленийоней,инаходитьспособыдлярешениявозникшейпроблемы;
использоватьвопросыкакинструментдляпознаниябудущейпрофессии;
аргументироватьсвоюпозицию,мнение;
оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеработысинтернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогообсужденияв группеили в паре;
прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихпоследствия,связанные свыборомбудущейпрофессии;
выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или инуюспециальностьв новых условиях;
применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформации,связаннойспрофессиональнойдеятельностьюилидальнейшимобучением;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидов и формпредставления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту жеидею,версию) в различных информационных источниках;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации,предназначеннуюдляостальныхучастниковпрограммы.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:
восприниматьиформулироватьсуждениявсоответствиисцелямииусловиямиобщенияврамкахзанятий, включённыхвпрограмму;
выражатьсвоюточкузрения;распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков,знатьираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуаций и стараться смягчать конфликты;
пониматьнамерениядругихучастниковзанятийпопрограммепроекта«Билетвбудущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим взанятиях,в корректной форме формулироватьсвои возражения;
входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения друг сдругом;
сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
публичнопредставлятьрезультатыработы,проделаннойврамкахвыполнениязаданий,связанных стематикойкурса по профориентации;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы прирешенииконкретнойпроблемы,приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективнопланироватьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждать процесси результатсовместной работы;
уметьобобщатьмнениянесколькихучастниковпрограммы,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговыештурмы идр.);
выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоидействиясдействиямидругихучастников.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:
выявлятьпроблемы,возникающиевходевыборабудущейпрофессии;
ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятиерешения в группе, принятиерешений группой);
делатьвыборибратьнасебяответственностьзарешения,принимаемыевпроцессепрофессиональногосамоопределения;
владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
предвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьпривыборебудущейпрофессии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, даватьоценкуопыту,приобретённомувходепрохожденияпрограммыкурса,уметьнаходитьпозитивноев любой ситуации;
уметьвноситькоррективывсвоюдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,установленных ошибок,возникших трудностей;
различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциями;
уметьставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамеренияучастниковкурса, осознанно относитьсяк ним.
Предметныерезультаты
ПредметныерезультатыосвоенияПрограммыосновногообщегообразованияпредставлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых входепрофориентационной деятельности школьников.
Русскийязык:
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощисовременных средств устной и письменной речи): создание устных монологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюденийиличныхвпечатлений,чтенияучебно-научной,художественнойинаучно-популярнойлитературы:монолог-описание,монолог-рассуждение, монолог-повествование;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запросинформации,сообщениеинформации;
обсуждениеичёткаяформулировкацели,планасовместнойгрупповойдеятельности;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперированиеею,свободноепользованиелингвистическимисловарями,справочнойлитературой,втомчислеинформационно-справочными системамивэлектронной форме;
создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построениятекста:соответствиетекстатемеиосновноймысли,цельностьиотносительнаязаконченность;
последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от целитекста,типаречи);
правильностьвыделенияабзацеввтексте,наличиеграмматическойсвязипредложенийв тексте, логичность.
Литература:
овладениеумениемиспользоватьсловариисправочники,втомчислеинформационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенныеисточникивбиблиотечныхфондах,Интернетедлявыполненияучебнойзадачи;
применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.Иностранныйязык:
овладениеосновнымивидамиречевойдеятельностиврамкахзнакомствасоспецификойсовременных профессий;
приобретениеопытапрактическойдеятельностивжизни:соблюдатьправилаинформационнойбезопасностивситуацияхповседневнойжизнииприработев Интернете;
использоватьиноязычныесловариисправочники,втомчислеинформационно-справочныесистемы в электронной форме.
Информатика:
овладениеосновнымипонятиями:информация,передача,хранение,обработкаинформации,алгоритм,модель,цифровойпродукт-иихиспользованиемдлярешенияучебных ипрактических задач;
умениеоперироватьединицамиизмеренияинформационногообъёмаискоростипередачиданных;
сформированностьмотивациикпродолжениюизученияинформатикикакпрофильногопредмета.
География:
освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсвойствахгеографическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачестважизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современныхпрактическихзадач своего населенного пункта;
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными иэкономическимиявлениями и процессами;
умение использовать географические знания для описания существенных признаковразнообразныхявлений и процессов вповседневной жизни;
сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильногопредметанауровнесреднего общего образования.
Физика:
умениеиспользоватьзнанияофизическихявленияхвповседневнойжизнидляобеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническимиустройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения вокружающейсреде;
пониманиенеобходимостиприменениядостиженийфизикиитехнологийдлярациональногоприродопользования;
расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных сфизикой и современными технологиями, основанными на достижениях физическойнауки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферусвоейбудущей профессиональной деятельности;
сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильногопредметанауровнесреднего общего образования.
Обществознание:
освоениеиприменениесистемызнанийосоциальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми;важностисемьикакбазового социальногоинститута;характерныхчертахобщества;содержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественныеотношения,включаяправовыенормы,регулирующиетипичныедлянесовершеннолетнегоичленовегосемьиобщественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейногоправа, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономическойсфере(в области макро- и микроэкономики);
умениеприводитьпримеры(втомчислемоделироватьситуации)деятельностилюдей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различныхсферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основныхфункций;разноготипасоциальныхотношений;ситуаций,регулируемыхразличнымивидами социальных норм;
умениеклассифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)социальныеобъекты,явления,процессы,относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,элементыи основныефункции;
овладениеприёмамипоискаиизвлечениясоциальнойинформации(текстовой,графической,аудиовизуальной)позаданнойтемеизразличныхадаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийсредствмассовойинформации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасностиприработев Интернете;
приобретениеопытаиспользованияполученныхзнаний,включаяосновыфинансовойграмотности,впрактической(включаявыполнениепроектовиндивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации изащиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителяфинансовыхуслуг)иосознанноговыполнениягражданскихобязанностей;дляанализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансовогоплана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональнойсфере;дляопытапубличногопредставлениярезультатовсвоейдеятельностивсоответствиистемойиситуациейобщения,особенностямиаудиторииирегламентом.
Биология:
владение навыками работы с информацией биологического содержания,представленнойвразнойформе(ввидетекста,табличныхданных,схем,графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки еёдостоверности;
умениеинтегрироватьбиологическиезнаниясознаниямидругихучебныхпредметов;
интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильногопредмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональнойдеятельностивобластибиологии,медицины,экологии,ветеринарии,сельскогохозяйства,пищевойпромышленности,психологии, искусства,спорта.
Изобразительноеискусство:
сформированностьсистемызнанийоразличныххудожественныхматериалахвизобразительномискусстве;оразличныхспособахживописногопостроенияизображения;остиляхиразличныхжанрахизобразительногоискусства;овыдающихсяотечественныхизарубежныххудожниках,скульпторахиархитекторах.
Основыбезопасностижизнедеятельности:
сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенныхзнаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасногоповедения;
овладениезнаниямииумениямипредупрежденияопасныхичрезвычайныхситуацийвовремяпребываниявразличныхсредах(впомещении,наулице,наприроде, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации,привоздействии рисков культурной среды).
Содержаниекурсапопрофориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
‒ «ХОЧУ» – ваши интересы;
‒ «МОГУ» – ваши способности;
‒ «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность. Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий: формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений. Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности:
‒ естественно-научное направление;
‒ инженерно-техническое направление;
‒ информационно-технологическое направление;
‒ оборонно-спортивное направление;
‒ производственно-технологическое направление;
‒ социально-гуманитарное направление;
‒ финансово-экономическое направление;
‒ творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате).
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее» («Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе профессионального образования.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения).
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование мобильных устройств.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей.
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. 28 Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях военной службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления служебного жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в государственных структурах.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности.
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»).
4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог.
6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения.
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
№ | Дата | Классы - участники Профминимума (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») | Классы - участники Профминимума (зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») | Кол-во часов |
1 | 7 сентября 2023 г. | Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ — счастье в труде) | 1 | |
2 | 14 сентября 2023 г. | Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) | 1 | |
3 | 21 сентября 2023 г. | Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов | Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов | 1 |
4 | 28 сентября 2023 г. | Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) | 1 | |
5 | 5 октября 2023 г. | Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) | 1 | |
6 | 12 октября 2023 г. | Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) | Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов | 1 |
7 | 19 октября 2023 г. | Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) | 1 | |
8 | 26 октября 2023 г. | Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) | 1 | |
9 | 2 ноября 2023 г | Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) | 1 | |
10 | 9 ноября 2023 г. | Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) | 1 | |
11 | 16 ноября 2023 г | Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) | Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов | 1 |
12 | 23 ноября 2023 г. | Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) | 1 | |
13 | 30 ноября 2023 г. | Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор, электромонтер и др.) | 1 | |
14 | 7 декабря 2023 г. | Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) | 1 | |
15 | 14 декабря 2023 г. | Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) | 1 | |
16 | 21 декабря 2023 г. | Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна» | 1 | |
17 | 11 января 2024 г. | Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) | 1 | |
18 | 18 января 2024 г. | Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) | 1 | |
19 | 25 января 2024 г. | Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) | 1 | |
20 | 1 февраля 2024 г. | Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) | 1 | |
21 | 8 февраля 2024 г. | Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) | 1 | |
22 | 15 февраля 2024 г. | Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) | 1 | |
23 | 22 февраля 2024 г. | Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) | 1 | |
24 | 29 февраля 2024 г. | Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) | 1 | |
25 | 7 марта 2024 г. | Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) | 1 | |
26 | 14 марта 2024 г. | Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) | 1 | |
27 | 21 марта 2024 г. | Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) | 1 | |
28 | 28 марта 2024 г. | Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) | 1 | |
29 | 4 апреля 2024 г. | Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») | 1 | |
30 | 11 апреля 2024 г. | Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») | 1 | |
31 | 18 апреля 2024 г. | Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») | 1 | |
32 | 25 апреля 2024 г. | Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») | 1 | |
33 | 2 мая 2024 г. | Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») | 1 | |
34 | 16 мая 2024 г. | Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна» | 1 |