Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова
г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от « 29 » августа 2019 года | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 30 » августа 2019 года | УТВЕРЖДЕНО приказом директора № 137/05-02 от « 30» августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мой край»
ДЛЯ 4А КЛАССА
НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Овечникова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования
(приказ МО РФ от 06.10.2009 №373)
(в ред. От 31.12.2015 № 1576)
Введение
По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центром проблематики ХХ1 века является «постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ…»
С целью разрешения данной проблемы разработана авторская программа курса для младших школьников «Мой край». Программа построена на основе интеграции различного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, искусствоведческого, экономического.
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на обучающихся начальной школы и предназначена для внеклассной работы. Курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал на основе краеведческих знаний.
Цели и задачи курса
Основная цель курса – привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.
Задачи:
Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и Смоленской области, о значении города и области в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о вязьмичах и смолянах, прославивших родной край.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.
Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего края; любви и уважения к землякам; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
2.2.Формы, методы и приёмы работы
Курс кружковой работы «Мой край» предусматривает следующие методы работы с детьми:
Беседа
Рассказ
Чтение и обсуждение книг по теме занятия
Просмотр презентаций, диафильмов, кинофильмов
Встречи с участниками исторических событий
Сбор материалов о родном крае
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными:
Занятия в классе
Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города
Заочные экскурсии
Занятия-путешествия
Занятия-викторины
На занятиях целесообразно использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходств в событиях, выявление причин и значений событий.
3.Содержание программы курса
и примерное тематическое планирование
Программа курса включает в себя три раздела:
Природа родного края
Культура родного края
История родного края
Первый раздел предполагает знакомство с климатом, полезными ископаемыми, водоёмами, растительным и животным миром Смоленщины.
Второй раздел знакомит с жилищами и одеждой наших предков, храмами и монастырями Вязьмы и Смоленска, с современной культурной жизнью нашего города (музеи, литературный салон, народный театр, ТЮЗ, библиотеки, художественная и музыкальная школа).
Третий раздел знакомит с военным прошлым нашего города-форпоста, с наградой (Вязьма – город воинской славы), с памятниками и памятными местами боевой славы, с людьми, прославившими наш город и область.
Примерное тематическое планирование
№п/п | Кол-во часов | Тема занятия, основное содержание |
1 | 1 | Вводное занятие. Беседа «Что вы знаете о нашем городе?» |
2 | 1 | Растения нашего края. Экскурсия в парк. Изготовление гербария. |
3 | 1 | Растения нашего края. Деревья, кустарники, травы. Викторина «Этажи леса». |
4 | 1 | Реки, озёра, болота Вяземского района. Практическое занятие. Работа с картами Смоленской области и Вяземского района. |
5 | 1 | Животный мир Смоленщины. Кто живёт в наших лесах, реках? Просмотр презентации.Охрана животных. |
6 | 1 | Погода (климат) в разные времена года. Конкурс загадок о природных явлениях. |
7 | 1 | Что такое полезные ископаемые? Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых. |
8-11 | 4 | Культурная жизнь нашего города. Экскурсии в выставочный зал, литературный салон, художественную и музыкальную школы. |
12-13 | 2 | Культурная жизнь нашего города. Театры в Вязьме: ТЮЗ, народный театр. Встреча с актёрами вяземских театров. |
14-15 | 2 | Экскурсия «Из истории Иоанно-Предтечева монстыря» (скульптурное изображение князя вяземского Симеона и его жены Иулиании, церковь Вознесения – надвратная церковь Иоанно-Предтечева монастыря, жемчужина нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии). |
16-17 | 2 | Экскурсия «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор). |
18-19 | 2 | Экскурсия в музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» (прогулка по парку, экскурсия по усадьбе, музей П. С. Нахимова). |
20 | 1 | Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города) |
21 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с жилищами и одеждой наших предков, с военным прошлым города Вязьма. |
22-23 | 2 | Заочная экскурсия «Вязьма в войне 1812 года». Просмотр презентации «Памятник Перновскому полку». |
24-25 | 2 | Вязьма – город воинской славы. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Возложение венков на братском захоронении вяземских подпольщиков на Екатерининском кладбище. |
26-27 | 2 | Заочная экскурсия по улицам города, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Практическая работа с картой города. |
28 | 1 | Заочная экскурсия в город Смоленск. Просмотр презентаций о памятных местах Смоленска (музей Великой Отечественной войны, Вечный огонь, музей льна и др.) |
29 | 1 | Заочная экскурсия в город Смоленск: Успенский собор, Смоленская крепостная стена, башни крепостной стены. |
30-31 | 2 | Беседа «Знаменитые земляки». Почетные граждане города . |
32 | 1 | Наш город сегодня. Образовательные учреждения города |
33 | 1 | Промышленность города. |
34 | 1 | Викторина «История нашего города» |
| Итого 34 ч |
|
4.Литература
Болотова С. А. Азбука Смоленского края , Смоленск, 2006
Смирнов Е. М. Город Вязьма над Вязьмой рекой, В., 1997
Батуева Л. Воспитание историей, М.:изд. «Советская Россия»,1987
Махотин Б. К живым истокам, Смоленск: «Московский рабочий»,1989
Смирнов И. А. Вязьма – старинный русский город, Смоленск, изд-во «Московский рабочий», 1988
Будаев Д. И. Смоляне и Смоленский край, М.: «Московский рабочий», 1976