Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"

Программа курса рассчитана на обучающихся начальной школы и предназначена для внеклассной работы. Курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал на основе краеведческих знаний.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова

г. Вязьмы Смоленской области


СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического объединения учителей начальных классов

протокол № 1

от « 29 » августа 2019 года

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 1

от « 30 » августа 2019 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

№ 137/05-02

от « 30» августа 2019 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Мой край»







ДЛЯ КЛАССА



НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составитель программы





Овечникова Елена Николаевна

высшая квалификационная категория















Соответствует федеральному государственному

образовательному стандарту начального общего образования

(приказ МО РФ от 06.10.2009 №373)

(в ред. От 31.12.2015 № 1576)





  1. Введение


По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центром проблематики ХХ1 века является «постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ…»

С целью разрешения данной проблемы разработана авторская программа курса для младших школьников «Мой край». Программа построена на основе интеграции различного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, искусствоведческого, экономического.



  1. Пояснительная записка



Программа курса рассчитана на обучающихся начальной школы и предназначена для внеклассной работы. Курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал на основе краеведческих знаний.


    1. Цели и задачи курса


Основная цель курса привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.



Задачи:

  • Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и Смоленской области, о значении города и области в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о вязьмичах и смолянах, прославивших родной край.

  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.

  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего края; любви и уважения к землякам; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.




2.2.Формы, методы и приёмы работы


Курс кружковой работы «Мой край» предусматривает следующие методы работы с детьми:


  • Беседа

  • Рассказ

  • Чтение и обсуждение книг по теме занятия

  • Просмотр презентаций, диафильмов, кинофильмов

  • Встречи с участниками исторических событий

  • Сбор материалов о родном крае


Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными:


  • Занятия в классе

  • Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города

  • Заочные экскурсии

  • Занятия-путешествия

  • Занятия-викторины

На занятиях целесообразно использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходств в событиях, выявление причин и значений событий.


3.Содержание программы курса

и примерное тематическое планирование


Программа курса включает в себя три раздела:

  • Природа родного края

  • Культура родного края

  • История родного края


Первый раздел предполагает знакомство с климатом, полезными ископаемыми, водоёмами, растительным и животным миром Смоленщины.

Второй раздел знакомит с жилищами и одеждой наших предков, храмами и монастырями Вязьмы и Смоленска, с современной культурной жизнью нашего города (музеи, литературный салон, народный театр, ТЮЗ, библиотеки, художественная и музыкальная школа).

Третий раздел знакомит с военным прошлым нашего города-форпоста, с наградой (Вязьма – город воинской славы), с памятниками и памятными местами боевой славы, с людьми, прославившими наш город и область.



Примерное тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Тема занятия, основное содержание

1

1

Вводное занятие. Беседа «Что вы знаете о нашем городе?»

2

1

Растения нашего края. Экскурсия в парк. Изготовление гербария.

3

1

Растения нашего края. Деревья, кустарники, травы.

Викторина «Этажи леса».

4

1

Реки, озёра, болота Вяземского района. Практическое занятие. Работа с картами Смоленской области и Вяземского района.

5

1

Животный мир Смоленщины. Кто живёт в наших лесах, реках? Просмотр презентации.Охрана животных.

6

1

Погода (климат) в разные времена года. Конкурс загадок о природных явлениях.

7

1

Что такое полезные ископаемые? Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

8-11

4

Культурная жизнь нашего города. Экскурсии в выставочный зал, литературный салон, художественную и музыкальную школы.

12-13

2

Культурная жизнь нашего города. Театры в Вязьме: ТЮЗ, народный театр. Встреча с актёрами вяземских театров.

14-15

2

Экскурсия «Из истории Иоанно-Предтечева монстыря» (скульптурное изображение князя вяземского Симеона и его жены Иулиании, церковь Вознесения – надвратная церковь Иоанно-Предтечева монастыря, жемчужина нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии).

16-17

2

Экскурсия «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор).

18-19

2

Экскурсия в музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» (прогулка по парку, экскурсия по усадьбе, музей П. С. Нахимова).

20

1

Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города)

21

1

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с жилищами и одеждой наших предков, с военным прошлым города Вязьма.

22-23

2

Заочная экскурсия «Вязьма в войне 1812 года». Просмотр презентации «Памятник Перновскому полку».

24-25

2

Вязьма – город воинской славы. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Возложение венков на братском захоронении вяземских подпольщиков на Екатерининском кладбище.

26-27

2

Заочная экскурсия по улицам города, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Практическая работа с картой города.

28

1

Заочная экскурсия в город Смоленск. Просмотр презентаций о памятных местах Смоленска (музей Великой Отечественной войны, Вечный огонь, музей льна и др.)

29

1

Заочная экскурсия в город Смоленск: Успенский собор, Смоленская крепостная стена, башни крепостной стены.

30-31

2

Беседа «Знаменитые земляки». Почетные граждане города .

32

1

Наш город сегодня. Образовательные учреждения города

33

1

Промышленность города.

34

1

Викторина «История нашего города»


Итого

34 ч









4.Литература


    1. Болотова С. А. Азбука Смоленского края , Смоленск, 2006

    2. Смирнов Е. М. Город Вязьма над Вязьмой рекой, В., 1997

    3. Батуева Л. Воспитание историей, М.:изд. «Советская Россия»,1987

    4. Махотин Б. К живым истокам, Смоленск: «Московский рабочий»,1989

    5. Смирнов И. А. Вязьма – старинный русский город, Смоленск, изд-во «Московский рабочий», 1988

    6. Будаев Д. И. Смоляне и Смоленский край, М.: «Московский рабочий», 1976

Сохранить у себя:
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки